Игровые технологии в дошкольном образовании

Яна Соркина
Игровые технологии в дошкольном образовании

Игровая технология охватывает определенную часть учебного процесса в ДОУ.

В нее включаются последовательно:

• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии для обучения дошкольников содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Внимание и память развиваются приемами мнемотехники: коллажи, мнемотаблицы, открытки, наборы слов и т. д.

Развивающие игры.

Те же психические процессы: внимание,память и мышление развиваются и посредством развивающих игр:

• Кубики ''Сложи узор'',

• Кубики для всех,

• Сложи квадрат,

• Рамки и вкладыши Монтессори,

• Компьютерные игры.

В этой работе важен творческий подход к самим играм. Каждая игра предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать.

Кубики ''Сложи узор''

В начале учебного года развивают зрительное и слуховое восприятие, двигательные функции и логическое мышление. Одновременно с этим, материал хорошо развивает учебные навыки. Т. е. этот, очень игровой, материал дает возможность быстро процесс игры перевести в процесс обучения.

Принцип ''От простого - к сложному'', 4 кубика, 9, затем 16.

• Сложи рисунки по заданному образцу;

• Сложи рисунки по памяти;

• Узор с кубиков зарисуй в тетради;

• Сложи из кубиков свой узор такой, какого ни у кого нет.

Доска Сегена ''Сложи квадрат''

Квадраты на досках раскладываются по уровню сложности, и давая ребенку задание обязательно учитываются его индивидуальные особенности. Ребенок должен справиться с заданием, оно должно быть ему по силам.

''Кубики для всех''

Для детей старшего 3-5 лет даются цветные картинки, где прорисованы все детали, с черно-белыми картинками играют дети подготовительной группы.

Рамки и вкладыши Монтессори

Из них строятся дома для любимых сказочных героев, затем дети получают задание быстро закрыть окна, чтобы не влетел злой волшебник. Количество рамок увеличивается с возрастом детей.

Блоки Дьенеша.

Игры с блоками отличаются от других игр тем, что обобщение предметов в группы происходит не только по наличию, но и по отсутствию свойств.

Постепенное усложнение задач позволяет развернуть процесс формирования умений от простых к более сложным, перевести с сенсорного на вербальный уровень.

Работу с блоками Дьенеша можно проводить в три этапа. На первом этапе формируется умение классифицировать по одному свойству, на втором – по двум свойствам, на третьем этапе формируется умение классифицировать по трем свойствам.

Первый этап.

1. Учить детей определять свойства предметов по их абстрактным изображениям, т. е. по карточкам.

Игры с карточками –обозначениями:

• ''Какие свойства изображены на карточках? Назовите их''.

• Предлагается карточка. ''Найти все такие предметы, назвать их''.

2.Учить детей выявлять свойства в различных объектах уже по слову: ''Найти все круглые предметы, все красные, все большие и т. д''.Игры: ''засели дом'', ''кто быстрее спрячет?'', и т. д.

3. Формировать умение выявлять отсутствие свойств в разных предметах. Игры с карточками отрицания, цепочки и другие.

Второй этап.

Формировать у детей умение оперировать одновременно двумя свойствами.

''Построй цепочку'' – по двум свойствам.

''Засели домик''.

''Заполни таблицу''.

Таблица 2.

Таблица 1.

Таблица 3.

Игры с двумя кольцами.

Третий этап.

Формировать умение оперировать одновременно тремя свойствами.

''Выложи цепочку'' – по 3-м признакам.

''Игры с тремя кольцами''.

Алгоритмы.

Алгоритм – это последовательность действий.

В старшем дошкольном возрасте упражнения по освоению детьми алгоритмов направлены на освоение дошкольниками зависимости между соблюдением последовательности действий и достижением результатов.

Мы должны научить детей читать алгоритм, имеющий вид блок-схемы, и показать, как он составляется.

Этот комплект логических блоков позволяет научить детей читать алгоритм как прямолинейный, так и разветвляющийся.

Что такое ''читать алгоритм в виде блок-схемы''? – это уметь выполнять действия в направлении стрелки.

Вначале можно предложить детям такие схемы:

Это прямолинейные алгоритмы.

Здесь необходимо оговорить начальную фигуру, с которой дети должны начинать составление цепочки.

Понятие прямолинейного алгоритма можно закрепить на игре типа ''Вычислительная машина'',где дети упражняются в чтении алгоритма и устном счете:

вход

выход

В подготовительной группе ''Вычислительные машины'' приобретают более сложный вид.

Разветвляющийся алгоритм –та же ''Вычислительная машина'', только с условным блоком.

вход

выход

Дав детям понятие условного блока на простой схемке, можно упражняться в составлении цепочек из логических блоков по разветвляющемуся алгоритму.

вход вход вход

выход выход

выход

В старшем дошкольномвозрасте освоение программного материала должно быть направлено на развитие познавательных и творческих способностей ребенка: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.

Для лучшей организации работы можно проводить опросы детей (педагогическую диагностику) в начале и в конце года

Очень важно работать с учетом возможностей каждого ребенка в отдельности.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в дошкольном образовании 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Мурашова Инна Алексеевна и я являюсь молодым педагогом. Мне как молодому специалисту, интересны.

Разработка НОД по технологии активных методов обучения в условиях внедрения ФГОС в дошкольном образовании «Разработка НОД по технологии активных методов обучения в условиях внедрения ФГОС в дошкольном образовании» На современном этапе развития.

Дары Фрёбеля в дошкольном образованииДары Фрёбеля в дошкольном образовании Дары Фрёбеля в дошкольном образовании Как известно, игра – ведущий вид деятельности для ребенка от трех до шести лет. Благодаря игре у.

ИКТ в дошкольном образовании Важность ИКТ в обучении заключается не в современных чипах, а в богатых, разнообразных условиях, которые эти технологии обеспечивают для.

Опыт использования ИКТ в дошкольном образовании Личный опыт Я помню то время, когда я еще ходила в детский сад (Поверьте это было давно. лет так 45 назад). Даже помню отрывками тот.

Отчет на тему «Интерактивные технологии в дошкольном образовании» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 92» Ижевск, 2019 Отчет на тему «Интерактивные технологии.

«Загадочный мир теней» проект «Педагогические технологии, используемые в дошкольном образовании» Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой личности.

Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании Екатерина Вячеславовна Шипулина, воспитатель Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном образовании Детский сад является частью.

Информационные компьютерные технологии в дошкольном образовании «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра», говорил Джон Дьюи. Мир, в котором развивается современный.

Технология «Скрайбинг» в дошкольном образовании XI век называют веком высоких компьютерных технологий. Информация и информационные процессы стали важнейшей составляющей жизнедеятельности.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Цифры
  • Цифры
Автор публикации:
Игровые технологии в дошкольном образовании
Опубликовано: 8 октября 2019 в 13:17
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. День вежливости на МААМ

Воспитывать правильную культуру общения – одна из важнейших задач педагогов и родителей. Вежливость, деликатность, воспитанность и коммуникабельность украшают человека, делают его привлекательным для...

9 мая. День Победы

«И вот пришел победный Май, великий, долгожданный» — очередной тематический день посвящен священному для нашей страны празднику, Дню Победы. Воспользуйтесь этой специальной подборкой игр и занятий, чтобы...


Горячие темочки