Дания Рамазанова
Игровой практикум для родителей «Игры для развития словесного творчества и воображения»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих возможностей человека. Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности. Оно обогащает ребенка новыми переживаниями, развивает мысль, делает ее более логичной, образной, дает толчок воображению, развивает память.. Трудно отрицать роль сказок в воспитании пра-вильной устной речи. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончай-шими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств — живой реальностью мышления. Уважаемые родители сегодня мы хотели бы пополнить вашу копилку игр, в которых вы можете поиграть со своими детьми дома.
Публикация «Игровой практикум для родителей „Игры для развития словесного творчества и воображения“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Словесные игры
- Темочки
Коллаж из сказок
Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. “ Вот что приключи-лось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Ша-почку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили ис-кать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание.. .” Дальше начинает-ся творческая совместная работа ребенка и взрослого.
Спасательные ситуации в сказках
Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств.
“Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть.. .” Предложите свои варианты спасения котенка.
Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привыч-ные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попада-ют в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.
Сказка “Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.
Упражнение «Волшебники»
Используется для развития чувств на базе воображения. Хорошо воспринимается детьми, начиная с 5 лет.
Вначале ребенку предлагают две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Его за-дача дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебника. Для девочек можно заменить «волшебников» на «волшебниц».
Теперь вторая часть задания. Ребенок должен сам нарисовать «доброго» и «злого» вол-шебников, а также придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».
Если в работе участвовали остальные члены семьи целесообразно сделать выставку рисун-ков и оценить, чей волшебник лучше.
Эмоции имеют очень яркую форму выражения через мимику и пантомимику. Когда у ре-бенка «работает» воображение, то эмоциональное отношение к воображаемым образам так-же можно увидеть на его лице.
Упражнение «Неоконченный рассказ»
Это упражнение развивает образное и воссоздающее воображение ребенка. Оно с боль-шим интересом воспринимается детьми и доступно им с 5 лет.
Ребенку читают начало рассказа. «Темнело. Шел нудный дождь. По улице семенила ста-рушка под большущим зонтиком. Вдруг.»
Необходимо продолжить и закончить рассказ. Более лучший вариант, когда в игре участвует несколько детей, которые по очереди продолжают рассказ, пока не придут к раз-вязке.
Поскольку это развивающее упражнение, оно не имеет строгой оценки, но целесообраз-но обратить внимание на фантастичность, оригинальность, комизм предложенного сюжета.
Игра «Сказка наизнанку»
Вспомнить с детьми знакомую сказку и предложить поменять характер у ее героев: положи-тельный характер на отрицательный, и наоборот. Предложить подумать как изменятся герои и их характер, поступки.
1. Злая волшебница заколдовала героев.
2. В сердце доброго героя попал кусок льда, а злому стало жалко и он
подобрел.
3. Совершил герой один добрый поступок и ему так понравилось.
4. Например, красная шапочка злая, а волк добрый; золушка непослушная девочка довела до белого каления добрую мачеху, все время издевается над смирными сестрами.
Игра «Сказочное путешествие»
Цель: развивать фантазию, творческие способности.
Оборудование: рулон старых обоев, фломастеры, краски, кисти, карандаши.
Ребенок например рисует тропинку, берет в руки любимую игрушку и отправляется на про-гулку. Взрослый предлагает нарисовать, что или кто встретится на пути. Можно расклады-вать игрушки. Малыш знакомится с ними, приглашает в гости и т. д.
Сказки от “живых” капель и клякс.
Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: “на что похожа твоя или моя клякса?” “Кого или что напоминает?” далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы “живых” капель, клякс помогают сочинить сказку.
Моделирование сказок
Вначале необходимо обучить дошкольников составлению сказки по предметно – схематиче-ской модели. Например, показать какой – то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.
Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он по-тому что тот, кто живет в нем – злой.. .)На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Ребёнку остается только сделать выбор и приду-мывание сказки пойдет быстрее.
Сказка от стишка (Э. Стефановича)
- Не знахарка, не ведьма, не ворожка,
Но обо всем, что в Миске, знает Ложка.
(Ранним утром ложка из обыкновенной превратилась в волшебную и стала невидимкой.. .)
Если говорить традиционно, то сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают пра-вильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, способствуют форми-рованию эмоциональной, образной, красивой речи.
Литература
Сидорчик Т. А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. - Обнинск: ООО "Росток", 1998.- 64 с
Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. - М., 1986.