Получи документы

Игры и упражнения при обучении детей грамоте

Людмила Васильева
Игры и упражнения при обучении детей грамоте

Цель: познакомить педагогов с системой игр и упражнений по обучению грамоте детей дошкольного возраста.

Пятый-шестой год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему дошкольников начинают вводить в звуковую систему родного языка с пяти лет.

Публикация «Игры и упражнения при обучении детей грамоте» размещена в разделах

В старшей группе дети учатся правильно понимать и употреблять термины «слово», «часть слова», «звук», вслушиваться в звучание слова. Делят двух- трёхсложные слова на части, сравнивают слова по протяженности, находят длинные и короткие слова.

В этом возрасте дошкольники должны овладеть ещё одним умением: выделять и называть первый звук в слове, последний звук. Дети должны различать понятия, как гласные и согласные звуки, определять их количество и местоположение в слове.

Ведущая деятельность ребенка – игра, а, следовательно, обучение должно проходить в занимательной, игровой форме. Играя, дети лучше усваивают новый материал, а использование системы речевых игр позволяет им успешно овладеть звуковым анализом, с интересом узнавать особенности слов, учиться применять их в речи.

Ниже предлагаются игры, которые педагогом может использовать и на занятиях по обучению грамоте, и отдельно. Представленная система игр и упражнений, поможет ребенку научиться различать понятия звук и буква, подготовит его к чтению, сформирует элементарные навыки элементарного письма («печатания»).

Игра «Волшебный куб».

Я приготовила куб с заданями. На гранях куба даны схемы заданий. Ребенок бросает куб и по схеме, которая указана на грани, выполняет задания.

1сторона куба. Игра «Назови первый звук в слове. Какой он: твердый или мягкий?»

Цель: выработка навыка определения первого звука в слове, учить различать твердые и мягкие согласные.

Ход игры : взрослый показывает картинку, ребенок должен выделить голосом первый звук в слове и назвать его, какой он: твердый или мягкий. Если твердый, то ребенок должен показать карточку с молотком, если мягкий- с подушкой.

2 сторона куба. Игра «Звенит- не звенит»

Цель: учить различать звонкие и глухие согласные.

Ход игры : воспитатель показывает картинки. Если на картинке в начале слова звонкий согласный, то ребенок поднимает карточку с колокольчиком, если глухой- карточку, где колокольчик зачеркнут.

3 сторона куба. Игра «Измерь слово»

Цель: развивать у детей понятие слог; упражнять в делении слов на слоги, определять количество слогов в слове.

Ход игры : взрослый предлагает картинки, надо правильно расселить животных по вагонам по количеству слогов.

4 сторона куба. Игра «Найди слово, которое спряталось в названиях картинок»

Цель. Учить ребенка выделять звуки из слов, запоминать звуки и составлять из них слово. Из названия каждой картинки запомни первый звук, последний звук и составь слово.

1-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни первый звук.

Образец: Картинки: шапка, автобус, рак.

Звуки: ш, а, р.

Слово: шар.

2-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни последний звук.

Образец: Картинки: комар, трава, сок.

Звуки: р, а, к.

Слово: рак.

5 сторона куба. Игра «Дорисуй букву».

Напишите на листе бумаги только элементы букв. Попросите ребенка угадать, какие буквы вы хотели написать? Предложите дописать недостающие элементы, чтобы получилась буква. Игра развивает воображение, поможет предупредить ошибки при написании букв.

6 сторона куба. Игра «Собери слова из букв»

Даны картинки, буквы и схемы слов. Возле каждой схемы даны картинки.

Предложите ребенку правильно расположить буквы в схемах так, чтобы получилось слово.

Занимательные игры со словом побуждают детей думать, рассуждать, искать, творить, у детей появляется интерес к познавательной деятельности.

НЕ надо превращать обучение в детском саду в школьный урок. Дошкольники должны получать знания только в игровой форме. Радуйтесь успеху каждого ребенка и помогайте преодолеть трудности в обучении.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Дидактические игры при обучении детей игре в шахматы 1 «Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте какую-нибудь из фигур и ощупываете её. Выбранную шахматную.

Игровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствамИгровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствам Основной задачей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является обеспечение всестороннего развития организма, увеличение.

Дидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возрастаДидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна. Вашему вниманию тему выступление: «Дидактические игры в обучении.

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Консультация для родителей в детском саду на тему: «Роль дидактической игры в обучении детей». Консультация для родителей в детском саду на тему: " Роль дидактической игры в обучении детей". Как известно, дидактическая игра одна из.

Подготовительные упражнения при обучении детей плаванию в ДОУ Подготовительные упражнения при обучении детей плаванию в ДОУ Педагог: инструктор по плаванию Костикова Ольга Владимировна Контингент обучающихся:.

Сюжетно-ролевые игры «Кафе» и «Супермаркет» при обучении финансовой грамотности детей подготовительной группыСюжетно-ролевые игры «Кафе» и «Супермаркет» при обучении финансовой грамотности детей подготовительной группы Сюжетно-ролевые игры "Кафе" и "Супермаркет" при обучении детей подготовительной группы по финансовой грамотности. Детский сад — второй.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Упражнения и игры для развития мелкой моторики детей Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения при обучении детей грамоте
Опубликовано: 4 января 2022 в 07:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД