Валерия Сопотова
Игровые практики познания мира для детей среднего дошкольного возраста «На планете «Стем»
▼ Скачать + Заказать документы
Название практики : «На планете «Стем»
Возрастная группа : для детей среднего дошкольного возраста.
Количество участников: 6-8 человек
Тема игровой практики : «Игра-экспериментирование, направленная на развитие инженерного проектирования и конструирования «На планете «СТЕМ»
Публикация «Игровые практики познания мира для детей среднего дошкольного возраста „На планете „Стем“» размещена в разделах
Цель освоения предложенного материала: Развитие познавательной активности детей в процессе организации конструктивно-модельной деятельности, способности детей к наглядному моделированию через LEGO – конструктор. Учить создавать аттракцион, модель цепной реакции.
Задачи:
Образовательные:
• формировать представления о работе шестерней; о принципе равновесия;
• формировать умение конструировать модели по схеме;
• закреплять основные приёмы сборки модели, соединять детали конструкции последовательно;
• формировать конструктивное мышление средствами LEGO .
Развивающие:
• развивать творческие способности детей;
• развивать умение выдвигать предположение и проверять путём эксперимента;
• развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.
Воспитательные:
• воспитывать активность, инициативность, самостоятельность;
• воспитывать доброту, отзывчивость, умение работать в команде;
• формировать умение доводить начатое дело до конца.
•
Предварительная работа: знакомство с деталями конструктора; рассматривание картинок с изображением реальных объектов, а так же рассматривание самих предметов аттракцион, качели, карусель; конструирование простых построек из конструктора ЛЕГО по показу воспитателя
Планируемые результаты : Дети, умеют вводить шестерни в зацепление, приводить их в движение; умеют уравновесить балансир. Дети демонстрируют умение работать с конструктором, моделировать из него; умеют создавать модели различных построек по схеме; демонстрируют умение отбирать необходимые детали для постройки, соотнося их по величине.
Организация пространства: Набор LEGO DUPLO «Планета STEAM», картинки с изображением необходимых построек, схемы построек, набор «Полидрон Гигант «Огромные шестерёнки», балансировочные весы (по числу детей, магнитная доска.
Ход игровой практики
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро – Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро - солнцу и птицам!
Доброе утро - улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Ребята, я очень рада вас видеть.
Воспитатель берёт в руки коробку и читает загадку.
Есть коробка у меня,
В ней живут мои друзья.
Они очень разные,
Красные и синие,
Желтые, зеленые,
Все дружные и сильные.
Вместе любят собираться.
И, в постройки превращаться.
- Отгадайте, что это? Ответы детей
(Воспитатель открывает коробку, в ней лежат детали ЛЕГО: шестерни и коромысло)
Воспитатель: Скажите, что это за детали, в каких устройствах они используются? Ответы детей
- А как мы с вами можем использовать эту деталь?
Ответы детей
Воспитатель: Как вы думаете, это простая работа построить аттракцион, в котором такой сложный механизм? Ответы детей
- Кто же строит разные качели, карусели? Ответы детей
- Ребята, в конструкторском бюро как раз сейчас начинается рабочий день, и если вы хотите туда попасть, то нужно поторопиться, одевайте каски и проходите в бюро.
Воспитатель: Каждое утро строительная бригада планирует свою работу. Давайте и мы с вами составим план нашей работы.
- Что нужно сделать в самом начале? Ответы детей.
Воспитатель показывает картинки.
1. Сначала нужно вспомнить правила поведения работы со строительным материалом. У взрослых это называется техника безопасности.
2. Познакомимся с принципами работы деталей.
3. Построим аттракционы.
Воспитатель: Вспомним правила, которые нужно соблюдать при работе с конструктором.
Воспитатель выкладывает на доску картинки, дети повторяют правила.
Воспитатель: Предлагаю пройти к столам.
Рассказ воспитателя. Демонстрация шестерней из набора «Полидрон Гигант «Огромные шестерёнки».
Перед вами находится деталь – шестерня. Возьмите её в руки и обследуйте. Шестерня – это вращающаяся часть механизма в виде зубчатого колеса, входящего в зацепление с другим зубчатым колесом.
Вставьте шестерню в отверстие платформы. Она вращается? Ответы детей.
Для того, чтобы наш механизм пришел в движение, нужно взять ещё одну шестерню и вставить её таким образом, чтобы зубчики одной шестерёнки попали между зубчиками второй.
Давайте попробуем. Получилось? Вращая одну шестерёнку, мы запускаем другую и двигаются сразу две. Где используется этот простой механизм? Правильно его ещё называют часовой.
А что будет, если соединить все наши платформы и вращать детали? Давайте попробуем.
Воспитатель предлагает детям поочерёдно вращать разные шестерни.
Воспитатель: Что вы заметили?
Да ребята, у нас получится сложный механизм, который приводит в движение более крупные объекты, такие как, например, аттракцион.
Какой мы можем сделать вывод? Ответы детей.
Воспитатель обращает внимание детей на коробку с деталями и демонстрирует оставшуюся деталь.
Воспитатель: А что это за деталь? Ответы детей.
- Что она вам напоминает? Ответы детей.
- Как вы думаете, где её можно использовать? Ответы детей.
Воспитатель: Давайте рассмотрим принцип работы качели-качалки.
Предлагаю вам провести эксперимент.
Воспитатель: На что похож этот измерительный прибор? Ответы детей.
Принцип работы этого прибора как у качели-качалки.
Рассказ воспитателя. Демонстрация принципа равновесия с помощью балансировочных весов:
Если с правой стороны сядет человек? Как вы думаете, что произойдёт? А если с левой стороны сядет человек? Ответы детей.
Будут ли качаться наши качели, если только с одной стороны сидит человек? Ответы детей.
Чтобы качели работали правильно, мы должны использовать принцип равновесия. Для этого мы разместим человечков с обеих сторон.
Какой вывод можно сделать после нашего эксперимента? Ответы детей.
Принцип равновесия мы будем использовать при конструировании качелей-качалки.
Воспитатель: В конструкторском бюро перерыв. Предлагаю вам немного отдохнуть.
Физминутка
Воспитатель: Приглашаю вас на строительную площадку.
Воспитатель: Ребята, перед вами схемы построек.
- Что вы будете строить? Ответы детей.
- Какая деталь заставляет вашу карусель двигаться? Ответы детей.
- Правильно, это шестерня. Вспомните принцип работы шестерни? Ответы детей.
Воспитатель: А что будете строить вы? Ответы детей.
- Какая деталь будет заставлять качели качаться.
- Какой принцип нужно соблюдать при конструировании качели-качалки? Ответы детей.
Воспитатель: Можете приступать к строительству аттракциона.
Воспитатель: При работе с конструктором лего не забывайте крепко соединять детали между собой.
(По ходу деятельности детей педагог уточняет количество и размер деталей по схеме, порядок выполнения постройки)
Воспитатель: Ребята, давай те что у вас получилось? Ответы детей.
- А теперь давайте проверим, работают ли наши карусели.
- Карусель вращается, качели качаются. Значит, вы всё сделали правильно и не зря работали в конструкторском бюро.
Воспитатель: Давайте вернёмся к нашему плану. Вспомним, что мы выполняли? Ответы детей.
Воспитатель: Итак, рабочий день в конструкторском бюро подошёл к концу. Снимайте защитные каски.
Воспитатель: Что нового мы узнали сегодня? К каким выводам пришли? Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали принцип работы карусели и качели-качалки, а следующий раз в конструкторском бюро мы узнаем принцип работы такого аттракциона, как американские горки.
Воспитатель: Если наши исследования показались вам полезными и интересными, то возьмите брелок со своей фотографией и повесьте на весёлый смайлик, а если вы встретили затруднения или вам было не интересно, то повести на грустный смайлик.
Автор разработки: Сопотова В. А., воспитатель