Папки-передвижки

Игры и упражнения на формирование темповой организации высказывания

Анастасия Марьина
Игры и упражнения на формирование темповой организации высказывания

Игра «Осенние листочки»

Цель: формирование у детей представлений о темпе, понятиях «быстро» и «медленно».

Материал: фонограмма «Тема из вариации» К. Вебер.

Ход игры. Детям, сидящим на стульчиках или на ковре, предлагается выполнить импровизированные движения руками при прослушивании музыкального отрезка в быстром темпе и сидеть спокойно при прослушивании музыкального отрезка в медленном темпе.

Игра «Курочка и цыплятки»

Публикация «Игры и упражнения на формирование темповой организации высказывания» размещена в разделах

Цель: обучение детей дифференциации однотипных движений в соответствии с темповым диапазоном музыкального отрывка.

Материалы: фонограмма «Русская народная мелодия», обработка Г. Фрида.

Ход игры. Дети сидят на стульчиках полукругом. Прослушивания музыкальный отрывок в медленном темпе, дети кистью одной руки, собранной в горсть, дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки – курочка клюет зернышки; при прослушивании музыкального отрезка в быстром темпе, дети совершают те же движения, но уже в быстром темпе.

Игра «Карусели»

Цель: формирование у детей умения соотносить темп речи и движений.

Материалы: длинный шнур.

Ход игры. Дети образуют круг и, держась одной рукой за шнур, концы которого связаны, начинают движение в соответствии с текстом стихотворения:

Еле, еле, еле (ходьба по кругу в медленном темпе)

Завертелись карусели, (ходьба по кругу в умеренном темпе)

А потом кругом, кругом, (ходьба по кругу в быстром темпе)

Все бегом, бегом, бегом (бег по кругу).

Игра «Часы»

Цель: развитие темповой организации речи.

Ход игры.

Тик-так, тик-так. Часы большие так идут. (Хлопают или говорят медленно.)

Тики-так, тики-таки. Маленькие так бегут часы. (Хлопают или говорят быстро.)

Игра «Поехали, поехали»

Цель: побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.

Ход игры. Дети, взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе текст потешки : «Поехали, поехали за грибами, за орехами», затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе : «Поскакали, поскакали с пирогами, с пирогами».

Игра «Барабанщик»

Цель: побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.

Материал: «Барабанчики» – осязательные «коврики» размером 18x25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка, выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.

Ход игры. Взрослый произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот, дети на своих «барабанчиках» отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений взрослый предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад идет отряд.

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

Левой, правой!

Левой, правой!

Барабан уже дырявый.

Игра “Дождик”

Цель: развивать темповую организацию речи.

Ход игры. Логопед читает стихотворение:

«Капля раз, капля два, Капля медленно сперва:

Кап, кап, кап.

Стали капли поспевать,

Капля каплю подгонять:

Кап, кап, кап.

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем. Кап, кап, кап».

Детям предлагается хлопать в ладоши в том же темпе, в котором произносятся слова “Кап, кап, кап”. В дальнейшем дети совместно с логопедом проговаривают слова стихотворения.

Игра “Произнеси в разном темпе”

Цель: Обучение говорить в заданном темпе.

Ход игры. Произнести отраженно за логопедом сочетание гласных звуков, слогов с разным темпом (и – э – а – о – у – ы; ы – у – о – а – э – и).

Упражнение «Скороговорки»

Цель: обучение говорить в заданном темпе.

Ход игры. Произнести отраженно за логопедом скороговорки с разным темпом.

На “с, сь” – У Сени и Сани в сетях сом с усами.

- Сидел воробей на сосне,

Заснул и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне,

До сих пор бы сидел на сосне.

На “з,зь” – У зайки Бубы заболели зубы.

- У маленькой Зины бузина в корзине.

- Звенит звонок, звонок зовёт,

И Зоя в класс к себе идёт.

На “ц” – Цапля, стоя на крыльце

Написала букву Ц.

На “ш” – Яшка в фуражке едет на черепашке.

- На окошке крошку мошку

ловко ловит лапой кошка.

На “ж” – У ежа ежата, у ужа ужата.

На “ч” – Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

- Шубка овечки – теплее любой печки.

На “щ” – Волки рыщут – пищу ищут.

- Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

На “л,ль” – Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Под лавку заглянуть было лень,

Искала булавку весь день.

- Иголка, иголка, ты остра и колка.

На “р,рь” – Во дворе горка,

Под горкой норка,

В норке крот,

Норку стережёт.

На “к,кь” – Коси коса пока роса.

- Наш Полкан попал в капкан.

- Купи кипу пик.

На “г,гь” – Собирала Маргарита маргаритки на траве,

Потеряла Маргарита маргаритки на дворе.

На “х” – Ха – ха – ха, ха – ха – ха получилась чепуха.

Упражнение «Перечисли дни недели» («Посчитай от 1 до 10)

Цель: формировать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов.

Содержание. Перечислить дни недели, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем темпе, закончить в быстром темпе. И наоборот.

Упражнение «Произнеси предложения в нужном темпе»

Цель: формировать умение ребенка изменять темп.

Содержание. Произнесите следующие предложения в нужном темпе :

• Как медленно вертится колесо!

• Помогите, человек тонет!

• Как долго тянется зима!

• Скорей бежим домой!

• Работу сделали за два дня.

• Как медленно вертится колесо.

• Помогите, человек тонет!

• Как долго тянется зима!

• Скорей бежим домой!

• У него нога за ногу заплетается.

Упражнение «Выбери темп в зависимости от ситуации»

Цель: формировать умение ребенка выбирать и изменять темп речи в зависимости от ситуации.

Содержание. Выбрать темп в зависимости от ситуации: к остановке подошел автобус. Уточни у водителя или стоящих на остановке людей, куда он едет. Не забывай, что автобус долго стоять не будет

Упражнение «Шагаем и читаем»

Цель: обучение детей говорить в заданном темпе.

Содержание. Дети маршируют и одновременно громко читают любое хорошо знакомое стихотворение ( например: А. Барто «Кораблик»). По сигналу педагога останавливаются и мысленно продолжают чтение стихотворения в том же темпе до следующего сигнала, по которому вновь маршируют и громко говоря с того слова, на котором их застал сигнал.

Упражнение «Три стихотворения»

Цель: формировать умение по содержанию определять темп речи в стихотворном тексте.

Содержание. Педагог читает в среднем темпе три стихотворения, а ребенок определять, в каком темпе нужно их прочесть.

Ходит кот по лавке –

Мягонькие лапки,

Ушки пушисты,

Глазки золотисты.

Очень медленны движенья,

И «походка» как скольженье,

В дом свой прячется от страха,

Хвост поджавши, черепаха.

С горки мчится паровоз

Без трубы и без колес.

С паровозом – три вагона:

Михаил и два Антона.

Упражнение «Снеговик»

Цель: развитие темпо-ритмической организации речи.

Содержание.

Давай, дружок, смелей, дружок

Кати по снегу свой снежок.

Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком.

Он превратится в толстый ком

«Рисуют» руками большой круг.

И станет ком снеговиком.

«Рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла!

Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Показывают глаза, прикрывая голову ладошкой.

Но солнце припечет слегка-

Дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат

Увы! – и нет снеговика.

Воображаемую метлу.

Публикации по теме:

«Занимательные игры и упражнения по развитию речи» "Занимательные игры и упражнения по развитию речи" Рекомендует воспитатель Черненко М. Н. У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии.

Игры и игровые упражнения для дошкольников Вид игры (игровое упражнение).Описание игры (игрового упражнения). 1. Игра (игровое упражнение,направленная на формирование умения выделять.

Игры и упражнения для мелкой моторики рук Игры и упражнения для мелкой моторики рук. 1. Пальчиковые бассейны представляют собой открытые емкости (чаще пластмассовые лотки, заполненные.

Игры и упражнения для речевого дыхания Игра со свечой. Цель. Развивать правильное речевое дыхание. Ход игры. Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на.

Игры и упражнения по валеологии «Я и мой организм» Игры и упражнения по валеологии помогут детям получить знания о себе, своем теле, сформировать осознание важности каждой системы организма.

Игры и упражнения с использованием манежа Давай поиграем. Цель: выявлять уровень сформированности у ребенка представлений о цвете, форме, величине, наличие зрительно- двигательной.

Игры и упражнения с пескомИгры и упражнения с песком Игры и упражнения с песком. Песочная терапия проводится для коррекции эмоциональной сферы детей. Играя, ребенок развивает и выражает свою.

Игры и упражнения для автоматизации звука [Л’] 1. Упражнение для вызывания и уточнения произношения звука «Ль»: «Колокольчик». Логопед. Эльф летает над цветами и, здороваясь с ними, звенит.

Игры-упражнения с голосом Чем лучше работает наш речевой аппарат, тем лучше главные качества голоса. Качество голоса: - сила голоса - громкость: зависит от активности.

Игры, задания и упражнения в книжном уголке Игры, задания и упражнения в книжном уголке «Отгадай сказку» Дети по очереди выбирают картинки, на которых изображены сказочные герои,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игры и упражнения на формирование темповой организации высказывания
Опубликовано: 16 ноября 2015 в 18:27
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД