Получи документы

Игровая деятельность дошкольников как один из способов освоения социальных отношений

Буданцева Наталия
Игровая деятельность дошкольников как один из способов освоения социальных отношений

Во всех учебниках по педагогике и психологии игру называют ведущим способом освоения мира у дошкольников. Так уж происходит процесс взросления – в детстве ощущения всегда ярче, эмоции сильнее, фантазия работает более бурно. Без игр и окутывающей их романтики детям неинтересно. Сюжетно-ролевая игра существует в трех временных измерениях одновременно: прошлом, настоящем и будущем.

Публикация «Игровая деятельность дошкольников как один из способов освоения социальных отношений» размещена в разделах

Из собственного прошлого дети черпают опыт, который необходим для создания аптеки, парикмахерской или отделения полиции. Настоящее дарит им радость момента. А в измерении будущего игра закрепляют свойства и качества, помогающие детям развивать творческие и социальные навыки. Педагоги и психологи давно заметили тот факт, что дети в процессе игры быстро и легко усваивают новые знания и умения. Детская игра напоминает многогранник. Одновременно она выступает самостоятельная деятельность, способствующая гармоничному развитию личности, и тут же как эффективное средство формирования и сплочения коллектива, и метод организации других видов деятельности, и способ коммуникации. Педагогам стоит обратить внимание на последний пункт. Ни для кого ни секрет, что последнее время в дошкольных учреждениях возросло количество детей, испытывающих трудности в общении. В детском саду все чаще появляются воспитанники с нарушениями в общении – например, с высокой степенью застенчивости, крайне неуверенные в себе, многие отличаются тревожностью, агрессивностью, наличием СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности). Эмоциональная зажатость или наоборот, вспыльчивость, частые смены настроения могут приводить к постоянным конфликтам между детьми, мешают полноценно заниматься любым видом деятельность, но самое главное – препятствуют общению ребенка с окружающими, а значит не позволяют эффективно усваивать социальные навыки. К сожалению, телевизор и компьютер, точнее, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. В настоящее время коммуникативное развитие дошкольников вызывает тревогу. Ребята, испытывают серьёзные трудности в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в системах «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-взрослый». Дети не умеют общаться друг с другом, испытывают трудности в усвоении нравственных норм, педагоги и психологи отмечают повышенную конфликтность и агрессивность в общении детей друг с другом, проявление безразличия к проблемам сверстников, нежелание уступить или договориться. Общение, и только живое человеческое общение, обогащает жизнь детей, формирует коммуникативные умения и взаимоотношения. Вот здесь на помощь педагогу в первую очередь может прийти игра. Дети во время игр учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Вступая в игре в реальные отношения со своими сверстниками и педагогами, ребенок проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагировании, с другой формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его социально-коммуникативный опыт.

В современной педагогической теории игры разделяют по содержанию, содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Кроме того выделяют два основных типа игр: игры с фиксированными правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также все разнообразие развивающих интеллектуальных игр, а также музыкальные и театрализованные игры. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые, которые рассчитаны на то, чтобы развивать фантазию детей, и кроме того исподволь стимулировать у них социальные навыки. Правила в сюжетно-ролевых играх неочевидны, чаще всего они присутствуют в скрытом виде и обычно возникают в ходе договоренностей между участниками уже в процессе. Правила определяют поведение воспроизводимых героев: продавщица не продает себе фрукты, парикмахер не делает себе прическу, пассажир автобуса не садится на место водителя.

Раскроем подробнее характерные особенности двух типов игр. Как уже упоминалось выше, в дидактических играх всегда присутствуют готовое содержание и свод правил. Во время дидактической игры дети конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления об окружающем мире. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников, такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, и т. д., а также развивает память и внимание. Кроме того дидактические игры способствуют развитию коммуникативных навыков: способностей выполнять задание вместе, договариваться в процессе и т. д. Педагоги и психологи специально разрабатывают такие игры, для того чтобы в максимально легкой и доступной форме обучать и воспитывать детей. Дидактические игры разнообразны по содержанию, по форме организации, по виду обучающих задач. На данный момент в педагогике существует несколько взглядов на классификацию дидактических игр. И, конечно же, важным моментом является руководство дидактическими играми, используемыми в работе с детьми дошкольного возраста, со стороны педагога.

