Приложение МААМ

Игровые средства оптимизации социальной адаптации детей раннего дошкольного возраста в ДОУ

Светлана Загинайло
Игровые средства оптимизации социальной адаптации детей раннего дошкольного возраста в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

В условиях постоянных изменений во всех областях нашей жизни перед государством стоит задача модернизировать образовательную деятельность так, чтобы большая часть людей, воспользовавшись всеми достижениями и преимуществами государственной системы образования и науки, сможет быть социально мобильной, активной и творческой в обществе.

Приоритетным направлением образовательной деятельности является обеспечение жизнеспособности ребенка, что предполагает его функционирование в социальной среде, но прежде гармоничную адаптацию. Поэтому актуальна проблема социальной адаптации личности на этапе раннего дошкольного детства.

Публикация «Игровые средства оптимизации социальной адаптации детей раннего дошкольного возраста в ДОУ» размещена в разделах

Адаптация – это многогранный процесс, который включает в себя и педагогические условия обеспечения адаптации детей раннего дошкольного возраста, и комплексное взаимодействие педагогов, психологов, медиков и родителей в период адаптации ребенка.

Как показывают педагогические и медицинские исследования, характер и продолжительность адаптационного периода зависят от таких факторов, как: возраст ребенка (после 2 лет дети значительно легче приспосабливаются к новым условиям жизни); состояние здоровья и уровень развития ребенка (здоровый, хорошо развитый ребенок значительно легче переносит трудности социальной адаптации); индивидуальные особенности ребенка (в значительной степени поведение ребенка зависит от типа нервной системы); уровень натренированности адаптационных механизмов (дети, которые неоднократно находились в разных условиях жизни, легче привыкают к детскому саду); опыт общения со взрослыми и ровесниками (умение положительно относиться к требованиям взрослых и адекватно общаться с другими детьми). В зависимости от указанных факторов адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения может проходить по-разному. Выделяются группы детей с легкой адаптацией, адаптацией средней тяжести и с тяжелой адаптацией.

Возможными причинами «тяжелой адаптации» могут быть:

• Несформированность у ребенка положительной установки для посещения детского учреждения. Для того чтобы негативные эмоции не стали препятствием для ребенка в период адаптации, важно сформировать у него положительное ожидание будущих изменений. Часто родители, отправив ребенка в детский сад, относятся к нему с сочувствием и жалостью. Ребенок в результате такого отношения тоже начинает жалеть себя, капризничает, отказывается посещать детский сад. Нередко родители запугивают ребенка: «Не будешь слушаться – отдам в детский сад». Когда ребенок начинает посещать детское учреждение, родители угрожают оставить его в нем, если он не прекратит плакать и капризничать. Подобные установки вызывают у ребенка страх перед детским садом и ухудшают самочувствие в период привыкания к незнакомому окружению. В некоторых случаях у ребенка нет никаких представлений о жизни в детском саду и о том, что там его ждет. Это тоже отрицательно влияет на процесс адаптации.

• Несформированность навыков самообслуживания.

• Несформированность предметно-практической деятельности у ребенка.

• Несформированность у ребенка практического взаимодействия с близкими людьми оказывает негативное влияние на взаимоотношения с другими взрослыми, прежде всего с воспитателем. Воспитатель предлагает ребенку деловой стиль общения, отличающийся от эмоционального, привычного для ребенка в семье. Дети, родители которых мало внимания уделяли развитию ситуативно-делового общения (оно предполагает совместные практические действия с предметами, не умеют играть игрушками, часто вспоминают родителей, не умеют активно приобщаться к коллективным играм, долго адаптируются к условиям детского сада.

• Несформированность продуктивных форм общения с ровесниками. Значительные трудности в период адаптации испытывают дети, которые до посещения детского сада мало общались с ровесниками. В некоторых случаях родители сознательно ограничивают общение своего ребенка со сверстниками в целях его безопасности - чтобы предотвратить возможные инфекционные заболевания, повреждения, конфликты, чтобы ребенок не общался с «плохими» детьми и т. д. Начиная посещать детский сад, такой ребенок настороженно и недоверчиво относится к другим детям, часто конфликтует с ними, ни с кем не делится своими игрушками, забирает игрушки у других, потому что не умеет попросить; если игрушка одна, не может подождать, пока другой поиграет.

• Значительное несоответствие домашнего режима режиму детского учреждения. В случаях, когда домашний режим и режим детского учреждения кардинально отличаются во времени и последовательности режимных моментов, ребенок в период адаптации к новым условиям жизнедеятельности может испытывать психофизиологический дискомфорт. Бывает так: ребенку предлагают поесть, а он не голоден; через некоторое время у него возникает чувство голода и он начинает капризничать или почти засыпает перед обедом, хотя перед этим, на прогулке, плакал, потому что хотелось есть. Иногда чувство голода и усталости могут совпадать и быть двойным раздражителем. Физиологический дискомфорт приводит к эмоциональным срывам, нервному перенапряжению, что вызывает психосоматические заболевания.

• Задержка формирования эмоциональных связей между ребёнком и воспитателем. Известно, что главная роль в период привыкания ребенка к новым социальным условиям жизни отводится воспитателю. На успешность адаптации оказывают влияние его интенсивные педагогические воздействия с достаточно выразительной эмоциональной окрашенностью. В случаях, когда эмоциональный контакт между ребенком и воспитателем не устанавливается, возникает «трудная адаптация», его причинами могут быть: незнание воспитателем индивидуально-психологических особенностей ребенка; попытки воспитателя как можно быстрее адаптировать ребенка к новому окружению; воспитатель авторитарный, требовательный и строгий, редко улыбается и шутит, наказывает за любые нарушения. Во время общения с таким воспитателем ребенок постоянно напряжен, боится ошибиться, не уверен в своих возможностях, замыкается в себе, отказывается выполнять требования и даже посещать детский сад. И здесь я хотела бы отметить, что адаптация очень сложный процесс и для воспитателя, требующий полной эмоциональной отдачи!

Согласно экспериментальным исследованиям приход в детский сад требует от ребенка овладения системой таких составляющих социальной адаптации, как: осознание социальной роли "Я - дошкольник", понимание нового периода своей жизни, умение пристраиваться к жизни в дошкольном заведении, личностная активность в установлении гармонических связей с социальным окружением, соблюдение норм, правил группы, нуждающейся в умении нормально вести себя, отстаивать собственные мнения, позицию.

Но это будет немного позже! А сейчас перед нам двухлетка, которого пугает расставание с мамой, новая обстановка, присутствие незнакомых взрослых и детей. А потом еще надо пользоваться горшком, самостоятельно есть, убирать игрушки, уходить с улицы, когда ты не хочешь и многое-многое другое. Поэтому с самых первых дней пребывания в детском саду важно формировать у ребенка положительное отношение к посещению дошкольного учреждения, чувство принадлежности к группе и навыков положительного социального поведения; помогать чувствовать себя защищенным; способствовать развитию самостоятельности, повышению уверенности в себе.

На первом этапе воспитатель направляет свою деятельность на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок». Необходимо использовать любые формы контакта, которые изменяли бы состояние ребенка и давали ему хотя бы частичное чувство покоя и психологического комфорта (касание, взятие на руки, объятие, улыбка). Организовывает максимально доступную игровую среду.

Адаптация происходит гораздо легче при включении ребенка в различные виды деятельности: коммуникативную, познавательно – исследовательскую, двигательную, но прежде всего в игровую. Так как это и ведущий вид деятельности, самый любимый и естественный вид деятельности ребенка. В игре он беззаботен, психологически раскован и больше, чем когда-либо, способен на полное выражение своего индивидуального «Я».

К двум годам ребенок способен отображать в игре простейшие действия с предметами, подражая действиям взрослого.

Большой популярностью у детей пользуются разные шумовые инструменты (стучалки, звенелки, шуршалки…., песок, природный материал, муляжи овощей, фруктов, животных, разные виды конструкторов, строительного материала и т. д.

Дорожку, оказывается, можно сделать не только из кубиков, но и из каштанов. А красками можно не только запачкаться, но и нарисовать для мамы цветочек ладошкой! Хотелось бы отметить, что раньше у нас было табу на слово «мама», так как дети начинали плакать, едва услышав это слово. Но в этом году мы это слово произносим часто! Мы и строим для мамы, и делаем пасочки, и играем на музыкальных инструментах, вызывая восторг и радость у детей, и гордость за себя!

Не все дети сразу включаются в игру. Они присматриваются, наблюдают за другими детьми, за воспитателем, который ИГРАЕТ, комментируя свою игру: какой домик мы построим для собачки, накормим ее, она будет этому очень рада и поиграет с детьми, будет их догонять. Посмотрите, как ребенок настороженно наблюдает за игрушками в театральном уголке. Но потом он решается взять одну игрушку, другую…

Дети с удовольствием «беседуют» с игрушкой, помогают ей, возможно жалеют…

Игрушка тоже первый раз пришла в детский сад. И ей здесь очень нравится! Ребенок рядом с такой игрушкой чувствует себя защищенным и смелее осваивается в новой обстановке.

Безусловно игра развивает и обучает. Но в период адаптации – это средство оптимизации социальной адаптации малыша.

Задача воспитателя развивать игровые умения детей, а затем положительно влиять на увеличение игровых контактов, расширение круга социальных связей, способствовать психическому и личностному росту ребенка и тем самым помогать ему адаптироваться к условиям дошкольного учреждения.

Итак, игровая деятельность является ведущим средством социальной адаптации детей раннего дошкольного возраста : влияет на дезадаптирующие психические состояния (тревожность, эмоциональную напряженность, психическую и соматическую утомляемость). Воздействуя на мотивационную сферу, игровая деятельность удовлетворяет потребности в самовыражении, помогает в выходе из напряженной социальной ситуации, в поддержании социальных связей.

Спасибо за внимание!

И всем желаю легкой адаптации в любых жизненных ситуация

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возрастаСюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возраста «Сюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возраста.» В современном мире проблема социального развития подрастающего.

Игра для адаптации в ДОУ для детей раннего возраста Игра " В нашей группе Ягодки" для детей раннего возраста. ЦЕЛЬ: Помочь малышам адаптироваться к детскому саду. ЗАДАЧИ: Создать в группе.

Игровые приемы, стимулирующие у детей раннего дошкольного возраста интереса к приему пищи в дошкольном учрежденииИгровые приемы, стимулирующие у детей раннего дошкольного возраста интереса к приему пищи в дошкольном учреждении Все мы знаем, что дети большую часть времени проводят в детском саду, поэтому воспитатели играют огромную роль в формировании интереса.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Игры для детей раннего возраста в период адаптации Игры для детей раннего возраста в период адаптации. Сгладить психоэмоциональное напряжение в адаптационный период помогут игры, которые.

Игры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возрастаИгры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию, как можно организовать игры с водой в летний период в детском саду во время адаптации малышей.

Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание как средство социальной адаптации детей с нарушением зрения» Изучение сенсорного развития детей с нарушением зрения имеет существенное значение для разрешения ряда конкретных проблем специальной коррекционной.

Консультация «Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ» Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые средства оптимизации социальной адаптации детей раннего дошкольного возраста в ДОУ
Опубликовано: 25 февраля 2024 в 18:16
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые средства оптимизации социальной адаптации детей раннего дошкольного возраста в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Загинайло (УИ 2741886) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД