Лучший педагог года

Игры для развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста

Елена Шеховцова
Игры для развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста

Игры на развитие эмпатии детей старшего дошкольного возраста.

Игра заставляет детей по-настоящему переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи, – симпатию, сочувствие к больным, к детям, уважение к старшим и др. С симпатией, покровительством, нежностью относится ребенок к куклам и игрушечным животным, используемым в игре.

Публикация «Игры для развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Относительно позиции педагога в процессе эмоционального развития детей в игре, можем отметить, что перед взрослым стоят важные задачи: сохранить самобытность детской игры, не нарушить естественность и непосредственность игрового поведения ребенка, обеспечить свободное самовыражение дошкольником эмоций и переживаний в игровом и личностном взаимодействии с партнерами. Основные функции развития эмпатии ребенка в игре :

развития эмоций, возникающих в ходе ролевых и сюжетных игровых действий, развитие эмоциональных отношений со сверстником (сверстниками) в процессе коллективных игр;

– взаимодействия – в позиции «играющего партнера», обогащающего сюжет игры и игровое поведение ребенка, в том числе за счет предъявления образцов адекватного эмоционального реагирования и экспрессивного поведения в различных игровых ситуациях, эмоционально-выразительного выполнения роли;

– стимулирования – направленное на поддержание настроя и вдохновения ребенка, на возникновение желания «открыть» для себя новые роли, способы игрового поведения, игрового и межличностного взаимодействия;

– совершенствование – усиливающее действие благоприятных факторов развития эмоций в игре (например, обогащение соответствующими материалами и оборудованием предметно-игровой развивающей среды в группе)

Игра «Мое настроение»

Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.

Ход игры : Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.

Игра «Собери пиктограмму»

Цель: развивает умение дифференцировать различные эмоциональные состояния по мимическим проявлениям.

Ход игры : Каждому ребенку дается пиктограмма определенного эмоционального состояния, разрезанная несколько частей. Задача участников — как можно быстрее и правильно собрать пиктограмму. Как вариант, можно самому пантомимически изобразить это состояние.

Игра «Эмоции героев»

Цель: способствовать развитию эмпатии, умения оценить ситуацию и поведение окружающих.

Ход игры : Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен и т. д.

Игра «Сижу, сижу на камушке»

Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддержку другому человеку (сверстнику).

Ход игры:

Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся на корточки в круг, накрыв голову платочком.

Сижу, сижу на камушке,

Сижу на горючем,

А кто ж меня верно любит,

А кто ж меня сменит,

Меня сменит-переменит,

Еще приголубит?

После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит» следующий желающий.

Игра «Эмоции героев»

Цель: способствовать развитию эмпатии, умения оценить ситуацию и поведение окружающих.

Ход игры. Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен и т. д.

Игра «Два зеркала»

Цель: развитие внимания ребенка к сверстникам, а также мимических и пантомимических способностей детей.

В игре участвуют четверо детей. Участники располагаются следующим образом: перед Королевой стоят двое детей, изображающие зеркала. За Королевой стоит невидимый Король.

Королева, не поворачиваясь, угадывает, кто из детей играет роль Короля. Зеркала сообщают, кто стоит за ней. Одно зеркало – молчащее, показывает мимикой, другое – говорящее. Остальные участники игры располагаются за спиной Короля и по мере отгадывания, бесшумно, по очереди занимают его место.

Игра «Немое кино»

Цель: понимать эмоциональное состояние другого человека.

Сначала педагог, а затем уже и сами дети по очереди исполняют роль

Содержание. Дети становятся в круг. Воспитатель движениями, жестами, мимикой сообщает о своих намерениях, желаниях, сомнениях. Дети угадывают смысл сообщения и таким же образом отвечают. Ведущий жестами и мимикой показывает, что он приветствует, прощается, приглашает, отталкивает, слушает, хвалит, ругает, сердится, обится, отвергает, сомневается, просит замолчать, показать, подойти, уйти, передать какой-либо предмет другому. Затем роль ведущего по очереди выполняют дети.

Игра «Колечко»

Цель: развитие внимания друг к другу, понимание эмоциональное состояние другого человека.

Содержание. Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.

Игра «Именины»

Цель: развитие понимания чувств другого, развитие выразительности жестов, мимики, движений.

Содержание. Дарителю необходимо с помощью жестов, мимики и движений показать, кому и что дариться и с каким чувством. Ребенок, получивший подарок, выражает благодарность. Дети встают в круг. Выбирается именинник. Он встает в центр. Остальные дети объявляются дарителями. Именинник придумывает себе роль какого-нибудь известного героя (например, Золушки) и жестами, мимикой сообщает об этом дарителям. Каждый из дарителей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов преподносит его имениннику. Это могут быть как волшебные предметы, так и реальные: хрустальные башмачки, карета, корона, волшебная флейта, аленький цветочек, конфета, мяч, зеркало, воздушный шарик и т. п. Дети старшего дошкольного возраста предлагают в качестве подарка нравственные качества: нежность, заботу, дружбу.

