Наталья Андреева
Игры как средство эколого-эстетического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к рукотворному миру, к себе и к окружающим людям.
Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, настроению и делам взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику.
Публикация «Игры как средство эколого-эстетического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Успех воспитателя зависит от умения направить взгляд ребенка на Красоту, помочь увидеть ее, услышать. Очень важно еще в детстве научиться замечать и видеть Красоту, понимать и чувствовать ее. Порой для этого нужно всего лишь небольшое усилие – и Красота откроется.
Что нас привлекает в Красоте природы? Многое. Необыкновенная палитра красок и оттенков, разнообразие форм и запахов, линий, их сочетания и взаимодействие. Можно восхищаться и любоваться чем- то одним, а можно всем целиком. Мы смотрим на луг, лес, реку. Смотрим не только глазами, но и сердцем. Тогда мы испытываем восхищение, необходимое и нам, взрослым и детям, как пища для души, а порой и как лекарство. Восхищение Красотой природы делает человека лучше.
Что сделали мы, когда неожиданно природа исчезла и мы оказались запертыми в каменных джунглях - наши города. Поэтому, стремясь воспитывать детей как хранителей природы, мы должны прежде всего помочь им научиться в раннем детстве испытывать восторг, восхищаться природой. Из чего складывается любовь к жизни и духовное здоровье.
В экологическом воспитании и воспитании Красоты нам помогают не только наблюдение за природой и общение с ней, уход за ее объектами, но и игра, творчество, музыка.
Задача состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим взглядам: о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и ее развитии, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, рациональном использовании природы и охране ее. Параллельно с этим идет формирование у детей способности эстетически относиться к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать красоту окружающего, побуждать задумываться над взаимоотношениями людей и природы.
Эколого – эстетическое воспитание занимает в развитии личности особое место.
Эстетическая культура человека включает в себя два взаимосвязанных момента: способность освоения эстетических ценностей, существующих в обществе и способность создания этих ценностей.
Например, познания природы возможно только при непосредственном общении с ней, которое происходит, как правило на экскурсиях, во время прогулок. Необходимо помочь детям приоткрыть завесу прекрасного, научить видеть красивое, неповторимое в самой маленькой частицы природы. И начинать эту работу надо с выделения для наблюдения объектов, которые обладают наибольшей выразительностью, максимально концентрируют в себе те или иные признаки эстетического совершенства. Организуя экскурсию по теме: «Осенние изменения в природе», воспитатель должен выбрать сначала такие деревья и кустарники, у которых золотое убранство осени наиболее ярко выраженны: клен – отличается удивительным разноцветием. Весной на экскурсии в природу можно показать детям ажурность кроны березы, стройность пирамидального тополя, плакучесть ивы, а также летом можно подчеркнуть зеркальность глади реки, легкость полета стрекозы, голубизну неба и. т. д…
Средствами развития эстетических чувств у детей появляются при прослушивание музыкальных произведений, посвященных природным явлениям, сезонам и рассматривание полотен великих художников – пейзажистов, а также знакомство со сказками, стихами, рассказами о природе. Большое значение имеют и наглядные пособия, которые учат детей описывать внешний мир, изображенный на картине, вызвать в их сознании ощущение материальных качеств предметов, позволит почувствовать свет и цвет, форму и пространство, покой и движение, иначе говоря, воспринимать увиденное.
Большие возможности в воспитании эколого - эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра: «Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире.» Т. С. Комарова.
Чем разнообразие по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятиях. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры, как руководитель и как ее участник. Игра от ребенка требует особые правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребенок учится играя.
Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и. т. д…
Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Игру можно оформить и музыкальным сопровождением. В процессе коллективной игры решаются эстетические и воспитательные задачи : развивать умения помочь товарищу, воспринимать и оценивать прекрасное, способность самостоятельно или совместно с другими детьми находить решение заданной или возникшей проблемы и многое – многое другое…
Т. С. Комарова отмечала, что игры, направленные на эколого – эстетическое воспитание, могут быть сгруппированы:
- игры по ознакомлению с флорой и фауной
- игры по ознакомлению с окружающей средой (с неживой природой)
- игры по ознакомлению с деятельностью человека
Дети становятся организованнее, интересно и разнообразно самостоятельно играют, потому что игра создает оптимальный фон для развития личности дошкольников.
Таким образом, понимание экологических проблем планеты,
необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимо изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с – дошкольного детства.