Светлана Куракова
Игровые технологии как средство обучения грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые технологии как средство обучения грамоте.
Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Игру можно применять в различных вариан-тах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты. Систематическое применение игровых технологий в образовательной деятельности с детьми по обучению грамо-те значительно повышает качество обучения, а также они помогают эффек-тивно решать задачи по обучению грамоте, строить интересный педагоги-ческий процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольни-ка — игре. Можно выделить несколько групп игровых технологий :
Публикация «Игровые технологии как средство обучения грамоте» размещена в разделах
1. Использование в образовательной деятельности игровых и литературных персонажей. Для усиления взаимосвязи между этапами образовательной деятельности вводится сказочный герой, который выпол-няет разные функции: приносит задания, просит детей о помощи, помогает детям их выполнить, проверяет правильность выполнения задания. Дети, включаясь в игру, помогают ему отобрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук, подсказывают пропущенный звук в слове или недосказанное слово в предложении, восстанавливают перепутанные слоги и слова. Это могут быть Незнайка, Буратино, Вини Пух, Утенок, кот Лео-польд.
2. Создание игровой ситуации. Создается так называемое «единое игровое поле», в ходе путешествий дети выполняют разнообразные зада-ния. Например: путешествие в сказочную страну, полет в космос, морское путешествие и т. д. Образовательная деятельность такого рода вызывает огромный интерес у детей, оживление, радость и способствуют оптимиза-ции процесса обучения в группе детей.
3. Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов.
При знакомстве со звуками, используется соотнесение звуков речи со звуками окружающего мира. У — гудит паровоз, Р — рычит собака, Ж – жужжит жук, Ш – шипит змея и т. д.
Для формирования звукобуквенной связи, для усвоения зрительного образа букв используются занимательные стихотворные тексты, которые помогают соотнести звук или букву с предметами окружающего мира.
4. Разгадывание ребусов.
Ребус – один из видов словесных игр, популярных еще в древности. Название образовано от латинского rebus –формы творительного падежа множественного числа слова res (вещь, предмет, дело). Ребус - это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены в виде комбинации фигур, знаков, букв.
5. Использование дидактических игр и игровых упражнений.
Большое значение в воспитательно-образовательном процессе име-ют дидактические игры, что связано, прежде всего, с тем, что их основная цель — обучающая. В ходе дидактической игры ребенок должен правиль-но выполнить предложенное педагогом задание, а игровая ситуация, ска-зочный персонаж, игрушка помогают ему в этом. Важно, чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала основные структурные элементы: игровая задача, игровые действия, правила и результат игры.
6. Настольно – печатные игры.
Настольно-печатные игры — это разновидность дидактических игр, которые представляют собой игры с правилами на печатной основе. Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний. Они способствуют развитию сооб-разительности, внимания к своим действиям, к действиям товарища, ори-ентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода, на развитие мыслительных операций.
7. Пальчиковые игры.
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня все мамы и па-пы без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Для определения уровня развития речи логопе-дами давно был разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные дви-жения пальцев, – говорящие дети. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи.
8. Символическое изображение букв из подручных средств : пласти-лина, счетных палочек, пуговицы, фасоли.