Игра «Оживший холодильник»

Цель: понимание внутреннего мира, развитие творческих способностей и воображения.

Содержание. Называется любая вещь и наделяется чувствами, поведением, деланиями. Например, ребенок или взрослый берет на себя роль холодильника и разыгрывает свои действия в квартире, устанавливает отношения с членами семьи. Чего может хотеть холодильник? Чтобы в нем было как можно больше вкусных продуктов, чего он может опасаться? Чтобы их у него не отобрали. Какая история могла с ним произойти? Однажды холодильник купил тысячу брикетов мороженного и пошел в парк, чтобы раздать их детям.

Игра «Скульптор»

Цель: развитие внимание друг другу, способности к эмоциональному самовыражению.

Содержание. Выполняется в парах. Один из участников «скульптор», который «лепит» фигуру (любую, по своему усмотрению) из своего партнера. После этого ребенок – «скульптор» рассказывает о том, что он слепил и о характере того, кто изображен. Присутствующие задают ему вопросы. Затем происходит смена ролей.

Игра «Барахолка»

Цель: осознание различных моральных качеств, эмоциональных состояний, примеряя их к разным персонажам.

Содержание. Смысл игры заключается в том, чтобы продать ненужные качества: грубость, лень, злость, плохое поведение, печаль, неаккуратность, плохое настроение – и приобрести хорошие качества: доброту, дружелюбие, хорошее настроение, веселье, радость, скромность и т. д. в игре действуют продавец и покупатели.

Ситуация игры : на барахолке идет торг между покупателями и продавцами. Продавцы нахваливают свой товар, стараясь его продать, а покупатели его критикуют, стараясь снизить цену. Например, продавец, предлагая лень, говорит, что, купив ее, можно ничего не делать, лежать спокойно на диване и смотреть мультики. Покупатель должен возражать, доказывая вред лени. Можно подготовить для продажи карточки с символическим обозначением названных качеств.

Сначала продавец берет на себя роль какого-либо персонажа и действует от его имени (например, кот Базилио – от каких качеств он хочет избавиться, а какие приобрести).

Инструкция: «Ты – кот Базилио, ты – Карабас-Барабас, а ты – Золушка. Какие качества вы можете продать?» Затем каждый ребенок действует от своего имени.

Игра «Расколдуй принцессу»

Цель: развитие способности к установлению взаимодействия, воспитание желания помочь другому.

Содержание. В центр комнаты выставляется стул, на него садится принцесса, ее накрывают красивой тканью. Это заколдованная принцесса. Ее нужно расколдовать. Для этого необходимо бесшумно подкрасться и дотронуться до нее. Тогда из-под ткани появиться принцесса. Сдергивать покрывало не разрешается. Вокруг принцессы ходит шах, он сторожит ее. Когда он отворачивается, рыцари и амазонки приближаются к принцессе.

Дети исполняют роли рыцарей и амазонок, которые освобождают принцессу. Освободители должны продвигаться медленно и тихо. Тех из них, которых заметили, начинают движение с начала. При возникновении споров следует назначить судью. Начало пути обозначается чертой или веревкой.

Игра «Поводыри»

Цель: развивать внимание друг к другу, развитие чувства безопасности к другим людям.

Содержание. Играющие разбиваются на пары. Один с открытыми глазами стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами. Один из участников – «слепой», второй – его «поводырь», который должен провести слепого через различные препятствия, которые созданы заранее (мебель, столы, стулья или другие люди). У «слепого» завязаны глаза. «Поводырь» должен провести его так, чтобы он не упал и не ушибся. «Поводырь» сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем траектория и скорость движения увеличиваются. После прохождения маршрута, участники меняются ролями. После игры обсудить, что чувствовали дети.

Игра «Сиамские близнецы»

Цель: развитие способности к установлению взаимодействия и внимания друг к другу.

Содержание. Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т. д. чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой.

Публикации по теме:

Игры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаИгры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Альбомчики на липучках – это реально ноу-хау, маленькая революция в производстве развивающих пособий для ваших деток. Когда ребёнок прилепляет.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаИгры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаРечь невозможна без речевого дыхания. Дыхание.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Игры для развития речи детей дошкольного возрастаИгры для развития речи детей дошкольного возраста Постоянно ищутся способы изготовления игр и пособий, которые были бы максимально наглядными, а для детей "волшебными". Огромную пользу в.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Игры с сенсорными предметами для развития речи детей старшего дошкольного возрастаИгры с сенсорными предметами для развития речи детей старшего дошкольного возраста Для развития речи детей большое значение имеют игры с сенсорными предметами. Их основная цель - дать ребёнку новые чувственные ощущения:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры для развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 октября 2023 в 11:48
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД