Наталья
Игры и упражнения с логическими блоками
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактический материал «Логические блоки» был специально разработан для подготовки мышления детей к принятым в математике способам рассуждения. Он включает 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине (их можно изготовить самостоятельно). Прежде чем предложить детям младшего и среднего дошкольного возраста игры и упражнения, необходимо дать им возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе разнообразных действий они убедятся, что блоки имеют разные форму, цвет, размер, толщину.
Публикация «Игры и упражнения с логическими блоками» размещена в разделах
Где спрятался ежик?
Цель: развитие умения выявлять и называть цвет, форму, размер, толщину предмета.
Материал: блоки, плоская фигурка ежика (из тонкой бумаги).
Руководство: в игре участвуют 3-5 человек; на полу или на столе 6 блоков (в данном случае это елочки, они разные по цвету и форме, но одинаковые по размеру и толщине. Например:
Сначала малыши прячут ежика под один из блоков, а взрослый ищет его. При этом поясняет: «Я постараюсь угадать елочку, под которой сидит ежик. Если я правильно назову ее цвет или форму, вы говорите «да», а если я ошибусь, то отвечайте «нет».
Следуют вопросы: «Ежик под синей елочкой? Под желтой?» взрослый проверяет правильность ответа, а если не находит ежика, то продолжает поиск по другим свойствам: «Под круглой елочкой? Под треугольной?».
Затем уже воспитатель прячет ежика, а дети ищут его. Тот, кто первым находит, становится ведущим.
По ходу игры блоки (елочки) можно менять, например, треугольные заменить квадратными или маленькие треугольные на большие. Количество самих блоков и их различительных свойств следует постепенно увеличивать.
Поможем белочке.
Цель: развитие умений выявлять свойства предметов и абстрагировать их, находить устойчивую связь между свойством и словом.
Материал: блоки, непрозрачные мешочки по числу участников.
Руководство: вначале у играющих 12 блоков (разных по форме и цвету, но одинаковых по размеру и толщине). Дети раскладывают по групповой комнате блоки-грибы, получают мешочки. Воспитатель сообщает игровую задачу: «Надо помочь белочке собрать на зиму все грибы с квадратными шляпками, соблюдая правило: как найдете такой гриб, быстро прячьте его в мешочек». По сигналу взрослого дети начинают собирать блоки. По окончании проверяют «урожай» каждого. При повторении упражнения взрослый называет другие свойства, меняет персонажей, которым следует помочь, приписывает блокам другие образные значения (цветы, листочки, рыбки и т. д.).
Воспитатель постепенно увеличивает количество блоков, добавляя новые различительные свойства (размер и толщину) и усложняет задачу: указывает два свойства, на которые должны ориентироваться играющие при выполнении задания. Например: синие круглые, красные большие, треугольные маленькие, желтые толстые. Наиболее развитым детям можно предложить задачу, которая требует участия трех свойствах. Например, собрать все синие круглые большие, или красные квадратные маленькие, или желтые треугольные толстые блоки.
Найди сестру.
Цель: развитие зрительного анализа, формирование навыков абстрагирования, сравнения.
Материал: 18 блоков-зайчат (все одинаковой толщины, но разные по цвету, размеру и форме).
Руководство: взрослый делит блоки на две равные части. Одна часть блоков (зайчата-девочки) – у детей, вторая (зайчата-мальчики) – у ведущего. Игровая задача заключается в том, чтобы помочь каждому зайчику-мальчику найти свою сестру.
Сначала в роли ведущего выступает взрослый. Он выкладывает на стол один из своих блоков (зайчика-мальчика) и называет, чем похожи братья и сестры. При этом он указывает только одно свойство (цвет, форму или размер). Дети ищут зайчику-мальчику пару (сестру). Кто первым правильно составит пару, может забрать ее себе. Далее ведущий поочередно выкладывает все блоки, а дети подбирают к ним пары. Тот, кто найдет больше «сестер», может попробовать себя в роли ведущего. Количество блоков постепенно увеличивается, включаются блоки разной толщины.