Елена Калюжка
Игровые упражнения в работе с неговорящими детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые упражнения в работе с неговорящими детьми
С каждым годом становится всё больше неговорящих детей раннего возраста. Группа таких дошкольников неоднородна, в нее входят дети с задержкой речевого развития, алалией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью. Однако, для всех этих детей характерна несформированность коммуникативной функции речи.
Публикация «Игровые упражнения в работе с неговорящими детьми» размещена в разделах
На начальных этапах работы с неговорящими детьми используются игры и игровые упражнения, позволяющие через игровую, предметно-практическую виды деятельности, через необычные для ребенка задания повлиять на мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности.
Предложенные игры и упражнения можно использовать как индивидуально, так и в групповой работе.
Упражнения по формированию речевого дыхания
1. Упражнение «Полевые цветочки».
Ребенок идет по тропинке (веревочке) и собирает цветы, затем останавливается на «полянке». Взрослый предлагает понюхать цветочки, при этом следит, чтобы ребенок набрал воздух через нос и выдохнул через рот. Повторить 3-5 раз.
2. Упражнение «Узнай по запаху овощ».
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть овощи и называет их: лук, чеснок, укроп. Затем делает на овощах надрезы, укроп растирает в руках. Ребенок нюхает овощи, запоминает запахи. Затем взрослый предлагает ребенку узнать по запаху предложенный овощ. Предварительно, взрослый напоминает, как правильно делается длинный, глубокий вдох: плавно, медленно.
3. Упражнение «Ароматный фрукт».
Взрослый приносит фрукты: апельсин, лимон, яблоко. Ребенок рассматривает фрукты, нюхает, запоминает ароматы. Затем ребенок с закрытыми глазами узнает фрукты по запаху. Взрослый следит, чтобы ребенок не поднимал плечи при длительном вдохе. Затем ребенок определяет фрукты на вкус.
4. Упражнение «Листочки».
Ребенок сдувает с ладошки разноцветные листочки.
5. Развитие плавного, длительного выдоха: подуть на теннисный шарик в тазике с водой; сдувать с ладони перышки, снежинки и т. д.
6. Упражнение «Забей гол»
Из кубиков на столе построить ворота, стараться закатить в него ватный шарик. При этом вдох глубокий, длительный.
Упражнения по формированию понимания речи
1. Назвать (показать) предметы и явления: вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины. Развивать собственные ощущения с использованием различных поверхностей: сухие, мокрые, гладкие, шершавые, мягкие и т. д.
2. Показать (назвать) предметы одежды для зимы (осени, лета) по картинкам.
3. Развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий действий (спит, ест, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает).
Ребенок показывает эти действия на картинках, выполняет их по просьбе логопеда.
4. Различать понятия «большой – маленький», используя знакомые игрушки
(матрешку, сказку «Репка», пирамидку).
5. На столе машинка, собачка, петушок.
Учить узнавать игрушки по их описанию (у него есть хвост, мягкая шерсть, маленькие ушки; у него есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями; он красный, пластмассовый, у него есть колеса).
6. Учить понимать простые предлоги, помогающие определить местонахождение предметов. (Поставь кружку на стол. Убери кубики в коробку. И т. д.)
7. Учить различать единственное и множественное число существительных. (Покажи, где кубик, а где кубики, собака – собаки, машина - машины и т. д.)
8. Упражнение «Чем?».
Взрослый задает вопрос, ребенок находит подходящую картинку или называет.
Чем мама режет хлеб?
Чем мальчик вытер лицо?
Чем ты ешь суп?
Чем девочка расчесывает волосы? И т. д.
Упражнения по формированию слухового восприятия и фонематических процессов.
1. Звучащие игрушки: барабан, бубен, дудочка.
Узнать звучание барабана (бубна, дудочки) среди других инструментов.
2. В трех одинаковых коробочках – горох, пуговицы, деревянные палочки. Определить на слух, что в каждой коробочке.
3. Используя звукоподражания, узнать собаку (гав –гав, кота (мяу, курочку (ко-ко-ко, мышку (пи-пи-пи) и т. д.
4. Лови звук.
Взрослый демонстрирует несколько звучащих игрушек: бубен, колокольчик, барабан. Предлагает ребенку «поймать» звук колокольчика, хлопнув в ладоши.
5. Ребенок стоит спиной к взрослому, который просит рассказывать (показать, что он делает: стучит ложкой по стакану, щёлкает ножницами.
6. Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, ребенок машет руками (летает, тихое – приседает.
7. Игра «Подскажи словечко»
Чтение стихотворения (ребенок подсказывает последнее слово).
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку (мячик). И т. д.
Игры и упражнения по формированию пространственного восприятия.
1. Игра проводится после чтения сказки «Репка». Вопросы: Кто тянул репку, назови, покажи. Какого цвета репка? После проведенной предварительной работы дети складывают части, чтобы получилась репка. Используется разрезная картинка репки из двух частей.
2. Разрезные картинки из трех частей (например, образ домашнего животного – кошки, собаки, коровы, лошади). И т. д.
3. Выложить ёлку из зеленых треугольников, ориентируясь на их величину, сначала по образцу логопеда, затем самостоятельно (помощь взрослого в случае затруднения).
4. Из трех белых кружочков выложить снеговика сначала по образцу взрослого, затем самостоятельно.
5. Ребенок разбирает и собирает матрешку (пирамидку) из 3-5 предметов. Расставляет матрешек по величине, начиная с самой большой матрешки, а затем с самой маленькой. Где прячутся матрешки?
Приемы стимуляции появления первых слов
1. Игра «Насекомые»
По сигналу взрослого «Муха полетела» ребенок, имитируя полет мухи, одновременно произносит звук «зззз». По сигналу взрослого «Жук полетел» ребенок, изображая полет жука, произносит звук «жжжж». По сигналу взрослого «Прилетели» ребенок останавливается.
2. Игра «Паровозик».
По сигналу взрослого «Поехали» ребенок, изображая движение поезда, произносит звук «уууу» или «Ту-ту».
3. Игра «Кораблик».
Взрослый предлагает ребенку наперегонки погонять «кораблики», изготовленные из разноцветной бумаги. Дуть на кораблики нужно произнося длительно звук «ффф».
4. Игра «Разверни».
Ребенок разворачивает различные мелкие предметы, завернутые в ткани (бумагу) разной фактуры, увидев, что в обертке, взрослый стимулирует ребенка к произнесению: «Опа!», «Вот!», «Вот так!» или названий предметов.
5. Игра «Птички».
Взрослый: Прилетели птички и зачирикали (пальчики складываются в одну точку, создавая клюв птички). Покормим птичек: голубей (гули-гули, уток (ути - ути, цыплят (цып–цып). Прилетели птички, клюют зернышки. Все склевали? И полетели. Полетели, полетели, на головку сели, на щечки сели, на лобик, на бровки, на подбородок, на коленочки, на поясочек, на спинку, на животик, на ладошку. Покормим птичек: голубей (гули-гули, уток (ути-ути, цыплят (цып – цып).
6. Игра «Сделаем бусы для мамы и бабушки».
Взрослый предлагает ребенку изготовить крупные бусы для бабы, а мелкие для мамы; помогает нанизывать крупные бусинки на шнурок, а мелкие – на нитку. Ребенку задаются вопросы, стимулируя его к сопряженному или самостоятельному ответу: «Что мы делаем?» - «Бусы». «Кто наденет крупные бусы?» - «Баба». «Кто наденет мелкие бусы?» - «Мама». «Кто подарит бусы?» - «Я».