Получи документы

Когнитивное и речевое развитие в освоении пространственных отношений детьми с алалией

Попкова Наталья
Когнитивное и речевое развитие в освоении пространственных отношений детьми с алалией

Когнитивное и речевое развитие в освоении пространственных отношений у детей с ОНР 1 ур.

Каждый из нас обладает знаниями об окружающем мире. Направленную на познание деятельность принято называть Когнитивной.

Взаимосвязь когнитивного и речевого развития детей, а также влияние когнитивной базы на употребление языковых средств является одной из актуальных проблем современной психолингвистики вообще и лингвистики детской речи в частности. Пространственные отношения для установления такой связи – наиболее благоприятная почва, поскольку предметы и их окружение представлены наглядно, их можно потрогать, услышать звуки, сигнализирующие об их передвижении. А одновременные обозначение их в речи, позволяет выявить взаимосвязь восприятия, мышления и речи. Под когнитивной базой традиционно понимается совокупность знаний, накопленных человеком в течении жизни, а также психофизиологические процессы, обеспечивающие накопление знаний: восприятие, память, мышление. Когнитивное развитие понимается как процесс накопления знаний, опыта, а также развитие мыслительных способностей. Н. Н. Данилова отмечает, что между когнитивными и эмоциональными процессами существует не только прямые, но и обратные связи. Когнитивная деятельность может не только быть источником эмоции, но и сама зависеть от эмоционального состояния субъекта. Когнитивный аспект усвоения лексических значений был разработан Тумановой. Автор выявил особенности формирования до грамматических обобщений у дошкольников с ОНР и обосновал ведущую причину не овладения словообразовательными операциями. Это несформированность «нервной перестройки», обеспечивающей переход от элементарного иконического кода, лежащего в основе условия лексического значения, к коду дискретному, дающему возможность вычислить из общего звукового потока морфему как отдельный знак, а от него к особому коду речедвижения, обеспечивающему нормативное произнесение производного слова. Показано, что такая несформированность приводит, с одной стороны к неполноценной речевой коммуникации, а с другой стороны ограничивает когнитивные возможности детей, необходимые для развития «языковой компетентности».

Публикация «Когнитивное и речевое развитие в освоении пространственных отношений детьми с алалией» размещена в разделах

Чувственное освоение пространства происходит по пути абстрагирования от собственного тела и проходит в 3 этапа.

1. Овладение ориентацией в схеме тела (вверх – где голова, низ – где ноги)

2. Овладение ориентацией за пределами собственного тела, при этом точка отсчета – собственное тело.

3. Овладение системой отсчета «от другого предмета», ребенок абстрагируется от собственного тела.

Работа над схемой лица, а в дальнейшем всего тела позволяет овладеть не только пониманием структуры своего тела и словами, обозначающими его отдельные части и их пространственные взаимоотношения, но и перенести эту схему в образный план. На основе схемы собственного тела у ребенка формируются пространственные представления о вертикал:

ВЫШЕ, НИЖЕ, НАД, ПОД, МЕЖДУ. Помимо этого ребенок закрепляет свои представления не только о таких категориях как части тела, части лица, одежда, но и расширяет свой словарный запас.

Схема тела как базисный уровень пространственных представлений начинает свое формирование на самых ранних этапах развития – первом году жизни при N, а у детей с алалией начинаем работу с этого. Естественно, что у алаликов формирование пространственных представлений этого уровня происходит не с точки зрения языкового развития, а посредством врожденных когнитивных схем, дифференцируется и «корректируется» получением различного рода ощущений, идущих от собственного тела, и в процессе взаимодействия со взрослыми. Нормативно элементарное знание схемы собственного тела, в частности лица демонстрируют дети к 1.5 г. В виде показа частей лица и отдельных частей тела в ответ на вопрос взрослого : «Где у нас глазки?» Чуть позже ребенок переносит свои знания именно о частях лица на куклу, другого человека, точно также показывая их. При этом, безусловно, ребенок не называет где находится та или иная часть лица (тела) – максимум, что он может сказать – это «тут», «вот».

В дальнейшей работе в речи ребенка наряду с сообщениями, вмещающими множество объектов, появляются и более «конкретные» единично-пространственные обозначения местонахождение предметов в пространстве : «положи в чашку», «дай в руку». Эти обозначения возникают вначале по отношению к самому себе и лишь потом переносится на внешние предметы: «в чашке, на столе». Параллельно с этим ребенок может вербально охарактеризовать относительное расположение двух объектов. Вначале это происходит по отношению к вертикальной оси (плоскости) собственного тела. Н-р, «носик – выше рта», «животик – выше ножек». Вначале ребенок может произвести подобные заключения, если видит свое отражение (в зеркале, и лишь позже – видя какую-либо картинку с изображением человека или куклы. Т. о. ребенок вначале овладевает наиболее «множественными» пространственными представлениями, а в дальнейшем начинает дифференцировать их как единичные конкретные по отношению к определенному предмету, принятому за своеобразную «точку отсчета» «над бровями, под столом)

Игры которые можно использовать в работе

1. «Поможем Маше собраться на прогулку».

2. «В какой руке».

3. «Где что находится»

4. «Поможем маме накрыть на стол»

5. «Делай как я».

Публикации по теме:

Развитие пространственных представлений у старших дошкольников в соответствии с ФГОС «Развитие пространственных представлений у старших дошкольников в соответствии с ФГОС» Стандарт разработан с учётом Конвенции ООН о правах.

Развитие временных и пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Сформированность пространственных и временных представлений у дошкольников и учащихся начальных классов имеет важное значение для их успешного.

Конспект педагогической ситуации по образовательной области «Речевое развитие» с детьми второй младшей группы. Конспект педагогической ситуации с детьми второй младшей группы на тему «По сказочной дорожке» Цели педагогической ситуации: Воспитательные.

Консультация для родителей «Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Дошкольники еще плохо ориентируются в.

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные формы работы в освоении знаний по ФЭМП с детьми дошкольного возраста» Тема. Нетрадиционные формы работы в освоении знаний по ФЭМП с детьми дошкольного возраста. Цель. Представление опыта работы с нетрадиционными.

Перспективный план по разделу «Речевое развитие» с детьми младшей группыПерспективный план по разделу «Речевое развитие» с детьми младшей группы Сентябрь № 1 стр17 Тема. Путешествие по территории участка Цель Приучать детей участвовать в коллективных мероприятиях, слышать и понимать.

План кружковой работы «Речевое развитие» с детьми подготовительной группы План кружковой работы «Речевое развитие» с детьми подготовительной группы. Фогель Анна Станиславовна Январь. Цель: уточнить представления.

Развитие пространственных представлений на индивидуальных занятиях Занимаясь с ребёнком на индивидуальных занятиях, следует садиться справа от него, соответственно ребёнку предлагается стул, который находится.

Рекомендации родителям по установлению позитивных отношений с детьми. Детство-это не подготовка к жизни, а уже сама жизнь; Не нужно опускаться до уровня своего ребёнка, а стоит подняться до высоты его чувств;.

Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речиСценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи. [/b]Тема:Письмо от Буратино Звуко-буквенный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Когнитивное и речевое развитие в освоении пространственных отношений детьми с алалией
Опубликовано: 2 февраля 2018 в 20:30
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД