Аня Грунина
Игры на развитие логики, внимания и памяти у воспитанников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Уровень развития внимания и памяти воспитанников с ограниченными возможностями весьма низок. Воспитанники с ОВЗ смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания они не улавливают многое из того, о чем им сообщает педагог. Поэтому воспитанники с ОВЗ выполняют ошибочно какую-то часть предложенной им однотипной работы. Усвоение, воспитанниками школьных знаний предполагает некоторую cформированность произвольного внимания. Оно у воспитанников с ОВЗ характеризуется целым рядом нарушений: небольшим объемом, слабой устойчивостью и переключаемостью, малой произвольностью и др. Так, рассматривая и анализируя с дефектологом предмет, который предстоит зарисовать, воспитанники с ОВЗ слабо фокусируют свое внимание на этом объекте, у них наблюдается отвлечение внимания на другие предметы, находящиеся в их окружении. От восприятия и анализа предмета их легко может отвлечь любой посторонний звук, действие.
Публикация «Игры на развитие логики, внимания и памяти у воспитанников с ОВЗ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры на развитие внимания
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Воспитанники с ОВЗ испытывают большие трудности при переключении внимания с одного объекта на другой в силу патологической инертности процессов возбуждения и торможения. Чрезмерное количество разнообразных видов деятельности, используемых дефектологом в ходе занятия, приводит к быстрой утомляемости воспитанников, следствием которой является неосознанное переключение внимания с выполняемого задания на что-то другое, оказавшееся в поле их зрения, т. е. происходит отвлечение внимания от выполняемой задачи.
Чтобы добиться лучшего усвоения, на каждом занятии с воспитанниками необходимо преподносимый материал организовать так, чтобы было мобилизовано большое число рецепторов. Надо дать возможность воспитаннику увидеть изучаемый предмет, осязать его, воспроизвести путем лепки, рисования или письма.
Одним из путей повышения познавательных интересов является - введение в занятие игровых элементов.
1. Игры на коррекцию и развитие зрительного восприятия:
направлены на формирование активного и дифференцированного характера восприятия, его целостности и константности.
Наложенные изображения: предъявляются 3-5 контурных изображений, наложенные друг на друга: цифры, геометрические фигуры, буквы, предметы. Необходимо назвать все изображения.
Спрятанные изображения: предлагаются фигуры, состоящие из элементов букв, цифр, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.
Зашумленные изображения: предъявляются контурные изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать.
Парные изображения: предъявляют два изображения, внешне похожие друг на друга, имеющие до 5-10 мелких отличий. Требуется их найти.
Незаконченные изображения: предъявляются изображения с недорисованными элементами (птица без клюва, буква или цифра, геометрическая фигура без деталей). Нужно либо назвать либо дорисовать недостающие детали.
Точечное изображение: предлагаются изображения предметов, геометрических фигур, букв, цифр, выполненных в виде точек. Необходимо назвать данные изображения.
Перевернутые изображения: предлагаются схематические изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, повернутые на 180°. Требуется их назвать.
Разрезанные изображения: предлагаются части 2-3-х изображений (овощи, геометрические фигуры и др. разного цвета). Собрать целые изображения.
Перекрытые изображения: карточки со словами, цифрами, схематичными изображениями предметов, где верхняя, нижняя или средняя часть карточки скрыта за полоской бумаги. Надо угадать, что спрятано.
Обобщенные схематические изображения: предлагаются фигуры, представляющие собой схематические изображения предметов. Отгадать, что это может быть.
2. Игры на коррекцию и развитие слухового восприятия:
проводятся на уроке в виде минуток отдыха.
Кто что слышит? Воспитанники закрывают глаза и прислушиваются к звукам и шумам, идущим из коридора, улицы и т. д. Назвать источник звука.
Что я делаю? Воспитанники с закрытыми глазами по характерным звукам, шумам, стукам, определяют действия, которые совершает педагог или сверстники: листание книги, уронить предмет, переливание воды, писать мелом на доске, смять бумагу и т. д.
Кто тебя позвал? Воспитанник с закрытыми глазами по голосу узнает того, кто назвал его имя.
3. Игры на коррекцию и развитие ориентации в пространстве:
Веселые человечки: предлагают карточки со схематичными изображениями человечков, выполняющих различные гимнастические упражнения. Необходимо эти упражнения повторить (формирует знание схемы собственного тела – зеркальный перенос положения на себя).
Куда пойдешь и что найдешь? (умение выполнять словесную инструкцию) В разных местах спрятать предметы или их изображения, а воспитаннику предлагают выполнить ряд действий по их поиску (например: вперед пойдешь – самолет найдешь, вправо пойдешь – машину найдешь и т. д. Куда ты хочешь пойти и что найти).
Найти спрятанный предмет: любой предмет спрятать в разных местах кабинета, а затем по очереди ищут его, выполняя инструкцию педагога – сделай 1 шаг вперед, два шага направо, 1 шаг вперед и т. д. пока не найдут предмет.
4. Игры на коррекцию и развитие ориентации в пространстве:
Чудесный мешочек: в непрозрачный мешок кладут предметы, различные по величине, форме, фактуре (исходя из темы занятия).
Ходьба по контуру фигуры: на полу (ткани, бумаге) мелом (карандашом, ручкой) изображают буквы, цифры, геометрические фигуры и предлагают пройти сначала по контуру фигуры с открытыми глазами, а затем с закрытыми (ориентировка на кинестетические ощущения).
Ничего не вижу: воспитанника просят выполнить с закрытыми глазами любое хорошо знакомое действие –собрать принадлежности в портфель, подойти к окну и т. д.
5. Игровые задания на коррекцию и развитие межанализаторных взаимодействий:
Слухо-двигательный анализатор: хлопни в ладоши, если услышишь нужный звук или слов (число).
Зрительно-двигательный анализатор: подпрыгнуть на месте столько раз, сколько покажут предметов (число на карточке и т. д.).
Слухо-тактильно-двигательный анализатор: отсчитать на ощупь столько предметов (с закрытыми глазами, сколько услышишь ударов бубна.
Тактильно-двигательный анализатор: отсчитать на ощупь столько предметов (с закрытыми глазами, сколько раз прикоснутся к твоей руке.
6. Игровые задания на коррекцию и развитие различных видов памяти:
1) Развитие механической и произвольной памяти:
- Воспитанникам демонстрируется карточка, на которой изображены 8 предметов. Время показа 10-20 секунд. Надо запомнить как можно больше предметов. Карточка убирается, воспитанники воспроизводят предметы по памяти.
- На доске в ряд вывешивают 6-8 карточек (геометрические фигуры, предметы, слова и т. д.). Предлагают внимательно смотреть 10-20 секунд на карточки и запомнить их месторасположение. Затем воспитанники на 1 секунду закрывают глаза, а педагог меняет 2 карточки местами или вовсе 1 убирает, а остальные сдвигает. Предлагает определить – что изменилось? (сначала убирают или меняют крайние изображения, а только потом в средине).
- На доске в различных ее местах прикрепляются изображение 6-8 предметов, чисел, букв (однородных и неоднородных). Предлагается внимательно рассмотреть, что где находится в течение 25-30 секунд. Затем доску закрывают. Необходимо вспомнить, какие предметы в каких местах доски находились? Упражнение повторяется 2-3 раза (сами объекты меняются, а также их положение). Вместо доски можно брать лист бумаги и мелкие предметы.
- Воспитаннику показывают 6-8 предметов в течение 10-20 секунд, предлагают хорошо их запомнить. Воспитанники закрывают глаза, а дефектолог раскладывает предметы в разных углах кабинета, доступных взору. Нужно отыскать их среди массы других предметов (игра «Искатель»).
- Предложить воспитаннику тщательно рассмотреть 8 предметов в течение 30 секунд («сфотографировать»). Заранее предупредить, что относительно предметов могут быть заданы любые вопросы (какого цвета карандаши? что сделано из стекла и дерева? и т. д.). Воспитанники должны ответить на разные вопросы, касающиеся просмотренных предметов.
- Воспитанники с закрытыми глазами называет определенные предметы, которые есть в кабинете (назови все зеленые предметы; назови все предметы круглой формы; сделанные из дерева; самые большие; гладкие и шершавые).
2) Развитие слуховой памяти:
- Педагог читает 5 слов, не связанных по смыслу, затем повторяет их, пропустив 1 слов, 2 слова. Воспитанники должны восстановить цепочку слов по памяти.
- Дефектолог называет 1-2 слова, не связанных по смыслу и отдает эстафету (мяч) любому воспитаннику, который должен назвать не только слова, но и добавить к ним еще 1 слово, эстафета идет дальше («снежный ком»).
- Воспитанники по команде педагога воспроизводят по памяти ряд двигательных действий: «копать землю», «рубить дрова», «шить», «грозит», «прощается» и т. д.
7. Игровые задания на коррекцию и развитие логических приемов запоминания:
развитие логической памяти предполагает предварительную выработку мыслительных действий, направленных на обработку запоминаемого материала, т. е. его классификацию, установлению смысла всех связей и отношений, выделение главных мыслей в рассказе, схематизация, составление плана. Эти действия используются в дальнейшем в качестве способов запоминания или мнемических приемов.
Добавь к слову новое слово: 1-ый воспитанник называет любое слово (предмет, цифру, букву, геометрическое тело, 2-ой повторяет это слово и добавляет свое из этой же группы, называют до тех пор, пока не названы все слова данной группы. Получается «снежный ком» с логической связью.
Картинка-схема: на доске в столбик крепятся 10 картинок с изображениями хорошо знакомых предметов, а на столе учителя лежат карточки с соответствующими схематическими изображениями данных предметов.
Картинка-картинка: на доске крепятся 8 картинок с предметами, а на столе лежат другие картинки, имеющие с первыми смысловые связи (1: трактор, солнце, карандаш, груша, дерево, якорь, цветок, картофель; 2: колесо, лампа, резинка, яблоко, лес, корабль, клумба, книга).
Слово-слово: воспитанникам предлагают запомнить цепочку из 6-8 слов (холод, молоко, обезьяна, корова, снег, банан). Чтобы лучше их запомнить, требуется предварительно образовать смысловые пары: холод-снег, молоко-корова, обезьяна-банан).
Смысловые ассоциации: предлагают воспитанникам слово (курица, к слову необходимо подобрать как можно больше ассоциаций (зерно, петух, цыпленок, яйцо и т. д.).
Схема-слово: воспитанникам предлагаются схематичные рисунки (погода, время года, затем составляют рассказ по схеме.
Картинка-рассказ: педагог зачитывает небольшой рассказ, по ходу которого выставляются картинки с изображением отдельных моментов сюжета, т. е. картинный план. Составляют рассказ по серии картинок.
Схема-рассказ: педагог читает рассказ, несложный по сюжету и повествовательного содержания, состоящий из 5 эпизодов. По ходу чтения выставляются простые схематичные изображения каждого эпизода рассказа. На основе этой схемы воспитанник рассказывает.
8. Игровые задания на коррекцию и развитие логического мышления:
для развития логического мышления используют приемы сравнения, обобщения и группировки учебного материала. Эти приемы используются при формировании понятий и представления, при их закреплении, дифференциации и общении, в процессе овладения тем или иным учебным предметом.
1) Логические операции, осуществляемые на уровне представлений
Характеристика предмета по заданным признакам: воспитанникам предлагают дать словесное описание предмета, руководствуясь алгоритмом или схемой описания (предмет: цвет, материал, форма, величина, свойства, вид). Яблоко – красное, круглое, большое, сладкое, сочное, для варенья, фрукт.
Узнавание предметов по описанию: воспитанники должны определить предмет, спрятанный за ширмой, задавая дефектологу вопросы относительно свойств и качеств предмета по образцу (см. схему описания выше).
Сравнение предметов: воспитанникам предлагают сравнивать предметы, противопоставляя их один-другому по ряду признаков (грач черный, а воробей - …; грач крупная птица, а воробей - …; грач – перелетная птица, а воробей -).
Группировка предметов по их основным свойствам: воспитанникам предлагаются карточки с изображением 4-х предметов, три из которых принадлежат одной группе, а 4-ый - лишний.
Классификация предметов по заданному признаку: можно проводить на любом предметном материале (одежда, мебель).
2) Логические операции, осуществляемые на уровне конкретных понятий
Сформированность понятий: педагог предлагает назвать одним словом ряды конкретных понятий (платье, пальто, брюки – одежда).
Определение конкретных понятий: предлагают дать определение знакомых конкретных понятий, ориентируясь на существенные признаки (яблоня – это дерево, на котором растут яблоки).
Сравнение понятий: предлагают сравнивать между собой конкретные понятия (утро-вечер, растения-животные, дождь-снег).
Смысловое соотношение понятий: педагог предлагает завершить неоконченное утверждение самостоятельно: дом-кирпич, стакан - ?
Важно сочетать разные методы, но учитывать особенности воспитанников. Это определяет дефектолог путем наблюдения за воспитанниками с ОВЗ. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения воспитанниками дефектолог выбирает те или иные методы для конкретного занятия.