Елена Осокина
Игровые технологии для реализации содержания образовательных областей в соответствии с ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Осокина Елена Александровна, воспитатель,
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60 общеразвивающего вида г. Владивостока»
Аннотация. Авторами тема значимости игровой деятельности в воспитании и обучении дошкольников, в частности использования игровых технологий. Раскрываются сущность игровых технологий, их особенности, структура. Приводится примеры подобранных игровых технологий для реализации содержания образовательных областей с детьми старшего дошкольного возраста, в том числе на интегративной основе
Публикация «Игровые технологии для реализации содержания образовательных областей в соответствии с ФОП ДО» размещена в разделах
Ключевые слова: игра, игровые технологии, игровые технологии в ДОО, образовательные области.
Игровые технологии — это фундамент всего дошкольного образования сегодня. В русле реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, 2013 г., Федеральной образовательной программы дошкольного образования, 2023 г. игровой деятельности дошкольников уделяется особое внимание. Как постулирует ФОП ДО, она занимает «центральное место в жизни ребёнка.», в ней «закладываются основы личности ребёнка, развиваются психические процессы, формируется ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.».
В Федеральной образовательной программе дошкольного образования определены также функции игры, среди которых: «обучающая, познавательная, развивающая, воспитательная, социокультурная, коммуникативная, эмоциогенная и др.».
Развивающие и воспитательные возможности игры для детей дошкольного возраста очевидны. B игре происходит становление всех сторон личности ребенка, происходят значимые изменения в психике, подготавливающие переход к новой стадии развития.
На современном этапе развития дошкольного образования в русле тематики игры особое внимание уделяется применению игровых технологий.
Игровые технологии включают в себя группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В Педагогическом словаре «игровые технологии» - это дидактические системы применения различных игр, формирующих умения решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов: занимательные, театрализованные, деловые, ролевые игры, имитационные упражнения, игровое проектирование, индивидуальный тренинг, решение практических ситуаций и задач и др.
В дошкольной педагогике игровые технологии опираются на следующие научные подходы:
- процессуальный - «игра как процесс» : «цель игры заключается в ней самой» (А. Валлон, П. Ф. Каптерев и др.);
- деятельностный - «игра как деятельность» : «игра - это вид непродуктивной деятельности человека.» (К. Д. Ушинский, A.H.Леонтьев и др.);
- технологический - «игра как педагогическая технология» : «игровая деятельность связана с активизацией и интенсификацией деятельности учащихся» (П. И. Пидкасистый, Ж. C.Хайдаров и др.)
К игровым технологиям относятся : сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые сюрпризные моменты, игровое упражнение, элементы театрализованной игры при организации непосредственной образовательной деятельности, игровое моделирование и экспериментирование и др.
Алгоритм игровой технологии предполагает определенную последовательность действий, операций педагогa по подбору, разработке, подготовке игр, включению субъектов в игрoвую деятельность, осуществлению игры, подведению ее итогoв, оценки результатов.
Игровые технологии позволяют дошкольнику быть лично причастным к процессам, протекающим в общественной жизни, дают возможность «прожить» некоторое время в «реальных» жизненных условиях. Игровые технологии помогают детям осуществлять социальные пробы, принимать на себя различные социальные роли, позволяют видеть результаты собственных действий, понимать и анализировать допущенные ошибки, в том числе и те, которые были сделаны другими участниками игрового взаимодействия.
Использование игровых технологий также способствует повышению познавательного интереса, развитию творческих способностей, эмоционального интеллекта дошкольников.
А также помогает педагогу максимально контролировать время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры, варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала. Игровые технологии можно использовать для реализации содержания всех образовательных областей в соответствии с ФОП ДО.
Представим структуру и принципы игровой технологии по Г. К. Селевко:
игровая ситуация. Это эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, на активизацию мыслительной деятельности и воображения ребенка.
задачи игры. Происходит постановка задач игры.
правила игры, игровое действие. Ознакомление с правилами игры организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия, выступают регулятором игрового действия. Игровые правила помогают реализоваться детям в игровых действиях. Игровые действия должны быть мотивированы, должны постепенно усложняться.
игровое состояние. Это эмоциональное отношение к действительности, поддерживаемое проблемностью ситуации, элементами занимательности, соревновательности, свободной творческой атмосферой, используемыми аксессуарами, ситуацией выбора.
результат игры. Важен результат и для педагога: игра продемонстрировала умения, уровень усвоения знаний и норм поведения, и для детей: игра пробудила интерес к проблеме, принесла эмоциональное удовлетворение.
Реализуя содержание образовательных областей в соответствии с ФОП ДО крайне значимым является владение арсеналом игровых технологий.