Лучший педагог года

Игровая деятельность как средство формирования жизнестойкости у детей старшего дошкольного возраста

Алина Яковенко
Игровая деятельность как средство формирования жизнестойкости у детей старшего дошкольного возраста

Здравствуйте уважаемые коллеги. В рамках проведения педсовета по теме: «Использование игровых технологий, как средство сохранения социально-психологического здоровья всех участников образовательного процесса», вашему вниманию хочу представить сообщение из опыта работы на тему: «Игровая деятельность как средство формирования жизнестойкости у детей старшего дошкольного возраста»

Публикация «Игровая деятельность как средство формирования жизнестойкости у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Жизнестойкость определяет уровень приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания.

Жизнестойкость личности не столько система убеждений, сколько интегральная характеристика личности, позволяющая сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевать жизненные трудности, трансформируя их в ситуации развития.

Жизнестойкость людей можно сравнить с деревьями, которые под порывами грозы склоняют ветви под давлением ветра, но могучий ствол и крепкие корни удерживают их, сохраняют их жизнеспособность. Ветер стихает, и деревья снова радуются солнцу и полны жизненных сил. Но есть и такие деревья, у которых ствол не так могуч и корни не такие крепкие, и они под порывом ветра ломаются. Так же и у людей, в сложных ситуациях они могут либо ломаться, либо потерять устойчивость, либо твердо стоять и переживать проблему без потерь для своего здоровья.

Отношение человека к каким-либо изменениям, как и его возможности, пользоваться своими внутренними ресурсами, определяет, насколько личность способна совладать с трудностями, с которыми она сталкивается каждый день.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья. Ведь именно до семи лет ребёнок проходит путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей не только базу знаний о здоровье и гигиене, о поведении, а научить их быть независящими от чьего-либо мнения, не пугающихся каких-либо трудностей или неудач. Необходимо в этом возрасте объяснить ребенку, что такое качество, как жизнестойкость, позволяет преодолевать трудные жизненные ситуации без негативных последствий для психики и здоровья. Ведь не секрет, что длительные и сложные испытания, вызывающие стресс, часто приводят к обострению различных болезней.

Жизнестойкость ребенка – это способность достаточно легко преодолевать жизненные трудности и изменения, и приспосабливаться к ним.

Игра является важным средством формирования жизнестойкости в старшем дошкольном возрасте. Ребенок проявляет себя в игре таким, какой он есть: один может быть активным, хорошим отзывчивым товарищем, который умеет считаться с замыслом большинства, уступать и проявлять инициативу; другой, напротив, замкнутым, боязливым, не желающим участвовать в игре.

Один известный польский педагог Януш Корчак писал: «…если присмотреться к детским проявлениям в игре, то мы узнаем, чем ребенок является в жизни, среди людей, в действии, что впитывает в себя и, что сам способен дать…» [13].

Мы, воспитатели детского сада, в игровой форме формируем у детей старшего дошкольного возраста самостоятельность, волевые качества, умение преодолевать трудности, что в итоге формирует жизнестойкость. В игре нами предъявляются требования к хорошему взаимоотношению, бережному отношению к игрушкам, к доведению дела до конца.

Наши дети старшего дошкольного возраста наблюдательны, активны, любознательны. Их интересы разносторонние, увеличивается объем знаний, расширяются возможности ознакомления с явлениями общественной жизни.

Проанализировав выше сказанное, напрашивается вывод: чтобы достичь сформированности жизнестойкости, нам необходимо использовать упражнения игрового характера. Ребят очень увлекают, например, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры со строительным материалом, театрализованные представления. Игры, в которых ребенок формирует волевые качества, также помогают сформировать жизнестойкость. Ведь если ребенок хочет завершить строительство города из кубиков, то он будет сидеть до последнего, пока не завершит свою работу.

Также мы используем игры с правилами. К ним относятся дидактические, подвижные, игры-забавы. В их основе лежит четко определённое программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения. Самодеятельность детей при этом не исключается, а сочетается с руководством воспитателя. При овладении опыта игры дети могут играть самостоятельно.

В ходе игровой деятельности мной были проведены упражнения, дидактические игры, приветствия, рефлексии, способствующие формированию жизнестойкости.

Игры на формирование доброжелательного взаимодействия в группе

Упражнение 1

Приветствие «Я рад тебя видеть…»

Дети по кругу приветствуют друг друга: «Я рад (а) приветствовать тебя Танечка»

Упражнение 2

Ребята передают по кругу клубок. Необходимо подбирать такие слова, чтобы друзья поверили в себя, научились проявлять свои лучшие качества, стали жизнелюбивыми и энергичными. Я сейчас передам соседу справа клубок и подбодрю его. Ты такая умница, я уверена, что у тебя все получится. (Дети передают друг другу клубок, и говорят свои пожелания).

Упражнение 3

Рисунок для друга

Необходимо нарисовать подарок для своего друга и подарить со словами: «Я дарю тебе этот рисунок, потому что ты самый….»

Упражнение 4

Игра «Снежинка»

Представьте себе, что вы – снежинки, летите, кружась в легком ветре. Время от времени вы соединяетесь вместе, но не сами по себе, а как я вам предложу. Когда я говорю: «Снежинки, по двое, вы объединяетесь в пары, по трое – в тройки, по пять - в пятерки» и т. д. Все понятно?

Упражнение 5

Игра с мячом:

«Мячик прыгает по кругу!

Мы прощаем всё друг другу!

Между нами - уговор:

Дружим мы без драк и ссор!»

Упражнение 6

«Лучики солнышка»

Дети вместе с педагогом образуют круг, протягивают одну руку в центр, укладывая ладошки друг на друга, как лучики солнышка.

- Мы – лучики одного большого доброго солнышка. Своим светом мы радуем других, а своим теплом согреваем всё вокруг.

Какие наши ручки-лучики?

(Тёплые, нежные, мягкие и другие варианты ответов детей).

Упражнение 7

Коммуникативная игра «Рассказ по кругу»

Цель игры:

- развивать у детей умение общаться, вступать в процесс общения, ориентироваться в ситуации общения.

Ребята сидят в кругу. Первый ребёнок (самый смелый) начинает рассказ: «Однажды летним днём …», его рассказ продолжает следующий ребёнок, и рассказ продолжается по кругу.

Игры на формирование взаимоподдержки и взаимовыручки

Упражнение 8

«Облака»

Облака раскладываются на определенном расстоянии друг от друга, но так, чтобы можно было перешагнуть с одного на другое без помощи. Детям предлагается пройтись по облакам. Затем облачко убирается и расстояние становится больше, затем еще одно и так далее пока расстояние не станет таким, что без помощи товарища они не смогут переступать. Дети должны догадаться о том, что нужно помочь товарищу, если они не догадываются, то ведущий намекает на то, что чтобы преодолеть сложность нужно взяться за руки.

Упражнение 9

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Закройте глаза, протяните навстречу друг другу, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся, злятся, сердятся. Опустите руки.

Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помериться. Ваши руки мирятся, они просят прощение, вы остаётесь друзьями.

-Ребята, вы видите, что иногда, чтобы помириться или помочь друг другу достаточно просто протянуть руку помощи. А чтобы вы были у меня более уверенными, я научу вас волшебному заклинанию.

Игры на формирование уверенности в себе и своих силах

Упражнение 10

Игра «Я смогу»

Ребятам необходимо было молча ходить по группе. Когда я хлопала в ладоши, они произносили волшебную фразу «Я смогу», благодаря которой теперь в трудной ситуации ребята будут говорить эту фразу.

Упражнение 11

Коммуникативная игра «Расскажи о добром поступке»

Ребята сидят в кругу и по очереди рассказывают о своих добрых поступках. После рассказа руки протягивают вперёд, ладошки кладут к середине круга.

Таким образом, игровая деятельность является одним из важных средств формирования жизнестойкости у детей старшего дошкольного возраста. В процессе игровой деятельности у дошкольников формируются волевые качества, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности, о выражении своего мнения, о том, что не нужно боятся, что что-то не получится, нужно пробовать. Ведь, с помощью проб и ошибок, ребенок сможет в последующих играх поступать иначе.

Прикреплённые файлы:

sobschenie_prcn6.pptx | 9491,26 Кб
 
Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста Для каждого ребёнка одним из самых важных процессов в жизни является игра. Уже в самом раннем возрасте малыш осваивает первые имитационные.

Художественно-творческая деятельность как средство социализации детей старшего дошкольного возраста Аннотация. Актуальность данной статьи обусловлена поиском новых технологий, обеспечивающих психолого-педагогическую поддержку позитивной.

Игра, как средство формирования коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ Игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении Игра.

Игровая деятельность как средство формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста в условиях ДОУ Развитие трудовой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях происходит при организации различных режимных моментах, на прогулках,.

Лэпбук как средство формирования безопасного поведения на дорогах детей дошкольного возрастаЛэпбук как средство формирования безопасного поведения на дорогах детей дошкольного возраста уководство по использованию Лэпбука! Лэпбук представляет собою картонную коробку, разрезанную с одной стороны, без крышки и низа. Обклеена.

Консультация для родителей «Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста» Малышу 2-2.5 года. Всего неделю-другую он в детском саду. Период адаптации прошел быстро, легко. На музыкальном занятии он смотрит и слушает.

Игровая деятельность как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ Автор: Мукминова Наталья Юрьевна. Воспитатель МБДОУ ДС № 20 «Ивушка» с. Цыпка МО Туапсинский район. Опубликована в Сборнике II Международной.

Игровая деятельность как средство формирования личностных и психических качеств ребёнка Личностные особенности и психические качества ребёнка наиболее интенсивно формируются в игровой деятельности. Игра – это косвенный метод.

Театральная деятельность, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста Речь — основа психического развития дошкольников. Развитие связной речи — одна из главных педагогических задач. Уровень сформированности.

Экологическая тропа как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста Слайд 1 Позвольте представить результаты исследования на тему: «Экологическая тропа как средство формирования экологических представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая деятельность как средство формирования жизнестойкости у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 ноября 2019 в 13:18
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД