Папки-передвижки

Игры и рекомендации для развития активного словаря малышей

Светлана Кашкаха
Игры и рекомендации для развития активного словаря малышей

Игры и рекомендации для развития активного словаря малышей

Создание потребности подражать слову взрослого - ответственный момент в логопедической работе с безречевыми детьми (возраст от 1года до 2,5 лет). Необходимо отметить, что развитие речевого подражания - естественный период в развитии детской речи как в норме, так и в случае речевых нарушений. Неправильно было бы «перескочить» этот период и начинать логопедическую работу с неговорящими детьми с разучивания правильно произносимых слов. При этом не следует впадать в другую крайность — расширять и закреплять автономную речь детей, когда употребляемые ребенком звукосочетания понятны лишь близким взрослым. Необходимо переходить к обучению произнесению слов и словосочетаний при первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части некоторых слов.

Публикация «Игры и рекомендации для развития активного словаря малышей» размещена в разделах

Активизация речи детей (вызывание речевого подражания) должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой. Только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребенка говорить. При этом удается избежать возникновения «попугайного» повторения- воспроизведения слов без подлинного осмысления.

Этапы развития речевого подражания :

Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку, в игре.

Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, несущие собственную смысловую «начинку». К таким словам относятся подражания голосам животных - му, ав-ав, мяу и др. ; подражания звукам музыкальных игрушек - бом-бом, ду-ду, динь-динь и др. ; подражания транспортным шумам - би-би, ту- ту и др., а также другие аморфные слова : малыш может заменять ими любые слова, которые еще не может произнести.

Повторение слов. Вначале это простые короткие слова — мама, папа, дай, на, киса, утя и т. д. На этом этапе возможно употребление «облегченных» вариантов слов : не «кошка», а «киса», не «утка», а «утя» и т. п. По мере развития речи ребенок учится произносить двух- или трехсложные слова, воспроизводя интонационно-ритмический рисунок слов. При этом на протяжении раннего возраста ребенок может воспроизводить звуковой состав слов приближенно. Понимание речи и активный словарный запас ребенка стремительно увеличивается на протяжении этого периода.

Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком глаголов (слов-действий, так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи : чем больше слов-названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его развития!

Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе — 2-3 слова). Например: Где мама? Там мяч. Вот ложка. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении. Например: Вот зайка. Дай зайка. Ваня хороший.

Хотелось бы более подробно остановиться на том, что же такое аморфные слова. Аморфные слова — это грамматически неизменяемые слова-корни. Помимо правильно произносимых слов (обычно это простые, Доступные по артикуляции для ребенка слова -мама, папа, дай, на, дай т. п.) в ходе нормального развития речи и в случаях нарушенного

речевого развития в детской речи присутствуют «аномальные слова» :

При помощи аморфных слов ребенок пытается «заполнить пробелы» : он заменяет ими те слова, которые пока недоступны для воспроизведения в правильной форме.

В каких ситуациях можно вызывать речевое подражание ребенка? Побуждать ребенка к повторению слов и фраз можно как в ситуациях повседневной жизни, так и в ходе специально организованных игр и занятий, во время чтения стихов, загадок, пения песен.

Варианты речевого подражания в перечисленных ниже играх предлагаются в такой последовательности: звуки- аморфные слова- слова- фразы.

Игры для развития общего и речевого подражания

«Самолёты»

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого — повторение звука У.

Ход игры : Предложите детям поиграть в самолётики.

- Послушай стихотворение про самолё т:

По земле разбежался,

В небо поднялся!

Летит самолёт

Прямо вперёд!

- Давай поиграем в самолётики! Полетели в небе самолёты, загудели: «У-У-У!»

Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате, сопровождая движения произнесением длительного непрерывного звука У.

«Машины»

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого — повторение звука Ж; слова-звукоподражания БИ-БИ.

Ход игры : Предложите ребенку поиграть в машинки.

-Послушай стихотворение про машину:

«Би-би-би», -гудит машина:

Не поеду без бензина!

-Давай поиграем в машинки! Поехали машины: «Ж-Ж-Ж!» Сигналит машина: «БИ-БИ! Освободите дорогу!»

Ходим по комнате, имитируя при помощи движений рук управление машиной -крутим руль. Сопровождаем движения произнесением звука Ж и слова-звукоподражания БИ-БИ.

«Поиграем на дудочке»

Цель: развитие подражания движениям кистей рук и речи взрослого -повторение слова-звукоподражания ДУ-ДУ-ДУ.

Оборудование: дудочка.

Ход игры : Предложите ребенку «поиграть» на дудочке. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящую дудочку, поиграйте на ней. Затем изобразите

игру на дудочке с помощью движений кистей рук и озвучьте ее.

-Давай поиграем на дудочке! Как дудочка дудит? «ДУ-ДУ-ДУ!» Повторяй за мной!

«Дудим» (произносим слово-звукоподражание ДУ-ДУ) и одновременно движениями рук изображаем игру на дудочке.

«Баба сеяла горох»

Цель: физическое развитие; развитие подражания движениям и речи взрослого-повторение аморфного слова ПРЫГ-СКОК; слов БАБА, ШЛА, ГОРОХ, ПОТОЛОК и др. ; фраз БАБА ШЛА, ПИРОЖОК НАШЛА и др.

Ход игры : Предложите малышу поиграть в народную игру «Баба сеяла горох».

-Давайпоиграем в игру «Баба сеяла горох». Слушайте и повторяйте за мной!

Баба сеяла горох:

ПРЫГ-СКОК! ПРЫГ-СКОК!

(подпрыгиваем на двух ногах)

Обвалился потолок:

(останавливаемся, поднимаем руки вверх,

затем резким движением опускаем руки вниз)

ПРЫГ-СКОК! ПРЫГ-СКОК!

(подпрыгиваем на двух ногах)

Баба шла, шла, шла,

(идем)

Пирожок нашла.

(останавливаемся, присаживаемся на корточки

и «поднимаем» воображаемый пирожок)

Села, поела,

(«едим» пирожок)

Дальше пошла.

(идем)

«Куколка»

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого — повторение звука А; аморфного слова-звукоподражания ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ; слова КУКЛА; фраз КУКЛА СПИТ, КУКЛА ТАНЦУЕТ, КУКОЛКА ПОЁТ ПЕСНЮ и др.

Оборудование: кукла.

Ход игры:

-Куколка устала, она хочет спать. Давайте уложим куклу спать: покачаем и споем ей песенку: «А-А-А! КУКЛА СПИТ». Прижав куклу к груди, покачиваем ее и напеваем тихим голосом длительный звук А. Ребенок повторяет за взрослым, укачивая свою куколку. Следите, чтобы малыш повторял интонацию напева.

-Проснулась кукла. Смотри, как КУКЛА ТАНЦУЕТ! Кукла «танцует и кланяется».

-А теперь КУКЛА ПОЁ Т песенку: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!» Помоги своей куколке потанцевать и спеть песню. Стимулируйте повторение слов и фраз с помощью вопросов: «Кто это?», «Что делает кукла?», «Как кукла поёт песню?» и т. д.

«Большие ноги идут по дороге»

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого -повторение слова-звукоподражания ТОП-ТОП; слов НОГИ, НОЖКИ, ДОРОГА; фраз БОЛЬШИЕ НОГИ, НОГИ ИДУТ и т. д. ; физическое развитие.

Ход игры : Предложите ребенку игру «Ноги и ножки».

-Давай поиграем в игру «Ноги и ножки»- будем ходить и бегать. Слушай стихотворение, повторяй за мной!

Большие ноги идут по дороге: ТОП-ТОП-ТОП!

(говорим низким голосом, высоко поднимаем ноги, делаем широкие шаги)

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ! (говорим тонким голосом, бежим мелкими

шажками)

Побуждайте ребенка выполнять движения вместе с вами, в нужных местах стихотворения вставляя звукоподражание ТОП-ТОП-ТОП В дальнейшем побуждайте ребенка повторять слова и фразы — задавайте вопросы («Что это?» - «ноги», «Какие

ноги?» - «большие ноги» «Что делают ноги?» - «Ноги идут»).

«Неправильная сказка»

Расскажите малышу хорошо знакомую сказку с ошибками. Например, посадил дед не репку, а картошку, колобок встетил в лесу не героев сказки, а лягушку или ежика. Пусть малыш заметит ошибки и скажет вам о допущенных ошибках.

Для малыша речевая активность- огромный труд. Активная речь ребенка, поводы и суть его обращений напрямую зависят от взрослого. Эмоционально богатая, интонационно выразительная речь взрослого заставляет малыша стремится к ее подражанию.

Использованная литература:

1. Громова О. Е. Топ-топ. Бух. Речь, первые глаголы. — М. : Карапуз, 2003.

2. Громова О. Е. Алло! Ляля? Речь, первые глаголы. — М. : Карапуз, 2003.

3. Козак О. Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. — СПб. : Союз, 1998

Янушко Е. А. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 лет. Развитие общего и речевого подражания в играх. - Москва : Теревинф, 20

Публикации по теме:

Кроссворд и ребусы для развития мышления, внимания и обогащения активного словаря детей 6–8 летКроссворд и ребусы для развития мышления, внимания и обогащения активного словаря детей 6–8 лет В данной публикации приведены выдержки из следующих авторских книг, содержащих задания для дошкольников 5-7 лет: - "РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по обучению.

Дидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторикиДидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторики Вязаные игрушки и пособия - это отличный тренажер для маленьких пальчиков. Поверхность вязаного пособия имеет ребристую структуру, которая.

Реферат «Формирование активного словаря на основе расширения глагольной лексики у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией» Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике.

Игры из бросового материала для развития мелкой моторики и знания основных цветов для малышейИгры из бросового материала для развития мелкой моторики и знания основных цветов для малышей Игры предназначены для детей 1-2 лет. 1. Игра "Надень резиночку" Цель: развитие мелкой моторики, координации рук, закрепление названий основных.

Кружок для детей средней группы «Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря» Образовательная область: речевое развитие Направление: развитие словаря Цель: активизация и обогащение словаря детей посредством дидактических.

Мастер-класс «Обогащение активного словаря старших дошкольников через использование словесных игр» Мастер – класс: «Обогащение активного словаря старших дошкольников через использование словесных игр». Автор: учитель-логопед Клочьева.

Методические рекомендации по развитию глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что дошкольники с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный.

Фольклор как средство развития словаря детей Детский сад – начальная ступень в развитии человека. Это период активного творческого развития ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются.

Педагогический проект по развитию речи «Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря» 1. Анализ ситуации. Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте с взрослыми людьми возможно.

Рекомендации педагогам «Здоровье малышей» Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и рекомендации для развития активного словаря малышей
Опубликовано: 20 января 2017 в 21:21
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД