Папки-передвижки

Игры для развития психических процессов

Мария Сандркина
Игры для развития психических процессов

Развитие внимания и памяти

1) Игра «Снежный ком».

Описание игры: каждому из игроков поочередно предлагается называть слова, которые ассоциируются у них с какой-то темой (семья, весна и т. д. можно даже героев каких-то мультфильмов, например). То есть, первый игрок называет слово, второй повторяет сказанное слово и называет свое.

Публикация «Игры для развития психических процессов» размещена в разделах

Инструкция к заданию: «Ребята, вспомните слово, которое напоминает вам о космосе, затем по очереди будем называть слова не только свои, но и слова друг друга, будьте внимательны. Например, называю слово ракета, значит, Рома должен повторить то же самое, но с добавлением своего слова, получается: ракета, звезда».

Можно ввести игру сюжет. Например, "Бабушка укладывает в свои чемодан… расческу", следующий игрок должен повторить уже сказанное, добавив следующий предмет: "Бабушка укладывает в свой чемодан расческу и… тапочки" и т. д.

2) Упражнение «Запомни только».

Описание задания: ребенку зачитываются в любом порядке 4-8 знакомых слов по разным темам. Например: «Транспорт, космос, животные». Задача ребенка – на слух выбрать только слова на тему «животные» и озвучить их. Опираясь на возможности ребенка, можно увеличивать количество слов.

Инструкция к заданию: «Сейчас я буду зачитывать тебе слова, а ты должен выбрать только животных».

3) "Запретное слово".

Описание: ведущий задает вопросы, а игрок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно запретное слово, о котором вы заранее договариваетесь, например, слово "нет ". Предупредите игрока, что нужно быть предельно внимательным, так как вы постараетесь его подловить. После этого можно начать задавать вопросы. Например, " Ты спишь в ванной? ", " Снег белый?", "Ты умеешь летать? " и т. п. Игрок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры, Ошибкой считается, если названо запретное слово или на вопрос не дан ответ. Как только игрок ошибается, вы меняетесь с ним ролями, он задает вопросы, вы – отвечаете. В этой игре выигрывает тот, кто правильно отвечает на большее количество вопросов. (по аналогии можно поиграть в игру «Запрещенное движение»)

Внимание!. Закрепите с одним словом. Не берите другое слово, пока не будете уверены в том, что ребенок понял и усвоил правила.

4) "Наблюдатель".

Описание игры: Назови 3-5 круглых (красных, твердых и гладких) предметов в этой комнате" (можно варьировать количество предметов).

В игру можно играть как в посещении, так и на улице.

5) "Волшебное слово"

Описание игры: ведущий и игрок договариваются о том, какое (ие) же слово (а) считать `волшебным (и)`. `Волшебными` можно считать слова, обозначающие птиц, домашних животных и т. п. Вы рассказывает историю или произносите подряд любые слова. При произнесении `волшебных слов` ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу (хлопнуть в ладоши, поднять руку вверх и т. п).

Игра будет одновременно развивать фонематический слух ребенка, если «волшебными» можно считать слова на букву `М` или на любой другой звук. Лучше начинать просто с конкретных слов (птиц и т. д, только затем, когда игра будет усвоена, переходить на развитие фонематического слуха.

6) "Шерлок Холмс"

Описание игры: игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается (или выходит из комнаты). Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает "сыщику " угадать, что он изменил. Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и многое другое. Сложность игры зависит от количества изменяемых элементов. Лучше начать с 1-2 изменений и постепенно их увеличивать.

После угадывания по желанию можно меняться ролями.

7) "Пуговицы"

Описание игры: перед игроками лежат два одинаковых набора пуговиц, внутри которых ни одна пуговица не повторяется. Для начала бывает достаточно взять всего 3 пуговицы, но при этом перед играющими лежит весь набор, из которого они выбираются. У каждого игрока есть игровое поле, разделенное на клетки. Чем сложнее игра, тем больше клеток должно содержать поле; для начала достаточно 3-5. Пуговицы кладутся на клетки поля. Водящий располагает их по собственному желанию, дает партнеру некоторое время на то, чтобы запомнить их расположение (30 сек) и накрывает поле листом бумаги. Второй игрок должен выбрать из своего набора такие же пуговицы и воспроизвести на своем поле их взаиморасположение. Затем первый игрок открывает свое поле, и оба проверяют правильность решения.

Играть можно не только с пуговицами, но и с другими предметами. Игровое поле развивает ориентировку в пространстве, так как там есть верх, низ, правая и левая стороны. Но оно необязательно, если под рукой нет листа, можно строить в линию (например, счетные палочки).

8) «Правильные слова»

Описание: возьмите одно слово (можно придуманные слова ребенком из следующей игры) и произнесите его. «Банан»

Инструкция: сейчас я буду говорить слова, а нам нужно словить в ладоши (хлопнуть) только правильное слово. «Баран», «Банап» - неправильные слова.

Банан, баран, банап, банан, манан, ранап, банам

Произносите слова четко, не спеша, выразительно.

Развитие речи

1) «Придумай предложение»

Описание игры: придумывать слова (на определенное количество слогов (хлопки, лексические темы и т. п). Например, придумали слово «кошка» и «прыгать». Теперь игрок составляет предложение. «Кошка прыгает». Можно задать вопрос «Почему?» «Она рада».

А теперь соединим: «Кошка прыгает, потому что она рада».

2) Работа с загадками

Описание: Возьмите любую несложную и недлинную загадку.

«С хозяином дружила, домик сторожила, живёт под крылечком, хвостик колечком»

1. Кто это? (Собака)

2. С кем живёт собачка? (С хозяином)

3. Где жила собачка в нашей загадке? (Под крылечком)

4. Где ещё могут жить собачки? (В конуре, в будке, в доме)

5. Где живут собачки? (В доме, в квартире, в комнате)

Так можно разобрать любую загадку и дополнить вопросы к ней.

3) Закончи предложение

Описание: предложите ребенку внимательно послушать начатую вами фразу

и продолжить ее.

Он лечил. Она. лечила. Они. лечили.

Он варил. Она. варила. Они. варили.

Он воспитывал. Она. воспитывала. Они. воспитывали.

Он тормозил. Она. тормозила. Они. тормозили.

Он пел. Она. пела. Они. пели.

4)«Я, мы, он, она, вместе — дружная семья»

Описание: скажите: «Я катаюсь на санках».

Предложите ребенку продолжить игру. Попросите его повторить произнесенную вами фразу, подставить другое местоимение и изменить форму глагола.

«Я гуляю по лесу. — Ты. (гуляешь) по лесу.

Я кормлю птиц. — Он. (кормит) птиц.

Я играю в хоккей. — Мы. (играем) в хоккей.

Я играю в снежки. — Они. (играют) в снежки.

Я леплю снеговика. — Вы. (лепите) снеговика».

5) Как?

Описание: предложите ребенку продолжить вашу фразу.

Самолет летит быстро, а воробей. (медленно).

Санки по полю едут медленно, а с горки. (быстро).

Птицы летом поют много, а зимой. (мало).

Птицы летом поют громко, а зимой. (тихо). Животным летом в лесу хорошо, а зимой. (плохо).

Ежику в норке тепло, а зайцу под кустиком. (холодно).

Летом в лесу корма много, а зимой. (мало)».

6) Игра «Один-много»

Описание: попросите ребенка образовывать множественное число по образцу.

Если одно, то колесо, а если много, то. (колеса).

Если один, то троллейбус, а если много, то. (троллейбусы).

Если один, то трактор, если много, то. (тракторы).

Если один, то шофер, а если много, то. (шоферы).

Развитие мышления

1) Что не так? (Нелепицы)

Описание игры: Суть игры в том, что вы задаете вопросы. Ребенок отвечает, может ли так быть. Если нет, исправляет на правильный вариант. Примеры предложений:

Мы едим из тарелок?

Под столом горит костер?

На столе растут грибы?

У кошки 2 ушка?

Автобус плывет по реке?

Коза живет в гнезде?

Бегемот и жираф живут там, где холодно?

Можете поменяться с ребенком ролями. Ребенок может стать ведущим. Важно проговаривать исправленные варианты полным предложением. Например: «Автобус едет по дороге».

Похожая игра «бывает-не бывает» (с мячом)

Описание: Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить или не словить. Ситуации можно предлагать разные:

папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т. д.

Выдерживайте паузу для осмысления ребенком предложения.

2) Назови одним словом

Описание: ведущий озвучивает игрокам несколько слов, а игроки должны объединить их одним общим словом. К примеру:

ель, сосна, дуб – деревья;

лиса, волк, мишка – животное;

банан, груша, яблоко – фрукт;

кубик, машинка, кукла – игрушка и т. д.

Если захочется, игру можно видоизменить: ведущий называет какое-то общее понятие, а дети называют все, что может к нему относиться.

3) Четвертый лишний

(если есть возможность, распечатайте картинки)

Описание: демонстрировать ребенку карточку, на которой нарисованы четыре картинки, три из них подходят друг другу, по какому-то признаку, их можно назвать одним словом, а четвёртая лишняя. Какая? Почему? Как можно назвать одним словом 3 другие слова? (фрукты)

Начинаем от простого к сложному (сначала очевидное лишнее слово)

Яблоко, банан, апельсин, стол

Зеленый, желтый, синий, высокий

Затем к менее очевидному

Яблоко, банан, апельсин, огурец

4) Отвечай быстро (с мячом)

Описание: Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.

5) «Угадай, о чём я рассказала»

Описание игры: для игры понадобится 3-5 любых предметов. Ведущий описывает один из предметов (чем более похожи предметы, тем сложнее. Начинаем с простого). Например:

Расческа, помидор, яблоко, платок

Например:

Длинная, лежит в ванной

круглый, сладкий, красный, растёт в огороде

исходя из того, какого цвета может быть яблоко, в этом случае игра усложняется.

Ведущий и игрок могут меняться местами

Публикации по теме:

«Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников» (раннего возраста, дошкольного возраста) Ранний возраст:Память. С предметами: «Убери лишнее?» Развивать восприятие цвета, умение обобщать предметы по признаку цвета. Развивать внимание,.

Геометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работыГеометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работы Такое распространенное и доступное дидактическое средство как мозаика известно каждому педагогу. Мозаика может быть абсолютно разной –.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Игры для развития дыханияИгры для развития дыхания Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия детей с речевыми нарушениями. Правильное дыхание –.

Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализуИгры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.

Консультация для педагогов «Коррекция высших психических функций у детей с ОВЗ» Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем.

Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией»Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией» Цель: познакомить педагогов с понятием «фонематические процессы» у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогов, родителей.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Весёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессовВесёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессов Нарушения в формировании фонетико-фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняют овладение программой по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры для развития психических процессов
Опубликовано: 15 августа 2020 в 18:18
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД