Назарова Татьяна Валентиновна
Игры и упражнения для развития связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Кто лучше расскажет. Дидактическая задача: выявлять активный словарный запас детей, развивать связную речь.
Оборудование: набор сюжетных картинок.
Содержание: Педагог раздает детям картинки или вывешивает их на магнитную доску и предлагает рассказать, что на них изображено. Можно помочь рассказчику вопросами. Лучший рассказ записывается.
Публикация «Игры и упражнения для развития связной речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Опиши предмет. Дидактическая задача: учить описывать предмет, выделяя его существенные признаки, развивать интонационную выразительность.
Оборудование: набор игрушек (6 - 8 штук, муляжи овощей и фруктов.
Содержание: выбрав одну игрушку, педагог предлагает рассмотреть ее, вспомнить. Что они знают о ней и описать игрушку. Образец первого описания дает педагог. Затем описываются две игрушки одновременно путем сравнения. Можно описать игрушку, не показывая ее. Кто угадает, о чем идет речь, становится «педагогом». Впоследствии описываются любые знакомые детям предметы (аквариум, телевизор, компьютер и т. п.).
Кого описал новичок?
Дидактическая задача: учить детей вводить в рассказ элементы описания, узнавать предмет по описанию.
Оборудование: книжки – малышки.
Содержание: Педагог говорит: «Представьте, что к нам пришел в группу новый учащийся. Ему очень понравилось все дети. Пусть он расскажет о ком – нибудь. Дети по очереди самостоятельно или с помощью педагога описывают друг друга. За лучшее описание даются книжки – малышки.
Кто увидит больше всех?
Дидактическая задача: выявлять активный словарь детей, развивать связную речь.
Оборудование: сюжетная картина.
Содержание: Педагог вывешивает перед детьми картину и предлагает рассказать, что на ней изображено. Дети, не умеющие рассказывать, могут назвать 2 – 3 главных предмета. Дети с большим запасом слов называют предмет, его действия или состояние. Дети, владеющие связной речью, могут составить 4 – 5 предложений. Игра продолжается, пока не будет названо все существенное.
Вариант: дети рассматривают картину, затем она убирается. Ребята должны по памяти рассказать, что на ней изображено. Для контроля картина вывешивается еще раз.
Когда это бывает?
Дидактическая задача: упражнять детей в умении отвечать на вопрос полным предложением, уточнить представление о временах года.
Оборудование: сюжетные картинки на тему «Времена года».
Содержание: Участники получают по одной сюжетной картинке. Педагог задает детям вопросы: Когда собирают овощи и фрукты? Когда опадают листья? Когда дети катаются на санках? Ребенок, имеющий соответствующую картинку, показывает ее и отвечает на вопросы двумя – тремя предложениями.
Прочитай и опиши.
Дидактическая задача: упражнять детей в чтении слов разной структуры, учить связно описывать предмет, не называя его.
Оборудование: таблицы слов.
Содержание: Дети читают слова, например
Аист
Утка
Дятел
Зубр
Слон
Носорог
Яблоки
Вишни
Сливы
Утюг
Телефон
Телевизор
Педагог показывает одно слово, дети должны прочесть его про себя и рассказать, что они знают об этом предмете. Например: «Это перелетная птица с красным клювом и красными ногами. Водится в Белоруссии. Питается лягушками. Гнезда вьет на верхушках деревьев и крышах домов». Слово – отгадка аист читается.
Опиши, не видя.
Дидактическая задача: учить употреблять в речи существительные в творительном падеже, упражнять в умении правильно строить предложение.
Оборудование: наклейки.
Содержание: Педагог рассказывает о том, что на праздник собрались животные со своими детенышами. Когда наступил вечер, они стали расходиться. Первым ушел олень с олененком. Кто ушел за ним? Дети придумывают предложения: Следом ушел зубр с зубренком т. д. Ребенок, после которого никто ничего не придумывает, получает в награду наклейку.
Вариант: на день рождения к Тане пришли ее друзья: Ира пришла с Колей и т. д.