Приложение МААМ

Игры на развитие мелкой моторики с детьми-аутистами

Татьяна Заворотная
Игры на развитие мелкой моторики с детьми-аутистами
▼ Скачать + Заказать документы

Игры на развитие мелкой моторики с детьми- аутистами

Игры на развитие мелкой моторики важны для всех детей, в том числе для детей-аутистов. Такие игры гарантированно обеспечивают развитие зрительно-моторных функций и координацию мелкомоторных движений. Также они помогают выработке полезных умений и навыков, способствуют овладению мыслительными операциями и активизируют речевое развитие. Что касается аутичных детей, то обширный выбор материалов, применяемый в подобных играх, позволяет выбрать наиболее привлекательные для ребенка с тем, чтобы опереться на его излюбленные сенсорные впечатления и посредством реализации принципов эмоционально-смыслового подхода перевести его игру с автономного манипулирования предметами на качественно новый сюжетный уровень. Именно об этом материале, о тактических тонкостях и «хитростях» его применения, которые позволяют развивать не только мелкую моторику, но и эмоционально-смысловую сферу детей-аутистов, мы с вами сегодня и поговорим.

Публикация «Игры на развитие мелкой моторики с детьми-аутистами» размещена в разделах

Желая получить ощутимый результат, мы должны зорко следить за тем, чтобы наша игра с ребенком-аутистом не оказалась бессмысленной. Для детей, в том числе с аутизмом, отчетливый смысл приобретает все, что отражает и объясняет их личный опыт. Другими словами, мало разложить интересные предметы и привлечь внимание к игре с ними. Важно обеспечить для ребенка связь между этими предметами и его реальной жизнью. Эта связь крайне важна. Если ее проигнорировать, у ребенка-аутиста разовьются лишь зрительно-моторные функции, эффективно действующие на уровне непроизвольных автоматизмов. Никакой заметной динамики в освоении прикладных навыков, сознательно применяемых мыслительных операций или речевом развитии мы не увидим.

Наша ошибка, недостаточное внимание к связующим смыслам, слишком дорого обходятся детям-аутистам. Чем старше они становятся, тем сложнее исправить ее «парадоксальные» эффекты, а на самом деле катастрофичные последствия, вызванные непониманием взрослого сути аутистического расстройства и желанием поскорее обучить малыша «полезным навыкам», которыми по факту свободно пользоваться он не сможет

Например, присаживаясь к столу с разложенными материалами, ребенок сможет технично манипулировать ими, точно складывая, безошибочно классифицируя, правильно конструируя полюбившиеся формы и образы. Однако его действия будут носить механистичный характер. Это станет очевидным, когда он решит сделать то же самое целенаправленно, например, в ответ на нашу просьбу. Иллюзия успешности рушится на глазах. Прежняя ловкость и точность куда-то «испаряются». Ребенок не может «сообразить», что делать. Понимая, что ошибается, теряется все больше, начинает судорожно перебирать варианты, пытаясь по реакции взрослого угадать верный. В итоге отказывается от занятия и переключается на действия, никак не связанные с предшествующей просьбой.

Чтобы избежать горьких переживаний, многие «обучают» ребенка «выполнению» кратких инструкций. По сути, автоматически связывая внутренне неосознанный алгоритм действий с внешней шаблонной фразой. Проблем с выработкой автоматизмов у детей-аутистов нет, и результат не заставит себя ждать. Но стоит вам слегка изменить привычную инструкцию, как ребенок снова «растеряется». Почему? Потому что осмысленная реакция на речевую фразу возникает с ответом не на включенные в нее слова и их последовательность, а на содержащийся в ней смысл.

Организация эффективной игры на развитие мелкой моторики с детьми-аутистами

Если мы с вами избежим ошибок, последствия которых не слишком заметны в случае обычных детей, но катастрофичны для детей-аутистов, игры на развитие мелкой моторики будут для наших ребят весьма полезны. Причем, эту пользу мы с вами сможем наблюдать воочию. Принципиальная разница между обычными детьми и детьми с РАС, которую обязательно нужно учитывать при организации игр на развитие мелкой моторики, заключается в следующем.

В отличие от обычных ребят, самостоятельно вырабатывать смыслы происходящего вокруг и своих действий детям-аутистам сложно.

Именно в этом мы будем активно им помогать в ходе игры – выстраивая, формируя и удерживая связь между привлекательным сенсорным материалом, игровыми действиями и опытом ребенка.

Формирование смысла происходящего, обеспечение связи игрового материала и действий ребенка с его текущим и прежним опытом — станет для нас главной задачей.

Набор средств для решения задачи будет выглядеть примерно следующим образом.

1. Смысловой комментарий станет главным средством нашей помощи ребенку в игре на развитие мелкой моторики.

2. Поддерживающие и подбадривающие интонации в голосе

3. Мимика и жесты, иллюстрирующие и поясняющие эмоции ребенка и наши реакции а также помогающие, успокаивающие и подбадривающие прикосновения, победный хлопок в ладошку ребенка в случае удачи. Два этих средства будем использовать в качестве дополнительных.

Выберем подходящую схему размещения. Чтобы ребенок хорошо слышал наши комментарии, а мы без труда демонстрировали ему игровые действия и (при необходимости) беспрепятственно вступали в эмоциональный и физический контакт, сядем рядом – либо напротив (предпочтительнее, либо сбоку от ребенка. Если ребенок маленький, играть можно на полу. Если постарше, для игры с мелкими предметами лучше расположиться за столом.

Осталось определиться с игровым материалом. Что касается выбора материалов, то их арсенал, традиционно задействованный в развитии мелкой моторики, одинаково хорошо подходит всем – и обычным, и особенным детям. Для игры подойдет практически все, что помещается в ладонь ребенка и предполагает, допускает манипуляцию пальцами (можно брать, перекладывать, мять, тянуть, рвать и т. п.).

Рассмотрим наиболее распространенные варианты материалов, применяемых в играх на развитие мелкой моторики.

Традиционные материалы для игр на развитие мелкой моторики и их связь с опытом ребенка

Шнурки. Стандартные манипуляции со шнурками,, завязывание на шнурках узелков и бантиков. Для шнуровки можно использовать обычную или кукольную одежду и обувь, а также специальные игрушки. В детских магазинах есть разнообразные игры-шнуровки. Однако для игр с детьми-аутистами рекомендуем выбирать те из них, которые непосредственно отражают ситуации, требующие умения шнуровать и завязывать на шнурках узелки и бантики, т. е. игрушки, изображающие одежду или обувь. Это позволит придать игре понятный ребенку смысл и без проблем перенести выработанный навык в реальную жизнь.

Пуговицы. Пуговицы используются в конструировании, классификации, выработке прикладного навыка. Для конструирования и сортировки пуговицы можно выбирать, отталкиваясь от навыков и сенсорных предпочтений ребенка. При этом следует помнить о безопасности. Детям, которые тянут предметы в рот, предлагать не пришитые к ткани мелкие пуговицы не стоит. Детально познакомить ребенка с принципом застегивания и расстегивания помогут большие пуговицы и широкие петли (например, на одежде крупных игрушек, карнавальных костюмах, держателях для штор и т. д.). Освоив принцип, можно приступить к застегиванию пуговиц на кукольной и обычной детской одежде

Молнии. Застежки-молнии используются, как правило, для развития познавательной активности и формирования прикладного навыка. Молнии отличаются многообразием цвета, бывают неразъёмные, разъёмные, двухзамковые, пластиковые и металлические, узкие и широкие. Продумывая игры, стоит учесть, что ребенку пригодится умение тянуть собачку молнии вверх, вниз и в сторону, причем зачастую одной рукой. Для выработки таких навыков детям лучше предлагать не отдельно взятые молнии, а вшитые вертикально и горизонтально в одежду, обувь, сумки, игрушки и т. п. В игре полезно объяснить для чего используются застежки-молнии. Можно сложить небольшие предметы в детскую сумку, застегнуть молнию и продемонстрировать, что теперь из нее не выпадет даже самая маленькая игрушка или монетка. Можно предложить ребенку пройтись в расстегнутых сапогах, затем застегнуть молнии и пояснить, что теперь можно смело бегать, не опасаясь, что нога выскользнет. Можно предложить ребенку застегнуть молнию на своей кофте или куртке и подуть, давая понять, что теперь до тела не доберется ветер или холод. Помните, что детям очень важно передавать не только навык, но и смысл его применения. А смысл лучше всего передается в опыте или в эксперименте.

Бельевые прищепки и канцелярские скрепки. С помощью декоративных прищепок и разноцветных скрепок можно конструировать интересные, порой неожиданные для ребенка образы и персонажи. Например, можно подготовить различные фигурки из цветного картона, которые при креплении к ним прищепок или скрепок «вдруг превратятся» в солнышко (лучики) или тучку (дождинки, ежика (колючки). Таким нехитрым способом развивается не только мелкая моторика, но и образное мышление детей. Движения ребенка и игрушки можно сопровождать ярким смысловым комментарием, например читая коротенькие стихи или придумывая по ходу незатейливую сюжетную игру, которую со временем можно развивать и детализировать.

Ленты, тесьма, нити, жгуты. С особенными детьми не рекомендуем заниматься выкладыванием узоров или контуров с использованием данных материалов. Дело в том, что у наших ребят, как правило, высокая истощаемость и низкая концентрации внимания. Поэтому работа по выкладыванию контура и узоров дается им не так-то легко. К ее выполнению они прилагают заметные усилия, которые следует уважать и ценить. А детали, которые легко сдвигаются с места, могут одним неловким движением перечеркнуть весь труд ребенка, совершенно обоснованно вызвав в нем досаду, разочарование и отказ начинать заново то, что в любой момент может быть нечаянно разрушено. Из данного материала лучше заплетать косички, завязывать бантики, сматывать клубочки, а с более старшими детьми плести узоры и фигурки.

Липучки и мозаика. Вот уж где открывается поистине безграничный простор для фантазии по выкладыванию узоров и всевозможных изображений. Здесь уж точно ничто никуда не денется, даже при не совсем ловких движениях ребят. К тому же эти материалы необычны. Они привлекают детей не только яркими красками, но и разнообразием сенсорных впечатлений от звуковых и тактильных ощущений. А самое замечательное, что на фоне такой игры легко можно перейти к совместному действию в рамках одного события. Протяните к ребенку ладошку, скажите, что тоже хотите поиграть в эту удивительную игру, попросите дать вам детальку. Дайте ребенку подходящую в данный момент деталь, предложите взять эту, чтоб было красиво. Наши дети слишком добры и отзывчивы, чтобы оставить в беде «скучающего» взрослого, делятся деталями, с интересом включаются в совместную творческую деятельность, которая способна перерасти в захватывающую игру.

Крупы и макаронные изделия. Эти материалы интересны и многофункциональны. Их можно красить или использовать «как есть». Что может быть проще, чем предложить ребенку рассортировать фасоль и горох по разным мисочкам или емкостям, чтобы освоить понятия «светлее и темнее», «больше и меньше». Но это не все. Попробуйте щепотью сыпать манку или пшено на лист с рисунком, на который нанесен клей ПВА. Или, к примеру, брать по одной крупинке риса или гречки, чтобы поместить их в небольшой флакон. При многочисленных попытках пальцы начнут складываться как при письме, от движения кистей рук потребуется изрядная точность, которую рано или поздно ребенок начнет сознательно контролировать, зрительно отслеживая качество своих движений. При нанизывании макарон на нитку, чтобы получились бусы, с глазами, руками и пальцами будет происходить все то же самое, что и в предыдущих случаях. Посредством таких несложных игр, можно подготовить пальчики ребенка к правильному захвату карандаша, а глаза и кисть к более точному рисованию и кропотливому письму.

Пластичные массы. Для развития мелкой моторики замечательно подходит лепка. Лепить можно из любой безвредной для ребенка пластичной массы — из пластилина, соленого теста, крахмального теста, кинетического песка, гончарной глины, полимерной глины, и т. д., и т. п. Разминая его, скатывая колбаски в ладошках или шарики в пальчиках, ребенок не только готовит материал для работы, но и получает отличный массаж ладоней и пальцев рук. Чем меньше размер деталей для конструкции или аппликации, тем более точными и скоординированными становятся движения пальцев рук ребенка. Однако размер пластичных деталей желательно уменьшать постепенно. Дело в том, что наши с вами дети очень хотят быть успешными и тяжело переносят конкуренцию (в том числе со взрослым, у которого в отличие от них «все всегда получается»). Если предложенное задание не покорится ребенку со второго-третьего раза, он может надолго отказаться от него, чтобы избежать риска снова оказаться «неуспешным». Из тонких «колбасок», скатанных из пластилина, можно с успехом выкладывать контур рисунка (в отличие от легко сдвигаемых тесемок и веревочек). Также на пластилине, тесте, можно «рисовать», прочерчивая линии тонкими палочками (зубочистки, спички, старые карандаши и т. п., делая оттиски самыми разными предметами.

Перечисленное выше всего лишь малая часть того, что можно использовать в играх на развитие мелкой моторики с детьми-аутистами. Список можно продолжить: всевозможные декоративные бусины, сияющие стразы, природные и искусственные камешки, красочные фетровые, бумажные и пластиковые наклейки, ракушки, палочки, шишки, бирюльки, значки, разноцветные крышки, мелкие лего-конструкторы, приятные на ощупь резиновые фигурки и, конечно же, дорогие детскому сердцу игрушки из шоколадных яиц и киндер-сюрпризов. Этот список можно продолжать и дальше.

Напутствие

В заключение хочется призвать нас, взрослых больше доверять нашим детям. Не торопиться делать что-то за них или активно помогать в выполнении тех или иных действий. Если у ребенка что-то не получается, остановиться и подумать, верно ли выбран материал, хорошо ли объяснено задание? С целью развития мелкой моторики желательно предлагать такие материалы и игровые задания, с которыми ребенок справится самостоятельно или с небольшой помощью. Взрослый может показать, присоединиться, немного помочь, чуть-чуть поправить, но не более того,

Это крайне важно, поскольку в ходе игры мелкая моторика должна развиться не у взрослого, а у ребенка, с которым он играет.

Совместная игра всегда должна быть интересной и увлекательной, открывающей для детей внешний и внутренний мир, их собственные возможности и нашу искреннюю заинтересованность в их успехе. Сделать игру такой, наполняя ее смысловыми комментариями, щедро делясь своей эмоциональной поддержкой нам с вами под силу. Будем играть с детьми со смыслом и в удовольствие!

Радости нам всем и добрых открытий в совместных играх по развитию мелкой моторики ребенка!

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Дидактические игры на развитие мелкой моторики и сенсорных способностейДидактические игры на развитие мелкой моторики и сенсорных способностей Доброе время суток уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами новыми играми которые я сделала для своих ребятишек. Они связанные с зимней.

Дидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаДидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Существует масса методик, которые могут помочь в развитии ребенка. Самый надежный помощник в этом деле – детская рука. Поэтому необходимо.

Игры на развитие мелкой моторикиИгры на развитие мелкой моторики «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Развивать мелкую моторику малыша - это очень полезно! Развитие мелкой моторики.

Игры на развитие мелкой моторики, сделанные своими рукамиИгры на развитие мелкой моторики, сделанные своими руками Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка.

Игры с помпонами, пинцетом по схемам на развитие мелкой моторики, цветовосприятия, вниманияИгры с помпонами, пинцетом по схемам на развитие мелкой моторики, цветовосприятия, внимания Игры с помпонами, пинцетом по схемам на развитие мелкой моторики, цветовосприятия, внимания Еще в прошлом году для годовалых деток выписывала.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Консультация для родителей «Игры с подручными предметами на развитие мелкой моторики рук» К мелкой моторике относится совокупность различных действий нервной, костной и мышечной систем в выполнении точных и мелких движений кистями.

Консультация для родителей «Современные игры на развитие мелкой моторики рук»Консультация для родителей «Современные игры на развитие мелкой моторики рук» Консультация для родителей: "Современные игры на развитие мелкой моторики рук". Моторика не шутка, актуальна и важна. Пальчики играются,.

Развитие мелкой моторики рук с детьми дошкольного возраста посредством лепки в технике мозаикаРазвитие мелкой моторики рук с детьми дошкольного возраста посредством лепки в технике мозаика Автор: Карцева Екатерина Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Колосок» Цель: дать теоретическое обоснование.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры На протяжении моей работы активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные лично.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры на развитие мелкой моторики с детьми-аутистами
Опубликовано: 2 февраля 2023 в 08:30
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры на развитие мелкой моторики с детьми-аутистами» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Заворотная (УИ 2293258) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД