Елена Рогова
Игры и упражнения по развитию эмоциональной сферы дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения по развитию эмоциональной сферы дошкольников
Для психологического комфорта детей в своей группе я использовала игры, указанные ниже.
Тигрята
Целью является снятие отрицательных переживаний, а так же телесных зажимов.
Возрастная категория: 3-4 года.
Количество игроков: 5-8 человек.
Описание игры: дети представляют себя в роли «тигрят» и делают страшные мордочки. Они бегают и кричат.
Публикация «Игры и упражнения по развитию эмоциональной сферы дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Примечание: игра позволяет детям избавиться от накопившихся страхов, противоречий, а так же обид, поскольку у настоящих детей редко имеется возможность делать то, что им захочется.
В зоопарке
Целью является развитие у ребенка коммуникативных навыков, умения распознавать язык мимики и жестов, а так же снятие телесных зажимов.
Возрастная категория: 5-6 лет.
Количество игроков: две команды.
Описание игры: одна из команд должна изображать разных животных, путем копирования их повадок, поз или походки. Вторая команда – это зрители, гуляющие по «зверинцу», «фотографирующие» животных и угадывающие их названия. После того, как все животные разгаданы, команды меняют свои роли.
Примечание: следует стимулировать детей таким образом, чтобы они передавали повадки выбранного животного, а также по своему желанию наделяли изображаемое животное различными чертами характера.
Болотный крокодил
Целью является развитие у детей двигательной активности, а так же воспитание у них умения сдерживаться.
Возрастная категория: 4-6 лет.
Количество игроков: 5-6 человек.
Для игры потребуются: разнообразные геометрические фигуры, вырезанные из картона, которые буду изображать «болотные кочки».
Описание игры: «болотные кочки необходимо разложить по ковру. Дети выступают в роли «охотников», ловящих крокодила. Они молча и наиболее тихо перепрыгивают с одной кочки на другую. За крокодила выступает взрослый, он должен ловить незадачливых и сильно шумящих «охотников» («крокодил» должен назвать имя, а «охотник», чье имя было названо, подходит к нему).
Примечание: количество «крокодилов» можно увеличить по степени развития игры. Кроме того, интересно ввести расширения в сюжет, установить несколько дополнительных ограничений. Например, договориться, что при наступлении ночи прыгать допускается только по круглым «кочкам», а в дневное время — по квадратным. При этом такие команды, как «День!» или «Ночь!» взрослый может озвучивать голосом или применять какой-либо звуковой сигнал, что способствует развитию навыков регуляции своего поведения у ребенка.
Черепаха
Целью является развитие выдержки и самоконтроля.
Возрастная категория: 5-6 лет.
Количество игроков: 6-8 человек.
Описание игры: детям нужно встать в линию. После сигнала им необходимо медленно двигаться к заранее указанному месту. При этом не разрешено останавливаться или разворачиваться. Победа достается тому, кто приходит к финишу самым последним.
Примечание: для выполнения правила данной игры, детям потребуется приложить достаточно усилий, поскольку они являются активными и подвижными.
Рассматриваемую игру особенно полезно включить в работу тех групп, в которых принимают участие конфликтные и агрессивные дети. Кроме того, ее можно применять в работе с гиперактивными детьми на завершающих этапах коррекции.
Угадай настроение
Целью является развитие у ребенка эмоциональной сферы, а так же умения различать и понимать эмоции и чувства окружающих людей.
Возрастная категория: 4-5 лет.
Количество игроков: любое.
Для игры потребуются: рисунки.
Описание игры: дети должны внимательно рассмотреть рисунки и потом разложить их по двум рядам (радость или грусть) в зависимости от их цветовой гаммы.
Примечание: главной задачей взрослого является помочь ребенку рассказать о своих чувствах, которые возникли в отношении каждого рисунка, а так же объяснить, почему один рисунок вызывает веселые чувства, а другой – грустные.
Зеваки
Целью является развитие внимания, а так же произвольности поведения.
Возрастная категория: 3-4 года.
Количество игроков: взрослый и группа детей.
Для игры потребуются: колокольчик либо погремушка.
Описание игры: дети должны построиться в ряд либо в круг и пойти в какую-нибудь сторону. Услышав сигнал, подаваемый колокольчиком либо погремушкой, дети разворачиваются, хлопают в ладоши 4 раза и начинают идти в обратную сторону. Тот, кто запоздал с выполнением инструкции, должен выбыть из игры.
Примечание: у ребенка младшего возраста выбывание из игры может вызвать плач. Чтобы этого избежать, следует предложить ему лишь посидеть 1-3 минуты на стуле (лавочке) в качестве штрафа, а потом снова позвать в игру.
Самолет
Целью является развитие уверенности, а так же преодоление страхов.
Описание игры: нужно предложить ребенку занять позицию готовности, как самолет на взлете: ребенок стоит прямо с разведенными в стороны руками. Следует спросить: «Возможно, у тебя есть свой звуковой сигнал перед взлетом? Представь, что ты летишь. Что там справа? Вверху? Внизу? Что ты слышишь? Что ты ощущаешь, летя над облаками? Запомни данное чувство и забери его вместе с собой на землю. Ты приземляешься. В другой раз, когда ты испугаешься, то представь, что взлетаешь над облаками. Вверх и вперед!».
Путешествие в сказочный лес
Целью является передать ребенку ощущение покоя и помочь снять волнение.
Описание игры: необходимо предложить ребенку сесть удобно и закрыть глаза: «Представь, что ты видишь волшебный лес, деревья, кусты, красивые цветы, бабочек. В чаще леса стоит деревянная зеленая скамейка. Сядь на нее. Послушай различные звуки и почувствуй запахи цветов вокруг тебя. Доносится щебетание птиц, различные шорохи. Волшебные животные, которые обитают в лесу, пришли к тебе на помощь. Они говорят с тобой, загадывают загадки, смешат тебя. Тебе следует подружиться с ними. Что ты чувствуешь? Тебя ожидает долгий путь домой из этого волшебного леса. По пути ты смотришь вокруг и общаешься со своими новыми друзьями.».
Музыкальная загадка
Целью является развитие воображения и способности понимать других людей.
Возрастная категория: 5-6 лет.
Количество игроков: любое четное.
Для игры понадобится: аудиозапись музыкальных произведений.
Описание игры: детям предлагают прослушают запись музыкального произведения и предположить, какую картину задумал взрослый.