Екатерина Шипулина
Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Екатерина Вячеславовна Шипулина, воспитатель
Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном образовании
Детский сад является частью общества, поэтому все изменения, нововведения в стране, несомненно, затрагивают дошкольное образование. В настоящее время к системе образования предъявляются всё более высокие требования. Важно организовать занятия так, чтобы ребёнку было интересно в процессе образовательной деятельности. Бытует мнение, что информационно-коммуникационные технологии в детском саду не нужны. Я с этим в корне не согласна: ни как педагог с 20-летним стажем, ни как родитель. Использование информационных технологий позволяют наиболее полно реализовать развитие интеллектуальных, творческих способностей детей. Способность компьютера воспроизводить информацию в виде звуков, изображения, речи, видео позволяет создавать для детей дошкольного возраста новые средства деятельности, которые отличаются от игр и игрушек. Детский сад - это первая ступенька жизни в обществе, поэтому внедрение ИКТ в ДОУ не влияние моды, а необходимость, диктуемая уровнем образования современной жизни. На мой взгляд, ИКТ в умелых руках воспитателя – волшебная палочка. Педагог должен не только умело пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы.
Публикация «Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В своей работе я ориентируюсь на следующие основные направления развития ИКТ:
• Использование компьютера с целью передачи и хранения информации.
• ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.
• ИКТ для родителей воспитанников. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр, является ведущим направлением моей работы.
• ИКТ целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов и специалистов. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ.
Представлю основные формы использования информационно- коммуникационных технологий в своей работе :
- подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов;
- подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
- создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т. е. может быть использована на любом этапе занятия. Мною созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям
– оформление в электронном виде основной документации (табель, рабочая программа, сведения о родителях, детях, планы, отчеты и т. д.);
- информационные буклеты для родителей, где прописана подробная деятельность детей по образовательным областям;
- выступления на педсовете («Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ»);
- создание и обновление собственного сайта на nsportal.ru, ведение сайта ДОУ;
- повышение своего педагогического мастерства через участие в конкурсах, Интернет-семинарах, размещение своих публикаций (сайт «Продленка», «Современный учительский портал»);
- обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
- средства для улучшения освоения изучаемого материала (широкое использование компьютерных развивающих игр, электронной библиотеки, музыкальных композиций).
Я считаю, что каждый ребенок – личность и его способности развиваются только тогда, когда он занимается по собственному желанию и с интересом. Благодаря информационно-коммуникативным технологиям передо мной открыты безграничные возможности для эффективной творческой работы.
Так, например, в ясельной группе, с целью повышения адаптационных возможностей детей, по утрам включала на 5-7 минут спокойные детские песенки (из советских мультиков, которые благоприятно влияли на детей – они прекращали плакать, успокаивались, начинали притопывать, качать головой. Для детей младшей группы подбираю более веселые заводные песенки («Барбарики»). Дети торопятся танцевать, и расставание с родителями происходит быстро и безболезненно.
Свои занятия стараюсь построить таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. С помощью игровой деятельности стараюсь развивать у детей наблюдательность, память, воображение. Дети с удовольствием обучаются грамоте, счету, рисованию, пению в обучающей компьютерной игре «Несерьезные уроки». Благодаря таким занятиям, дошкольники в течение 10 минут лучше воспринимают и запоминают новую информацию.
Для более эффективной творческой работы я начала создавать электронную библиотеку, которая включает в себя презентации на разные темы, дидактический и раздаточный материал для детей, картотеки наблюдений, прогулок, готовые раскраски, сюжетные картинки. Собранный материал дает возможность детям узнать много нового и интересного.
На мой взгляд, достоинства использования ИКТ в ДОУ: быстрота, оперативность, возможность просмотреть и прослушать, создание эффекта присутствия, ощущение реальности, интерес. Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении является обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды, повышающим качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно, наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, уважительнее относятся к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.
В заключение хотелось бы отметить, что, как бы ни были хороши и качественны информационные ресурсы, они должны служить цели - созданию единого творческого пространства в рамках взаимодействия с семьями воспитанников. Педагог должен стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр, помощником при формировании основы информационной культуры ребенка.
Используемая литература:
1. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Г. Захарова. — 6-е изд. ,стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с.
2. Коновалова Н. В. Применение ИКТ в дошкольном образовании // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 721-724.
Интернет ресурсы:
1.https://www.maam.ru/detskijsad/ikt-prihodit-v-detskii-sad.html
2. https://nsportal.ru/ -
3. https://konkurs-dlya-pedagogov.info/lichnyj-opyt-raboty-vospitatelya/-