Евгения Бубнова
Игры для развития вербальных и невербальных способов общения
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на развитие вербальных и невербальных способов общения.
(Эти игры способствуют развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей детей)
Игры на развитие вербальных средств общения.
Вербальное общение – использование слов для передачи информации. Главным инструментом является речь.
1. «Вежливые слова»
Публикация «Игры для развития вербальных и невербальных способов общения» размещена в разделах
- Дерево Верба, веточки вербы
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Ход игры : Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
2. «Старенькая бабушка»
Цель: развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии, развитие моторной ловкости. Количество играющих: 8-10 человек.
Необходимые приспособления : платки для завязывания глаз.
Ход игры : дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно отвести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина. Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей, и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.
Комментарий: перед началом игры можно побеседовать с детьми о необходимости оказания помощи пожилым людям, бабушкам и дедушкам. Нужно потренироваться в принятии характерной позы. В процессе игры взрослый регулирует взаимоотношения между играющими. «Бабушки (дедушки)» должны довериться внукам, «машины» должны соблюдать правила.
3. «Клубочек»
Цель: развитие коммуникативных навыков. Количество играющих: группа детей. Необходимые приспособления : клубок ниток.
Ход игры : дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.
4. «Пойми меня»
Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.
Ход игры : Ребенок выходит вперед и придумывает речь из 4-5 предложений. Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, И вот все вышли на старт. 5,4,3,2! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).
5. «Найди по описанию»
Цель: учится вниманию, доверительным отношениям и коммуникативным навыкам.
Ход игры : Один участник выходит за дверь. В группе договариваются, кого будут описывать, составляют описание и выбирают участника, который с этим описанием будет знакомить вышедшего. Затем первый участник входит и по описанию должен узнать, о ком идет речь. Угадывающий сидит к группе спиной.
Вариант. Один из участников (по желанию) садится к группе спиной. Он должен описать одного из членов группы как можно более подробно, не называя имени. Группа должна узнать, о ком идет речь.
Игры на развитие навыков невербального общения
Невербальное общение – «язык тела». Он не задействует речь, а пользуется иными средствами, что позволяет выполнять важные функции.
1. «Как говорят части тела»
Цель: учить невербальным способам общения.
Воспитатель даёт ребёнку разные задания. Покажи:
- как говорят плечи “Я не знаю”;
- как говорит палец “Иди сюда”;
- как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;
- как говорит голова “Да” и “Нет”;
- как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.
Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.
2. «Зоопарк»
Цель: развивать невербальные способы общения.
Каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребёнок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т. д. Остальные дети угадывают это животное.
3. «Сделай подарок»
Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.
Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.
4. «День наступает, всё оживает…»
Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.
Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.
5. «Здороваемся без слов»
Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.
Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т. д.).
Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.