Татьяна Юдина
Игры для детей с алалией
Алалия - одна из тяжелых и стойких форм патологии речевой деятельности. Многие дети с алалией не овладевают языком и остаются неговорящими или почти неговорящими даже по времени поступления в школу.
Мы, как воспитатели группы детей с общим недоразвитием речи, должны помочь, поступившим деткам с подобным диагнозом на начальном и последующих этапах пребывания в детском саду.
Публикация «Игры для детей с алалией» размещена в разделах
Для дошкольников, имеющих различные речевые расстройства, игровая деятельность сохраняет своё значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако, недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, её плавность – всё это, выраженное в разной степени у детей с речевыми нарушениями, влияет на их игровую деятельность, порождает определенные особенности поведения в игре. Игры детей с алалией носят однообразный, подражательный характер. Чаще они производят манипулятивные, а не игровые действия с игрушкой. Ребёнок, лишённый речи, воспринимает окружающую действительность поверхностно, поэтому его игра не имеет замысла и целенаправленных действий. В коллективе говорящих сверстников дети – алалики держатся в стороне или, играя вместе с другими детьми, выполняют только подчинительные роли, не вступают в словесные взаимоотношения.
Таким образом, мы хотим представить ряд игр с детьми – алаликами, которые развивают все психические процессы во время игры.
Игры на развитие внимания и памяти у деток с алалией.
Для создания соответствующего эмоционального настроя ребенка, поддержания интереса можно использовать игрушки, либо картинки.
• На столе стоят 4-6 игрушек. Ребенок отворачивается, а в это время 1-2 игрушки убирают. Нужно повернуться и узнать, что убрали со стола.
• Можно не убирать, а добавлять игрушки. Задача ребенка – сказать, что появилось на столе.
• На столе стоит от 2 до 4 игрушек, которые нужно внимательно рассмотреть вместе с ребёнком. Ребенок отворачивается, все игрушки «прячутся». Надо вспомнить, что стояло на столе.
• С ребенком рассматривают 2-4-6 картинок из детского лото, потом их убирают, смешивают с остальными. Задача ребенка – найти те картинки, которые рассматривали в начале игры. Усложнение игры – расположить картинки в том порядке, в котором их рассматривали.
• Выполнить последовательные действия: сначала надо налить воду в чашку, потом положить ложку в стакан, а карандаши – в коробку. Усложнение – предложить ребенку рассказать о том, что он сделал.
• Дорисовать незаконченные рисунки, выложить из счетных палочек фигуру по образцу.
Игры на развитие мышления.
Эти игры предлагаются по принципу «от простого — к сложному».
• Сложить одну картинку из разрезанных частей, сначала из двух, затем из 3-4. Усложнение – предложить картинки, на которых изображение есть с обеих сторон.
• Угадать, что нарисовано на картинке по ее части.
• «Почтовый ящик» — опустить фигуры в коробку, подобрав нужное отверстие, подходящее по форме.
• «Кому что нужно» — подобрать орудия действия к действиям, изображенных на разных карточках (сачок – девочке, ловящей бабочку, расческу – лохматой девочке, иголку – мальчику с дыркой на рубашке).
Игры на сенсорное развитие (цвет, величина, форма)
Дети с алалией испытывают трудности с ориентировкой в пространстве, а также в определении цвета, формы и величины предметов. Не очень выражен у них и познавательный интерес. Итак:
• Нужно выбрать из одинаковых по величине шариков только красные, только белые ит. д. (возможно использование блоков Дьёныша);
• Предложите ребенку принести столько же кубиков, сколько матрешек;
• «Подбери цветок» — разложить по вазам цветы одного цвета (все фигурки выполнены из бумаги);
• «Спрячь шарик в ладошках» — предложить спрятать в ладони сначала маленький, затем большой шарик, получится или нет;
• «Наоборот» — на одних картинках большие предметы, а на других те же предметы, только маленького размера. Ведущий говорит, поднимая картинку: «У меня пирамидка большая…». Ребенок ищет такую же, и отвечает: «А у меня маленькая», и т. д.
• Лото на закрепление цвета с изображением кругов разного цвета.
Самые эффективные игры на развитие мелкой моторики
Дошкольники с алалией обычно имеют плохую координацию движений, движения выполняют неточно и неловко. У них трудно добиться грациозности движений.
Для коррекции этих недостатков можно выполнять такие упражнения:
• Подниматься и опускаться со ступенек, стоять на одной ноге, подпрыгивать на обеих ногах и на каждой поочередно.
• Завязывать узел, бант, застегивать пуговицы. (здесь пригодится игра – шнуровка);
• Сгибать и разгибать поочередно пальчики на каждой руке.
• Соединять по очереди большой палец с остальными пальчиками.
• Выполнять движения по показу и без него: «кулак-ребро-ладонь» (кинезиологические упражнения).
• Строить башенки из кубиков, собирать пирамидки.
• Протягивать шнурок через отверстия в различных вариантах, нанизывать бусы на веревочку.
• Сжимать и разжимать грушу пульверизатора.
• Выкладывать узоры из мозаики.
Регулярно проводимые игры-занятия обязательно помогут ребёнку развиваться и облегчить дальнейший путь становления как личности.