Воспитательно-образовательное содержание таких игр формулируется в виде дидактической задачи, однако эта задача для детей является скрытой и реализуется косвенным образом. Чаще всего через задачу игровую, игровые действия и правила. По характеру используемого материала дидактические игры подразделяются на три группы:

• предметные (в основном это дидактические игрушки и материалы);

настольно - печатные: игры, основанные на подборе картинок по принципу сходства (лото, домино) или сложения из частей целого (разрезные картинки, а также игры, развивающие логическое мышление;

• словесные игры, включающие подавляющее количество народных игр («Колечко», «Молчанка», «Да и нет не говорите»).

Сложность и в то же время привлекательность словесных игр заключается в том, что в них дети оперируют абстрактными представлениями, самостоятельно делают выводы, отмечают логические ошибки, проявляют внимательность наряду со скоростью реакции.

Не стоит умалять значение подвижных играх, выступающих в качестве основного инструмента физического воспитания детей в дошкольном возрасте. Такие игры требуют от играющих активных двигательных действий, которые заранее заложены в правилах. Основной характеристикой подвижных игр и игр с элементами спорта дошкольников является их соревновательный, а также коллективный характер. В них проявляется умение детей действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях и моментально реагировать на постоянно возникающие вызовы, обусловленные правилами или соперниками.

Нужно отметить сюжетно-ролевые игры, которые занимают особое место в духовном и нравственном воспитании ребнка. Чаще всего они носят коллективный характер, словно в зеркале отражая взаимоотношения в обществе.

Несмотря на кажущиеся различия, все виды детских игр с педагогической точки зрения имеют много общего. Педагогу стоит в первую очередь обратить внимание на то, какие героев для подражания выбирают дети, каким образом они коммуницируют между собой, согласуют игровые действия между собой, достигают компромисса.

Коллективные сюжетно-ролевые игры в первую очередь развивают у детей чувство общности и навык коллективной работы. Отличительные особенности сюжетно-ролевой игровой деятельности заключаются в добровольности, а также в высокой активности и постоянном взаимодействии участников. В сюжетно-ролевых играх большое значение имеют способы сотрудничества, взаимодействие при достижении общей цели, действия в рамках норм и правил, которые устанавливают сами дети.

Все качества, получаемые во время таких игр: организованность, дисциплина, креативность, скорость реакции, стрессоустойчивость – важны для людей настоящего и будущего.

Игра позволяет каждому ребнку ощутить себя субъектом жизнедеятельности, проявить и развить свою личность. Это обусловлено тем, что игра имеет ближайшее отношение к сфере потребностей: в игре происходит исполнение желаний. В игре совершаются лишь те действия, цели, которые значимы для индивида по их внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности

Широкое использование методик, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми позволяет ребенку активно изучать и осваивать окружающий мир и является непременным условием разностороннего развития личности.

Публикации по теме:

Сказкотерапия как один из способов преодоления конфликтов в детском коллективе ДОУ Старший воспитатель МДОУ – Центр развития ребёнка – детский сад № 35 Кошкина Наталья Александровна «Сказкотерапия, как один из способов.

Технологические карты освоения способов постановки вопросов «Технологические карты освоения способов постановки вопросов». Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают.

Игровая деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции старших дошкольников с нарушением слуха Доклад подготовила воспитатель структурного подразделения "Детский сад" школы - интернат №23 г. Белгород Кондрашина Маргарита Александровна.

Консультация «Игровая деятельность в работе по музыкальному воспитанию дошкольников» Игра – не только форма организации жизни ребёнка, но и активный способ присвоения ребёнком социального опыта. В дошкольном образовательном.

Консультация для родителей «Детский фитнес как один из способов здоровьесбережения» Детский фитнес – это организация физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей в дошкольных образовательных учреждениях и в фитнесцентрах.

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников Составитель: музыкальный руководитель Христенко.

Проектная деятельность как средство оптимизации партнерских отношений На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества.

Стенгазета как один из способов поддержки детской и родительской инициативы в ДОУСтенгазета как один из способов поддержки детской и родительской инициативы в ДОУ Наладить хорошие взаимоотношения с родителями воспитанников – одна из главных задач воспитателя. Отдавая свое маленькое сокровище в детский.

Консультация для педагогов «Экологическая проектная деятельность как один из способов формирования познавательного интереса» Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Занятие «В мире друзей» для детей подготовительной группы по разделу программы «Мир социальных отношений»Занятие «В мире друзей» для детей подготовительной группы по разделу программы «Мир социальных отношений» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №4 «Катюша» Занятие для детей подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая деятельность дошкольников как один из способов освоения социальных отношений
Опубликовано: 15 ноября 2018 в 15:21
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД