Папки-передвижки

Игры и упражнения, направленные на обучение детей пересказу с использованием приемов мнемотехники

Елена Святовец
Игры и упражнения, направленные на обучение детей пересказу с использованием приемов мнемотехники

Игры и упражнения направленные на обучение детей пересказу с использованием приемов мнемотехники

Игра «Фигуры».

а) Цель: увеличение объема зрительной памяти с помощью семантического опосредования.

Материал: счетные палочки, листы бумаги.

Публикация «Игры и упражнения, направленные на обучение детей пересказу с использованием приемов мнемотехники» размещена в разделах

Педагог просит ребенка закрыть глаза и выкладывает из палочек фигуру, затем показывает ее ребенку в течение 30 секунд, после чего накрывает ее платком и просит ребенка выложить фигурку на своем листочке, затем сверяет результат с образцом.

б) Цель: увеличение объема слухоречевой памяти.

Педагог произносит слова (от 3 до 5, а ребенок из палочек выкладывает фигуру, которая напоминает названный предмет. Например : елка - треугольник, книга - прямоугольник, дорога - дорожка из палочек, молоток - фигура, напоминающая букву Т.

Игра «Квартира».

Цель: логическое и полисенсорное опосредование словесного материала.

Материал: макет кукольной комнаты и игрушечная мебель.

а) Педагог называет предметы мебели, ребенок должен запомнить слова и расставить мебель.

б) Ребенку дают несколько геометрических фигур и заранее договариваются о том, какая геометрическая фигура какой предмет мебели обозначает. После этого педагог называет слова, а ребенок раскладывает на листе фигуры «расставляет мебель». Важно, чтобы после выполнения задания ребенок еще раз назвал слова, также повторить их через 30 минут.

Игра «Копилка слов»

Цель: обогащение словаря, развитие долговременной памяти.

Содержание игры : Дети «собирают» новые слова в копилку, т. е. рисуют или обозначают при помощи символов сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ.

Игра «Что делал? Что делала?»

Цель: изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Содержание: На гранях кубика изображены символы действий. Ребенок бросает кубик и составляет предложение типа: Коля сидел, Соня сидела. Коля и Соня сидели.

Рис. 1 Игра «Что делал? Что делала?»

Игра «Теремок»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие навыков классификации.

Содержание: Детям предлагаются картинки и два, три и т. д. теремков со схематичным изображением сада (для фруктов, огорода (для овощей, елки (для диких животных, дома (для домашних животных) и т. д. Рис2. Детям дается задание «поселить» картинки в нужный теремок (критерий классификации не называется) и объяснить, почему каждую картинку поместили в тот или иной теремок (ниже приводятся примерные схемы, используемые в этой и других играх).

Рис. 2. Игра: «Теремок»

Игра «Волшебники»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и логического мышления.

Содержa ние: Перед ребенком раскладывается несколько карточек со схематичным изображением отдельных предметов (например, елка, дом, крылья и т. д.). Ребенку называют несколько слов и предлагают выбрать картинки, которые помогут ему запомнить эти слова, т. е. «заколдовать» слова. Далее ребенок должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает слова, которые ему были названы. Это упражнение поможет ребенку развить логические связи между предметами.

Игра «Цветик-семицветик»

Цель: обогащение глагольного словаря.

Содержание: Дети получают картинку (сердцевину цветка) с символом действия, например, рыба – ныряет, плывет, солнце – светит, и т. д., а затем прикрепляют к сердцевине лепестки с изображением предметов, которые могут выполнять это действие.

Рис. 3. Игра: «Цветик-семицветик»

Игра «Дерево родственных слов»

Цель: закрепление навыков словообразования родственных слов

Содержание: На доску прикрепляется дерево, на котором «растут не листья, а слова». На большинстве листочков изображены символы, описанные в предыдущей игре. Детям предлагается придумать и назвать слова, которые могут «расти» на этом дереве, но уже без опоры на предметные картинки, а используя только символы.

Игра «Кто в домике живет?»

Цель: обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления.

Содержание: Дети получают домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать животные, которые там живут, например, летает, вьет (гнездо, клюет, поет – это птица. Правильность ответа дети проверяют, открывая ставни домика.

Рис. 4. Игра: «Кто в домике живет»

Игра «Поезд»

Цель: закрепление навыков словообразования существительных с помощью суффиксов -ик, -ищ.

Содержание: Детям предлагается несколько картинок с изображением одинаковых предметов (больших, средних и маленьких) и поезд с тремя вагончиками, на каждом из которых нарисовано схематическое изображение горы (большая, маленькая, средняя). Дети находят одинаковые предметы, называют их и кладут в нужный вагончик: носик, нос, носище и т. п.

Рис. 5. Игра: «Поезд»

Игра «Путешествие»

Цель: закрепление навыков словообразования приставочных глаголов.

Содержание: Детям предлагается игровое поле с изображением дороги и препятствий, которые им следует преодолеть. Возле каждого препятствия нарисована схема приставки. Дети составляют рассказ о путешествии, например, Сони: Соня по дороге шла, к домику подошла, в домик вошла, из домика вышла, опять по дороге пошла, к речке подошла, через мостик перешла, к пеньку подошла, вокруг пенька обошла и т. д.

Рис. 6. Игра «Путешествие»

Игра «Магазин»

Цель: дифференциация существительных единственного и множественного числа.

Содержание: На «прилавке магазина» картинки с изображением различных предметов (один предмет и несколько предметов, у детей «деньги», на которые можно купить только определенный товар: например, если на карточке у ребенка нарисовано дерево (обозначает фрукт) и три полоски (обозначает много, то он может «купить» бананы, яблоки и т. д. Когда все товары в магазине «раскуплены», дети становятся парами и составляют предложения типа: У Никиты банан, а у Лены бананы.

Игра «Карусель»

Цель: изменение глаголов прошедшего времени по родам, согласование слов в предложении, закрепление структуры простого предложения.

Содержание: Два круга (один меньше другого) соединены в центре так, что маленький круг можно вращать. На большом круге нарисованы символы действий, на маленьком – люди, животные. Логопед называет действие, дети вращают маленький круг, выбирая, о ком они будут составлять предложение, и составляют предложения типа: Мальчик рисовал дерево и т. д.

Рис. 8. Игра «Карусель»

Лото «Предлоги»

Цель: закрепление умения употреблять предлоги в речи.

Содержание: Дети получают большие карточки лото, на которых изображены два предмета: один внутри другого, один на другом и т. д. Логопед показывает схему предлога, дети составляют по своей картинке предложение с нужным предлогом и закрывают картинку схемой предлога.

Рис. 9. Лото «Предлоги»

«Магазин»

Ребенку предлагают пойти в «магазин» и просят запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1-2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5-7. В этой игре полезно менять роли: взрослый и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном, и мамой (или папой, и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Игрушки» и любые другие.

«Цепочка ассоциаций»

Необходимо запомнить несколько не связанных между собой слов, например : дом, кот, окно, лес, апельсин и т. д. Для этого необходимо применить метод искусственных ассоциаций. «Представьте себе дом, по которому ходит пушистый кот, который выпрыгивает в окно и оказывается в лесу, где на деревьях растут апельсины и т. д. Скрепив так между собой все слова, вы неожиданно убедитесь, что припоминаете их в нужном порядке от начала до конца». Если дети затрудняются, можно предложить им подобрать подходящую сюжетную картинку.

Игра «Убираем урожай»

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.

Содержание: Логопед приносит четыре корзины со схематичным изображением действий (срывают – рука, выдергивают – рука в кулаке, выкапывают – лопата, срезают – нож) и говорит, что сейчас дети будут собирать овощи и рассказывать, как данный овощ убирают. Дети составляют предложения типа: Морковку выдергивают. Капусту срезают и т. д.

Рис. 10. Игра «Убираем урожай»

«Восстанови слово»

Ребенку зачитываются 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово.

Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например, корова - теленок; близким по звучанию, например, стол - стон); ребенок должен найти ошибку. Если ребенок затрудняется, можно попросить выбрать подходящие картинки и назвать слова.

Игра «Семья слов»

Цель: закрепление навыков образования родственных слов.

Содержание: На доску прикрепляется дом, в котором «живут» слова. Окна в этом доме сделаны из прозрачной пленки и за каждым скрывается один из символов (слово большое (большая гора)например, рыбища, слово маленькое, ласковое (маленькая горка, например, рыбка, слово красивое, слово-признак (красная лента, например, рыбный, слово-действие (две горизонтальных полосы, например, рыбачить, слово, которое говорят, когда кого-то или чего-то много (три прямоугольника, например, рыбы, слово - человек (человечек, например, рыбак, рыболов). Дети получают картинки с изображением, например, большой рыбы, маленькой рыбки, ухи, удочки, нескольких рыб, рыбака и расселяют их по нужным квартирам.

Рис. 11. Игра «Семья слов»

«Запомни нужные слова»

Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, и т. п. Для более прочного запоминания подбираются предметные картинки: либо с изображением названных предметов, или такие, которые могут об этом предмете напомнить.

Игра «Мой, моя, моё, мои»

Цель: согласование местоимений мой, моя, мое, мои с существительными

Содержание: На доску помещается четыре домика со схематическим изображением девочки (моя, мальчика (мой, солнышка (мое, девочки и мальчика (мои). Дети получают картинки с изображением различных предметов и «расселяют» их в нужные домики, составляя предложения: Это мой телефон. Это моя книга и т. д.

«День рождения куклы»

Ведущий сообщает ребенку, что у куклы Оли день рождения и скоро придут гости поздравить именинницу. Ребенок должен угощать чаем, обращаясь к каждому гостю по имени. Ведущий показывает игрушки и называет, как их зовут. Ребенок накрывает на стол, сажает гостей, поит их чаем и обращается к ним по имени, количество гостей постепенно увеличивается до 6.

«Шапка-невидимка»

В течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.

«Заколдуем слова»

Сначала педагог знакомит детей с символикой (например, елка – дикое животное, дом – домашнее животное). На листах тетради нарисованы пять клеток, в которых нужно «заколдовать» названия. Последовательно медленно педагог произносит слова, а дети изображают нужный символ (или подбирают картинку с нужным символом) : волк, лиса, кошка, еж, собака. На бумаге появляются символы: елка, елка, дом, елка, дом.

«Повтори и продолжи»

Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово.

Варианты игры : составление рядов из слов одной обобщающей группы, например : ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т. д. ; из определений к существительным, например : «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый, полосатый, сочный, сладкий, большой, тяжелый, вкусный и т. д.». Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.

«Запомни и найди»

Заранее нужно приготовить таблицы с изображением предметов, геометрических фигур.

Ребенку показывают верхнюю часть таблицы с изображением 3-4 предметов (нижнюю часть закрывают листом бумаги) и предлагают запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы.

То же - с геометрическими фигурами.

Между запоминанием и отыскиванием изображений следует делать паузы разной длительности (до 5 мин, причем паузы могут быть как «пустыми», так и заполненными какой-либо деятельностью, например : рисованием, выполнением физических упражнений, рассказыванием стихотворения.

«Запомни точно»

Варианты:

А. Подготавливают лист бумаги с 15-20 геометрическими фигурами, различными по размеру и форме (большие и маленькие круги, квадраты, треугольники, звезды, снежинки и т. п.). Просят ребенка запомнить только большие (маленькие) фигурки, только округлые фигуры и т. п. Затем нужно найти их на другом бланке.

«Запомни и нарисуй»

Для этого задания необходимо заранее подготовить образцы для запоминания на отдельных листах бумаги, а также лист и карандаш. Просят ребенка внимательно посмотреть на образец и запомнить его.

Затем предлагают ему нарисовать по памяти эти фигурки в том же порядке. Предполагаемое время показа для первой последовательности – 2 сек., для второй 3-4 сек., для пятой – 6-7 сек.

«Восстанови порядок»

А. 5-7 игрушек (предметов) раскладывают в случайном порядке. Предлагают ребенку запомнить их расположение (15-20 сек). Затем просят ребенка отвернуться, а педагог меняет несколько игрушек (предметов) местами. Ребенок должен восстановить все в первоначальном виде. В другом варианте предметы выстраиваются в ряд меняется местами их порядок. Это задание может выполняться на любом материале (предметы, цветы, буквы и т. д.).

Б. Другой вариант: дети встают полукругом; задача ведущего-ребенка – запомнить порядок расположения детей. Первый вариант – он отворачивается и называет детей по порядку; второй вариант – изменяется порядок, переставляются местами не более 3 детей, а ребенок его восстанавливает.

«Вспомни пару»

Нужно приготовить бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения. Объясняют ребенку, как ему предстоит вспомнить фигуры. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуру и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается 2-й бланк – для воспроизведения, на котором он должен нарисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствующую ей пару.

«Найди пару»

Материалом для игры могут быть два одинаковых набора с изображением фигур, предметов, животных, цифр, букв, слов, цветных карточек. Играют два и более участников. Парные картинки выкладываются изображением вниз в несколько рядов. Сначала первый игрок переворачивает любые две карточки, показывая всем участникам изображенные на них картинки.

Все пытаются запомнить само изображение и местоположение карточек. Затем карточки возвращаются на свое место изображением вниз. Следующий игрок проделывает то же самое, но с другими двумя карточками. Все последующие ходы участники делают с таким расчетом, чтобы открыть две одинаковые картинки. Открыв две одинаковые карточки, игрок забирает их себе, и ему присуждается одно очко. При этом свободные места остаются пустыми (ряды не сдвигаются). Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

«Теплый – холодный, сухой – мокрый»

Готовят стимульный материал, например : кусочек льда, фрукт из холодильника, грелку, мокрую ватку и т. п.

Сначала предлагают ребенку с открытыми глазами ощупать и назвать предметы, отметив, какие они на ощупь. После этого он с закрытыми глазами анализирует предложенный ему предмет, называет и говорит, какой он на ощупь. Например : «Это сухой и теплый клубок ниток». После выполнения упражнения ребенка просят назвать все мокрые предметы, все холодные и т. д.

«Найди такой же»

Ребенок с закрытыми глазами ощупывает в мешочке ряд фигур с разной фактурой поверхности: гладкие, шершавые, колючие, бархатистые, скользкие и т. д. Затем, не открывая глаз, он должен найти предметы с такой же поверхностью и выстроить их в заданном порядке. Количество фигур увеличивается постепенно. Ощупывание осуществляется сначала двумя руками одновременно, потом одной рукой (правой, левой, а нахождение предметов – двумя руками одновременно. Ребенок должен запомнить и назвать, какие предметы были в мешочке.

«Запомни форму»

Ребенок с закрытыми глазами ощупывает фигуры разной формы (круг, треугольник, звездочка и т. д., называет их и запоминает последовательность, в которой они ему предъявлялись. Затем он, не открывая глаз, сразу же или после небольшой паузы должен найти фигуры и выстроить в том же порядке.

Приложение 4

Мнемотаблицы, используемые в работе с детьми для обучения пересказу

Рис. 1 Мнемотаблица к рассказу «Лиса и кувшин»

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения направленные на обогащение и активизацию словаря детей с ОНР «Дидактические игры и упражнения направленные на обогащение и активизацию словаря детей с ОНР» Воспитатель МБДОУ города Мценска «Детский.

Формирование связной речи детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники по сказкам (РМО-2018) СЛАЙД № 1: «Формирование связной речи детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники по сказкам» (РМО- 2018) Иванова.

Обучение дошкольников пересказу литературных произведений посредством мнемотехники «Обучение дошкольников пересказу литературных произведений посредствам мнемотехник». Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка».

Игры и упражнения, направленные на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций, развитие эмпатии «Давайте поздороваемся» Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы. Ход игры: В начале упражнения ведущий.

Конспект НОД «Дикие животные» с использованием приемов мнемотехники Подготовила Левина Т. А. ОО ФГОС ОД «Речевое развитие» Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной.

Конспект НОД «Транспорт» с использованием приемов мнемотехники Подготовила Левина Т. А. ОО ФГОС ОД «Речевое развитие» Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи с использованием.

Конспект ООД по речевому развитию с использованием приемов мнемотехники «Игры маленьких мышат» Конспект ООД по речевому развитию с использованием приемов мнемотехники Тема: "Игры маленьких мышат" Цель. Учить детей составлять рассказ.

НОД «Беседа об осени и заучивание стихотворения А. Плещеева «Скучная картина…» с использованием приемов мнемотехники» Цель: учить детей воспринимать стихи русских поэтов о природе; упражнять детей в умении заучивать стихотворение и рассказывать его наизусть.

Программа кружковой работы «От слова к слову» по развитию речи детей 6–7 лет с использованием приемов мнемотехники Пояснительная записка Китайская мудрость гласит: «Услышал – забыл. Увидел – запомнил. Сделал – понял». Это утверждение можно отнести к приемам.

Упражнения, направленные на обучение детей ходьбе с использованием тренажера «Первые шаги» (от 10 месяцев до 1,2 лет) Цель: Развивать и стимулировать ребенка к самостоятельной ходьбе. Задачи: 1. Закреплять умение стоять самостоятельно. 2. Укрепить мышцы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения, направленные на обучение детей пересказу с использованием приемов мнемотехники
Опубликовано: 21 марта 2019 в 20:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД