Лучший педагог года

Игровые приемы в развитии речевого слуха детей дошкольного возраста

Любовь Щербакова
Игровые приемы в развитии речевого слуха детей дошкольного возраста

Игровые приемы в развитии речевого слуха детей дошкольного возраста

Щербакова Любовь Юрьевна

1.1 Характеристика речевого слуха

Долгое время (примерно до 1928г.) ученые считали, что звуковая сторона речи состоит только из ряда элементов и из комбинаций. Фонетика опиралась на физиологическую природу речи, на артикуляцию. Развитие речи рассматривалось через призму развития моторики, мелких артикуляционных движений. Единственным источником развития звуковой стороны речи считалось развитие моторики. Значению восприятия речи никто не уделял внимания.

Публикация «Игровые приемы в развитии речевого слуха детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Впервые Л. С. Выготский ввел понятия «фонема»: доказал, что единицей развития детской речи является фонема. С точки зрения этой новой фонетики, развитие детской речи происходит путем развития системы фонем, а не путем накопления отдельных звуков.

Фонема – это не просто звук, а значащий звук - всякая фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем, т. е. восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи. Основной закон восприятия фонем – закон восприятия звучащей стороны речи.

Речевой (фонематический) слух - это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова». Фонематический слух – это врождённая способность, позволяющая:

Речевой слух включает в себя три речевые операции:

• способность слышать есть данный звук в слове или нет;

• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально - сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Исходя из этого, основной задачей развития речи является воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, которые решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения.

У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно. В настоящее время актуальность проблемы воспитания звуковой культуры речи определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.

В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.

Развитие произносительной стороны речи берёт начало от первых голосовых проявлений (крик и лепет). Однако средством общения язык начинает служить с появления первых слов (к одному году).

К двум годам произношение ещё несовершенно: нечётко произносятся многие звуки, смягчаются согласные звуки, неточно передаётся слоговая структура слов.

К трём годам сохраняется несовершенство произнесения многосложных слов, наблюдаются частые замены звуков, сокращения слов, пропуски слогов.

К четырем годам почти исчезает общая картина смягчения речи, появляются шипящие звуки, но ещё часты замены (р-л, р-й). Удлиняется структура многосложных слов.

К пяти-шести годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, отчетливо воспроизводить звуко-слоговую структуру слов. Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематический слух.

Если у ребёнка не развит речевой слух, он попадает к категории детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. А фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Без достаточной сформированности речевого слуха невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звуко-комплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Дети старшего возраста в большинстве своем усваивают и правильно произносят все звуки родного языка, умеют четко и правильно произносить слова и фразы, менять громкость речи в зависимости от ситуации, пользоваться, интонационными средствами выразительности, имеют достаточно развитый речевой слух. Однако и в этом возрасте еще встречаются дети, не совсем четко произносящие отдельные звуки и многосложные слова, особенно со стечением нескольких согласных. Они не всегда умеют пользоваться умеренным темпом речи, говорить достаточно громко или тихо и т. п. Некоторые дети, верно произнося звуки, затрудняются в различении их на слух, что может привести в дальнейшем к трудностям в овладении грамотой.

1.2. Особенности развития речевого слуха у детей дошкольного возраста

В настоящее время существует пять этапов развития речевого слуха и фонематического внимания, которые проходит ребенок в овладении речью.

Первый год жизни – уже на третьей неделе жизни младенец должен проявлять внимание к резким звукам, а в два месяца начинать прислушиваться и к более тихим шумам. Первые условные рефлексы на звуковые раздражители образуются у ребёнка в начале второго месяца жизни. В 2-3 месяца у ребёнка возникает гуление. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом заинтересовавший его источник звука, реагирует на него улыбкой, с удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, лепетать, к полугоду различает свое имя. Ребёнок начинает дифференцировать качественно разные звуки (например, звучание рояля и звон колокольчика) и однородные звуки различной высоты, появляется лепет. Основную семантическую нагрузку в возрасте от 3 до 6 месяцев несёт интонация. В это время у ребёнка развивается способность дифференцировать интонацию и выражать свои переживания с помощью оттенков голоса. К 6 месяцам в лепете ребёнка появляются чёткие звуки, но они ещё не достаточно устойчивы и произносятся в коротких звукосочетаниях. Среди гласных ясно звучит звук [а], среди согласных [п], [б], [м], [к], [т].

В течение первого года жизни малыш узнаёт слова по их ритму, общему звуковому облику. Входящие в состав слов звуки воспринимаются им ещё диффузно и потому могут быть заменены другими, акустически сходными звуками. В этом возрасте ребёнок откликается не на предметное значение слова, а на его интонационную сторону. К году ребёнок хорошо произносит простые по артикуляции звуки: гласные - [а], [ у ], [ и ] и согласные [п], [б], [м], [ н] [к], [ г] ,[т], [ д]. Развитие и становление произношения у всех детей происходит в разные сроки.

К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые слова.

На втором году жизни – речевой слух активно развивается. Несмотря на то, что речь ребенка ещё далека от совершенства, он уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух, неверно произнесенный звук в речи взрослого, но собственное произношение пока ещё не контролирует. Ребёнок начинает более точно дифференцировать звуки речи, звуковой состав слов. Слово начинает служить орудием общения, ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку, предметное значение. Ребёнок начинает активно произносить звуки [э ], [ ы ], [и ], но твёрдые согласные у него звучат как мягкие – [т`], [д`], [ c`], [ з`]. Малыш начинает активно и самостоятельно употреблять в речи простые по структуре слова.

В норме фонематический слух формируется с 6 месяцев до 1 года и 7 месяцев.

Однако развитие фонематического слуха и его совершенствование продолжается и в дошкольном возрасте. Решающим фактором развития фонематического слуха является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.

При восприятии речи ребёнок слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать её по тем постоянным различительным признакам, по которым одна фонема противопоставлена другой. Если ребёнок не научится этому, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его.

На третьем году жизни подвижность артикуляционного аппарата повышается, но произношение ещё не соответствует норме. В этом возрасте дети пытаются приблизить своё произношение к общепринятому, трудные по артикуляции звуки заменяют простыми. Например, [ц] = [т`] или [ц] =[с`]; [л] =[л`] ; [р] = [л`] .

К трём годам чётко оформляется артикуляция губно-зубных звуков. Дети почти не смешивает слова, близкие по звучанию, пытаются сохранить слоговую структуру слов.

Самое главное и очень важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то малыш, не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни - речевой слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза. Происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата, движения мышц становятся более координированными. В речи появляются твёрдые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова со стечением нескольких согласных. Дети легко различают близкие по звучанию звукосочетания и слова.

На пятом году – формируется звуковой анализ, т. е. умение определять последовательность и количество звуков в слове.

В связи с тем, что дети поступают в детский сад в разном возрасте и неодинаково усваивают все разделы звуковой культуры речи, работа по ее формированию должна продолжаться и в старших группах. Основной задачей формирования звуковой культуры речи у детей 5—6 лет является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление. На этом этапе формирование звуковой культуры речи можно связать с работой по дифференциации звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: шипящих и свистящих, звонких и глухих, звуков, твердых и мягких. При необходимости можно проводить дифференциацию и других пар звуков, также нередко смешиваемых детьми.

Работа по дифференциации звуков может быть правильно построена только в том случае, если различение звуков проводится одновременно как по акустическим, так и по артикуляционным их свойствам. Эти свойства вычленялись детьми еще раньше, при отработке звуков. Такая систематическая работа, направленная на практическое изучение различительных особенностей звуков, помогает детям, пришедшим в детский сад позже, уточнить свое звукопроизношение, способствует развитию фонематического слуха и выработке тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата, характерных для различения звуков, а все это является необходимым условием для дальнейшего успешного обучения родному языку.

Поскольку проводится дифференциация не только изолированных звуков, но и звуков в словах и во фразовой речи, это обеспечивает возможность одновременной работы по совершенствованию у детей речевого дыхания, дикции, интонационной выразительности, т. е. всех сторон звуковой культуры речи, навыков четкой, правильной, интонационно выразительной речи.

Произносительная сторона речи 7 года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учётом норм литературного произношения.

1.3. Использование игровых приемов в развитии речевого слуха у детей дошкольного возраста

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому обучение детей должно органически вплетаться в игровую деятельность. Н. А. Чевелева в учебном пособии «Основы логопедии» предлагает систему работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы родного языка. Эту систему работы она условно делит на шесть этапов:

1 этап.

Игры на узнавание и различение неречевых звуков:

Цели:развитие у детей способности узнавать и различать неречевые звуки, развитие слухового внимания и слуховой памяти.

• Игра «Покажи, что звучит».

Педагог приводит в звучание один из предметов, спрятанных за ширмой. Затем ребенку предлагается показать звучавший предмет и еще раз его «озвучить», проверив себя.

• Игра «Повтори за мной».

Ребенок вслед за педагогом должен воспроизвести идентичное звучание одного из имеющихся у него предметов. Восприятие звуковых сигналов осуществляется на слух.

• Игра «Самый, внимательный».

По инструкции педагога дети выполняют различные движения, соотнося их с различными звучаниями. Например, на звук свистка дети должны поднять руки вверх, на звук дудочки удерживать руки впереди, а на звук шарманки развести их в стороны.

• Игра «Узнай по звуку».

Педагог предлагает детям закрыть глаза («наступила ночь», внимательно послушать, узнать и назвать, какие звуки они услышали (стук в дверь, пение птиц, мяуканье кошки, звон колокольчика, кашель и т. п.). Дети прослушивают от 2 до 5 звучаний. Затем они по команде педагога («день») открывают глаза, указывают на звучавшие предметы или их изображения и называют запомнившиеся звуки или предметы, их издающие.

2 этап.

Игры, направленные на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

Цель:учить детей различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

При различении степени громкости звука дети знакомятся с громким и тихим звучанием предметов, учатся соотносить интенсивность звучания с расстоянием (тихо - далеко, громко - близко, прислушиваться к звукам (реагировать на изменение порога чувствительности). Используются упражнения, направленные на выработку невербальных и вербальных реакций на громкие и тихие звуки.

• Игра «Волк и зайцы».

Один ребенок «волк», остальные - «зайцы». «Волк» прячется и должен появиться, услышав громкие сигналы (например, барабана). Остальные дети («зайцы») выполняют различные действия в зависимости от интенсивности звучания условного сигнала: при тихих звуках спокойно играют, при усилении громкости настораживаются (останавливаются, при громких звуках разбегаются.

• Игра «Найди мишку».

Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на интенсивность звукового сигнала (например, бубна).

• Игра «Близко - далеко».

Педагог включает магнитофон и воспроизводит аудиозапись голосов животных (птиц). Далее регулятором увеличивает или уменьшает громкость звучания. Дети должны ответить предложением, далеко или близко слышится голос (например, мяуканье кошки).

• Игра «Тишина».

Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать (нарисовать, что они услышали.

• Игра «Коробочки гремят».

Ребёнку предлагают послушать звучание 6 коробочек (2-х с манкой, 2-х гречей, 2-х с горохом). Все коробочки ставят на стол в один ряд. Ребёнку предлагают потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят. Просят найти две одинаково звучащие коробочки.

Определение длительности неречевых звуков осуществляется в упражнениях, направленных на различение длительных и коротких сигналов с помощью невербальных и вербальных ответов.

• Игра «Покажи звук».

Детям раздают по две карточки: на одной из них изображена короткая полоска, на другой длинная. Педагог бубном издает длинные и короткие звучания, а дети показывают карточку, соответствующую длительности звука.

• Игра «Нарисуй звук».

Дети под звучание гармоники рисуют на карточках полоски: длительному звуку соответствует длинная полоса, короткому – короткая. Затем, руководствуясь рисунками, воспроизводят по очереди звучания на инструменте.

Различение высоты звука отрабатывается в упражнениях, первоначально не требующих оречевления ситуации, а затем сопровождающихся словесными ответами. Дети практически знакомятся с понятиями «высокий»-«низкий» звук, «звучит высоко»-«звучит низко». Например, педагог, демонстрируя на детских музыкальных инструментах и звучащих игрушках (пианино, металлофоне, барабане, свистке т. п.) высокие и низкие звуки, сравнивает их звучания с лесенкой, высокими и низкими предметами, голосами и движениями взрослых животных и их детенышей.

• Игра «Высоко - низко».

Дети идут по кругу. Логопед воспроизводит низкие и высокие звуки (например, на металлофоне, пианино, гармонике). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки приседают.

• Игра «Похожие звуки».

На доске выставляют ряд картинок, на которых изображены животные, птицы, различные предметы (картинок больше, чем последующих звучаний). Дети называют предметы на картинках. Педагог просит их внимательно прослушать звучания (высокие и низкие, выбрать подходящую картинку и объяснить свой выбор.

• Игра "Узнай по голосу".

Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, овцы и ягненка и т. п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова, то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка).

Определение количества звучаний и звучащих предметов осуществляется в процессе подсчета:

— последовательных однородных сигналов;

— последовательных контрастных сигналов;

— предметов, последовательно воспроизводящих контрастные звучания;

— предметов, одновременно воспроизводящих контрастные звучания.

Вначале используются звуки, воспроизводимые натуральными предметами, затем аудиозаписи. Количество звуков и звучащих предметов, подсчитывается детьми с помощью символов (палочек, фишек и т. п.). Задания нужно предъявлять в игровой форме.

• Игра «Один - два».

Педагог договаривается с двумя детьми о том, что на один сигнал (удар палочкой по барабану) встает один ребенок, на два сигнала -два ребёнка. После этого дети садятся спиной к воспитателю и встают по условленному сигналу.

• Игра «Мишка».

Педагог показывает детям плюшевого медвежонка и говорит :«Мишка пришел к нам в гости и хочет поиграть. Он очень капризный и часто топает ногами. Когда мишка будет топать, посчитайте, сколько раз он топнул. Скажите, сколько раз топнул мишка?»

• Игра «Сколько звуков?»

Дети прослушивают аудиозаписи различных звуков (голоса животных, птиц, шумы) и определяют их число.

• Игра «Покажи, где звук».

Посередине кабинета становится ребенок, которому завязывают глаза. Он - «водящий». Остальные дети делятся на две команды и становятся спереди и сзади (или справа и слева) от водящего. По знаку воспитателя одна из команд приводит в звучание музыкальные игрушки. Ребенок с завязанными глазами движением руки показывает, где он слышит звуки, т. е. определяет направление источника звуков.

• Игра «Круг».

Дети образуют круг. Одному из детей завязывают глаза и ставят его в центре круга. Остальным вручают различные звучащие игрушки. По знаку педагога кто-либо из детей приводит в звучание свою игрушку. Ребенок с завязанными глазами идет по направлению звука и дотрагивается до звучащей игрушки. Затем эти дети меняются местами.

2 этап.

Различение слов, близких по звуковому составу.

Цель: учить детей различать слова, близкие по звуковому составу.

• Игра "Слушай и выбирай".

Педагог выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи, мишка, мышка, миска и т. д. Затем он называет 3- 4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их на наборном полотне в названном порядке.

• Игра «Похожие слова».

Педагог выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и каждому даёт по картинке. Ребёнок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже. В результате на наборном полотне должны получится примерно такие ряды картинок:

Ком-бак-сук-ветка-каток -горка

Дом-рак-лук-клетка-платок-корка

Сом-мак-жук-пятка-листок-норка

• Игра «Исправь ошибки».

Педагог предлагает детям найти ошибки в стихотворении и при повторном прочтении его исправить их.

“Буква заблудилась”

Неизвестно, что случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей - то дом

И хозяйничает в нем!

Но едва туда вошла

Буква - озорница,

Очень странные дела

Начали твориться

Посмотрите - ка, ребятки,

Раки выросли на грядке!

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей.

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

(А. Шибаев)

Можно использовать двустишия со словами - паронимами.

В лесу живет сазан. По реке плывет фазан.

Заяц спрятался за бочку. Огурцы положим в кочку.

Зимой наденем тапки. В квартире носим шапки.

На обед дали вкусный халат. У Алёнушки новый салат.

В облаках летала сайка. На столе лежала чайка.

4 этап

Дифференциация слогов.

Цель: учить детей различать слоги.

• Игра «Лишний слог».

Педагог произносит слоговой ряд, например: на - на - на – па. Дети определяют, что здесь лишнее. Затем слоговые ряды усложняются следующим образом: на-но-на, ка-ка-га-ка, па-ба-па-па и т. д.

• Игра «Одинаковые или разные слоги».

Педагог вызывает водящего и говорит ему на ухо определенный слог, например “па”. Ребенок вслух повторяет его. Педагог или называет этот же слог вслед за ребенком, или говорит оппозиционный. Это должно получиться примерно так: па - па, па - ба или ва - фа, ва - ва и т. д. Дети должны после каждой пары слогов, произнесенной водящим и педагогом, угадать, одинаковые слоги были произнесены или разные. Для того чтобы педагог мог контролировать реакцию каждого ребенка, он предлагает детям поднять чёрные треугольники, если слоги одинаковые, если разные - спокойно сидеть или поднять чёрный и белый треугольники.

• Игра «Короткие и длинные слова».

Педагог объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно детьми произносит названия картинок, выставленных на доске (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги.

Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

5 этап

Дифференциация фонем.

Цель: учить детей различать фонемы родного языка (сначала дифференциация гласных звуков, затем согласных звуков).На этом этапе ребенок учится различать фон родного языка. Начинать нужно обязательно с различения гласных звуков.

• Игра "Угадай-ка".

Педагог раздаёт детям картинки с изображением волка, младенца, птички и объясняет: "Волк воет: у-у-у", "Девочка плачет: а-а-а", "Птичка поет: и-и-и". Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а, у-у-у, и-и-и, а дети поднимают соответствующие картинки.

Затем игра усложняется. Варианты игры: 1) педагог произносит звуки кратко; 2) детям раздают вместо картинок символы гласных звуков (по Ткаченко); 3) в ряд гласных а, у, и включают другие звуки, например: о,ы,э, на которые дети не должны реагировать.

Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

6 этап

Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Цель: формирование у детей навыков элементарного звукового анализа, формирование у детей навыков слогового анализа.

Публикации по теме:

Презентация «Игровые методы и приемы В. В. Воскобовича в развитии математических способностей детей» Образовательная область «Познание» Тема: «В царстве у госпожи «Математики». Цель: Показать возможности применения игровой технологии В. В.

Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением.

Игровые приемы по коррекции речевых нарушений у детей с билингвизмом Наличие билингвизма у дошкольников логопедических групп представляет определенные сложности в коррекционном обучении, т. к. для данной категории.

Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей с ограниченными возможностями здоровья Сообщение на тему: «Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей с ограниченными возможностями здоровья» Своевременное овладение.

Игровые технологии как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста Игровые технологии, как средство познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) Игровые технологии,.

Презентация «Игровые технологии речевого развития детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической,.

Консультация «Игровые модели в сенсорном развитии детей раннего возраста» Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, запахе,.

Презентация. Игровые технологии в Развитии детей младшего дошкольного возраста Слайд 1 Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» В условиях введения ФГОС ДО для педагогов важно понять:.

Родительское собрание «Игровые приемы развития речи детей» Мастер-класс: Родительское собрание Тема «Игровые приемы развития речи детей» Автор: Воронова Мария Алексеевна Цель : освоение и последующее.

«Рекламное агентство». Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста на тему «Игровые технологии в развитии детей» бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сокольского муниципального района «Детский сад общеразвивающего вида №33 «Звездочка».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые приемы в развитии речевого слуха детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 августа 2018 в 14:20
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД