Анастасия Лескова
Игры по сказкам для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевая игра
«Сказки в шляпе»
игре могут принимать участие от 7 до 10 и 1 ведущий.
Цель: актуализация знаний о русских народных сказках.
Цель игры: отгадать своего персонажа.
Игра будет закончена, когда все участники отгадают своего персонажа.
Миссия каждого игрока как можно быстрее отгадать своего персонажа.
Миссия ведущего: следить за соблюдением правил игроками. Для того, чтобы проверить и повысить уровень информированности игроков о сказках, перед игрой зачитываются отрывки из сказок, а дети их отгадывают.
Публикация «Игры по сказкам для детей старшей группы» размещена в разделах
Суть игры: Каждый участник вытягивает из шляпы бумажку, с названием героя сказки. Он должен прикрепить эту бумажку любому другому человеку на спину (так, чтобы игрок не видел героя, который у него загадан, а тот участник, которому прикрепили на спину, должен угадать этого героя, задавая наводящие вопросы. Вопросы должны носить односложный характер (Ответом должно быть слово «Да» или «Нет»).
Ход игры:
1. Объявление названия игры, правил.
2. Чтение отрывков сказок:
• Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку: — Здравствуй, бабушка! — Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась? (Гуси-Лебеди)
• «Дорогой батюшка, поймать не поймал, а проследил, кто наш сад разоряет. Вот от на память вам принес. Это, батюшка, Жар-птица. Царь взял это перо и с той поры стал пить, и есть, и печали не знать. Вот в одно прекрасное время ему и раздумалось об этой об Жар-птице. Позвал он сыновей и говорит им: - Дорогие мои дети, оседлали бы вы добрых коней, поездили бы по белу свету, места познавали, не напали бы, где на Жар-птицу.» (Иван Царевич и серый волк)
• Я по коробу скребен, По сусеку метен, на сметане мешон, да в масле пряжон, на окошке стужон. Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, от тебя, зайца, подавно уйду! (Колобок)
• Стала она аукаться, стала их звать, а подружки не слышат, не отзываются. Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась. Пришла она в саму глушь, в саму чащу. Видит — стоит избушка. Постучала Машенька в дверь — не отвечают. Толкнула она дверь — дверь и открылась. Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку. (Маша и медведь)
• Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, Дедка за репку — Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. (Репка)
• Купец ей говорит: поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро, и козленочек будет жить с нами. — Аленушка подумала, подумала и пошла за купца замуж. Стали они жить-поживать, и козленочек с ними живет, ест-пьет с Аленушкой из одной чашки. Один раз купца не было дома. Откуда ни возьмись, приходит ведьма: стала под Аленушкино окошко и так-то ласково начала звать ее купаться на реку. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
• — Я, мышка–норушка. — Я, лягушка–квакушка. — Я, зайчик–побегайчик. — А ты кто? — А я лисичка–сестричка. — Иди к нам жить! (Теремок)
• Старшие братья как пошли искать свои стрелы, сразу их нашли: один — в боярском тереме, другой — на купеческом дворе. А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в топкое болото. Смотрит — сидит там лягушка-квакушка, его стрелу держит. Иван-царевич хотел было бежать и отступиться от своей находки… (Царевна лягушка)
• Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай — рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными: по бокам — города с дворцами, садами да башнями, сверху — птицы летучие, снизу — звери рыскучие. (Царевна лягушка)
• Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила. Вернулся медведь, видит — короб готов. Взвалил его на спину и пошел в деревню. Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит: сяду на пенек,— Съем пирожок! (Маша и медведь)
3. Вытягивание героев. Передача бумажек между игроками.
Герои: Аленушка, Иванушка, Машенька, Колобок, Баба- Яга, Жучка, Иван-Царевич, Царевна-лягушка, Кощей бессмертный, Василиса Премудрая.
4. Дети ходят и расспрашивают друг друга о герое, который указан на листочке.
5. Итоги игры. Подведение результатов. Выявление активных и награждение.
Если участников будет больше, то можно поделить игроков на 2 или 4 команды (Тогда понадобится 2 шляпы). Каждая команда по очереди вытягивает листок, и объясняет другой команде героя, не называя сказки. Выигрывает команда, которая угадала больше других героев.
Дидактические игры
«Скажи наоборот»
Задача: пополнение активного словаря прилагательными с противоположным значением.
Игра с мячом.
-Старик добрый, а старуха (злая).
-Старуха строптивая, а старик (покорный).
-Сначала море спокойное, а потом (бурное).
-Землянка была старая, а терем (новый).
-Землянка была низкой, а терем (высокий).
-одежде старика была бедной, а у боярыни. (богатой).
«Белка»
Задача: развитие артистичности.
Изобразить танец белки под музыку «Во саду ли, в огороде»
«Найди пару»
Цель — собрать как можно больше пар.
Задачи: развитие памяти, внимания, навыков общения, мелкой моторики.
Правила игры:
Разложите карточки на столе картинками вниз. Игрок переворачивает любые две карточки. Если они составляют пару, игрок забирает их себе и переворачивает другие две карточки. Если нет, игрок кладет их обратно на те же места картинкой вниз, и ход переходит к следующему по кругу игроку. Все участники должны внимательно следить за ходами других игроков, чтобы запомнить картинки на карточках к своему ходу. Игра заканчивается, когда все пары разобраны. Если игроку выпала пустая карточка, то он ходит еще раз.
Победитель — игрок, собравший наибольшее количество пар.
«Кто, где живёт?»
Задача: закреплять умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное.
Физическое развитие
Подвижная игра «Ручеёк»
Задачи: способствовать обучению в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.
Воспитатель: ребята, а вы помните, как звали няню А. С. Пушкина? Правильно, Арина Родионовна рассказывала много русских народных сказок маленькому Пушкину, но кроме сказок он так же любил русские-народные игры, хотите я покажу Вам игру, в которую играл маленький Александр Сергеевич Пушкин?
Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.
Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.
Варианты:
В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук.
Игра – «33 богатыря»
Задачи: упражнять в беге парами и более в разных направлениях. развивать стремление выполнять упражнения лучше, брать пример со своих сверстников, развивать у детей выносливость в процессе продолжительного бега.
По сказке о царе Салтане: «Бег цепочкой» (начинает бег первый игрок, затем он подхватывает второго, бегут вместе, потом также третьего и т. д.): «Там ещё другое диво: море вздуется бурливо, закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой, расплеснётся в скором беге, и очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя, 33 богатыря, все красавцы удалые, великаны молодые, все равны, как на подбор – с ними дядька Черномор. И той стражи нет надежней, ни храбрее, ни прилежней».