Любовь
Игровая компетентность педагога дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Главным условием формирования полноценной игры и создателем игровой среды в детском саду является воспитатель. От его позиции по отношению к детской игре, от его игровой компетентности зависит уровень развития детской игры, желание и умение детей играть, а значит, и развитие личности дошкольников.
Выделяют позиции воспитателя по отношению к детской игре (Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова) :
1. Нейтральная позиция.
Публикация «Игровая компетентность педагога дошкольного образования» размещена в разделах
Воспитатель не обращает внимания на играющих детей, занимается своими взрослыми делами. Преобладает равнодушие и низкая включенность в детскую жизнь: «Пусть делают, что хотят». Педагог включается в детские отношение только в случае острого конфликта (крики, драки и т. п.). Преобладают вербальные формы воздействий: призывы к хорошему поведению, к послушанию, обещания наказать виновных. Эмоциональный фон взаимодействия нейтральный или раздраженный. Такие воспитатели часто предпочитают общение со взрослыми коллегами, у них находятся срочные дела вне группы. Они формально выполняют свои обязанности, не проявляя профессиональной заинтересованности и не интересуясь деятельностью детей. Детская игра для них - возможность отдохнуть от детей и заняться своими делами.
2. Директивная позиция.
Деятельность воспитателя направлена на обучение и воспитание детей. Он четко следует программе, постоянно учит детей и руководит их деятельностью. Понимая значение игры, такой воспитатель руководит и игрой : распределяет роли, определяет сюжет игры, подсказывает, кому что нужно говорить и т. д. При этом часто наблюдаются упреки в адрес детей, осуждения их за неумелость или несообразительность. Любая инициатива детей, отклоняющаяся от намеченного плана игры, воспринимается как нарушение нормы. Воспитатель часто и назидательно декларирует правила и нормы поведения, например: «Играйте дружно, нужно делиться, ссориться нельзя», «Ты не правильно делаешь, смотри как надо» и т. д. Он устанавливает правила действия каждой роли, выбирает предметы оперирования, строит игровое пространство (или руководит его строительством). Словом, директивный воспитатель сам играет за детей, если такое руководство можно назвать игрой. В случае конфликтов, разводит детей в разные стороны: «Не умеете играть вместе - играйте по отдельности», «пусть каждый займется делом и никому не мешает».
3. Поддерживающая позиция.
Действия воспитателя направлены на поддержку инициативы детей в игре. Воспитатель принимает участие в игре и в разрешении проблем и конфликтов детей. Степень и характер включенности зависит от ситуации и от игровых умений детей. В случае, если дети еще не умеют играть, воспитатель обращается к ним от имени новой роли, помогает принять и удержать ролевую позицию, увидеть в привычной ситуации что-то новое, расширяет и развивает сюжет. Но все это с позиции равноправного участника, партнера, а не руководителя игры. Если игра «застряла» или распадается, он предлагает неожиданный поворот сюжета или вводит новую игрушку, или берет на себя дополнительную роль, стимулирующую игровую активность детей. Если же дети сами развивают сюжет и поддерживают игровое взаимодействие, роль воспитателя ограничивается наблюдением и поддержкой детской инициативы. Для данной позиции очень важны позитивный эмоциональный фон и поддержка взаимодействия детей. Взрослый предлагает образцы разрешения трудностей, причем не на словах, а включаясь во взаимодействие как один из участников игры. О том, что воздействия воспитателя являются действенными, можно судить по самостоятельности детей, их самоорганизации, по отсутствию жалоб детей.
Поддерживающая позиция воспитателя является оптимальной для формирования и развития игры. Главная задача педагога - не руководить и не управлять игрой, а приобщить детей к этой замечательной деятельности, сделать так, чтобы они пережили радость игры, чтобы хотели и умели играть совершенно самостоятельно. Лишь в этом случае можно говорить об игровой компетентности воспитателя, которая лежит в основе данной позиции.
Для того, чтобы вовлекать детей в игру и помогать ее развитию, воспитатель должен не просто играть на уровне других детей, а задавать зону ближайшего развития игры, т. е. немного опережать игровые возможности детей, втягивать их в игру более высокого уровня и открывать им новые возможности. В 2-3 года дети вместе со взрослым открывают возможности переименования предметов и игровых замещений. Ребенку 3-4 лет нужно показать возможности принятия игровой роли и ролевого диалога. Дети старше 5 лет втягиваются в игру-фантазию, комбинируя события и строя сложные сюжеты. Соответственно, всем этим воспитатель должен владеть на более высоком уровне, чем дети. Поэтому способность к порождению новых образов, высказываний, событий, словом, развитое воображение - важнейший компонент игровой компетентности.
Умение играть - это не только придумывание новых предметных замещений, ролей и сюжетов. Это еще и умение вовлечь детей в игру, помочь им поверить в воображаемую ситуацию, превратиться в другого, почувствовать себя на месте персонажа, показать его характер. Педагог должен заразить детей интересом к игре, поверить в реальность и значимость воображаемой ситуации. Для этого он должен обладать эмоциональной выразительностью, открытостью и артистизмом. Некоторым взрослым это трудно, но данные качества являются ядром профессии дошкольного педагога. Именно они отличают хороших дошкольных педагогов, которые легко могут изобразить и зайчика, и принцессу, и косолапого мишку, и строгого учителя, и капризного ребенка. Только своей эмоциональной вовлеченностью педагог может сделать игровую ситуацию личностно значимой, побудить детей включиться в нее, стимулировать их инициативу, заразить желанием играть. Серьезное отношение педагога к игровой ситуации, его эмоциональная выразительность могут пробудить активность детей и стать своеобразным методом косвенного руководства игрой.
Однако существует опасность вытеснения детской инициативы инициативой самого воспитателя. Чрезмерная эмоциональность взрослого, демонстрация его артистических способностей могут превратить игру в «театр одного актера». Детям в этом отношении трудно конкурировать со взрослым, им проще и безопаснее наблюдать за тем представлением, которое показывает воспитатель, чем принять инициативу на себя. Необходимо помнить, что задача воспитателя - не демонстрация собственных способностей, не завоевание детских восторгов, а формирование и поддержка положительной самооценки детей, уверенности в собственных возможностях, поддержка инициативы и самостоятельности ребенка в игре. А для этого нужно не столько выступать самому, сколько видеть и слышать своих маленьких партнеров.
Игра – общая и совместная деятельность детей. В ней необходимы партнеры, а значит, нужно учитывать действия других и подстраиваться к ним. Соответственно, педагогу необходимы внимание и чуткость к детям, понимание их возможностей и потребностей. Это непростые, но крайне важные требования к игровой компетенции педагога. Для организации игры необходима ориентация педагога на конкретных детей, на их возрастные и индивидуальные особенности, на уровень их развития, настроение и состояние.
В процессе приобщения детей к игре задача педагога не только самому общаться с отдельными детьми, но и объединять их вокруг игры как главного содержания их взаимодействия. Поддержка положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу, организация их взаимодействия и сотрудничества требует от воспитателя понимания особенностей каждого и внимания к нему. Без общности со сверстниками невозможны инициативные, развитые формы игры. Чтобы игра стала самостоятельной, независимой от взрослого детской деятельностью, необходимо на каждом этапе и в каждом виде игры ориентировать ребенка на сверстников.
Таким образом, профессиональная компетентность педагога включает аспекты :
• развитое воображение, креативность, свобода действий;
• эмоциональная выразительность, открытость, артистичность;
• тактичность, чуткость к партнеру, коммуникативные способности.