Анастасия Клепикова
Игры с блоками Дьенеша для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Знакомство с блоками».
1. Вы показываете ребенку фигуру красного (или любого другого цвета) и просите его показать такую же.
2. Вы показываете ребенку большую фигуру и просите показать все большие фигуры.
3. Вы показываете ребенку фигуру, уточняете ее форму, и просите показать такую же фигуру.
4. Вы показываете ребенку толстую (тонкую) фигуру и просите показать такую же.
Игра «Найди такую же фигуру»
Содержание:
Вариант 1. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти фигуры, такие же, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине)
Публикация «Игры с блоками Дьенеша для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
Вариант 2. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме.
Вариант 3. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же по форме, но не такие по цвету.
Игра «Найди НЕ такую же фигуру»
Содержание:
Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
Игра «Раздели фигуры» (развитие умения группировать фигуры по величине)
К детям в группу приходят две куклы (большая и маленькая, приносят коробки с фигурами. Дети знакомятся с куклами. Ведущая обращает внимание детей на то, что куклы разной величины, большая и маленькая. Ставит кукол рядом и просит показать большую и маленькую. .Куклы предлагают детям поиграть фигурами. Блоки выкладываются на ковёр, ведущая предлагает детям взять фигуры в руки, рассмотреть и поиграть. После игры нужно собрать фигуры, в одну коробку - большие, а в другую - маленькие. Куклы просят помощи у детей. Ведущая предлагает в коробку к большой кукле собрать большие, а в коробку к маленькой маленькие. Куклы благодарят детей за помощь.
Игра «Найди такой же» (развитие умения сравнивать фигуры по величине)
Блоки лежат в обруче на ковре. Ведущий показывает детям маленькую фигуру и просит собрать блоки такой же величины, а другой подгруппе показывает большую фигуру. Предлагает принести фигуры такой же величины.
Игра «Большой – маленький» (умение соотносить величину предмета с движением)
Если дети видят большой блок – поднимают руки вверх, маленький блок – приседают.
Игра «Мышки – норушки» (умение различать цвета)
К детям в гости приходит мышка. Она просит детей помочь сделать запасы на зиму. Мышка очень любит зёрнышки жёлтого (красного) цвета. Дети выбирают из корзинки «зёрнышки» определённого цвета и приносят их в «норку» к мышке.
Игра «Домино» (умение сравнивать предметы по цвету)
Фигуры делятся между детьми поровну. Каждый игрок делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускают. Выигрывает тот, кто выложит все фигуры. Ходить можно только фигурами другого цвета.
Игра «Найди фигуру» ( умение сравнивать фигуры по двум свойствам: цвету и величине)
Блоки лежат в обруче. Дети сидят на ковре вокруг обруча. Ведущая показывает детям блок и просит :
• Найти фигуру, как эта по величине
• Найти не такую фигуру, как эта по величине
• Найти фигуру, как эта по цвету
• Найти не такую фигуру, как эта по цвету
• Найти фигуру, как эта по цвету и размеру
• Найти не такую фигуру, как эта по цвету и размеру.
Игра «Раздели фигуры» (умение группировать предметы по форме)
К детям в гости приходят геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Предлагают познакомиться, рассказывают о себе:
Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался милый друг?
Ну конечно это круг.
Я фигура хоть куда,
Очень ровная всегда.
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик мой любимый брат,
Потому что я квадрат.
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны-
Ну пожалуй и довольно!
Что ты видишь – треугольник.
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник-
Стал квадрат прямоугольник.
Ведущая обращает внимание детей на то, что блоки разной формы. Дети раскладывают блоки в коробки к каждой геометрической фигуре.
Игра «Угощения» ( умение выявлять свойства предметов: цвет и форма).
В гости к детям приходят заяц и медведь. Дети рассказывают, какие сладости они получили в подарок от Деда Мороза. Ведущая предлагает сделать подарки зверюшкам. На подносах разложены блоки : печенье и конфеты. Дети раскладывают в коробки для подарков печенье с первого подноса:
• Заяц любит только жёлтое печенье, а мишка только треугольное.
Проверяют, какое печенье досталось зайцу (жёлтое, не треугольное, а мишке (треугольное, не жёлтое). Какое печенье подошло и мишке и зайке (жёлтое, треугольное)
Раскладывают конфеты:
• Заяц любит только круглые, а мишка только синие.
Проверяют, какие конфеты достались мишке и зайке.
Игра «Рыбалка» (умение различать предметы по толщине)
Дети отправляются на рыбалку. Ведущая «закидывает» удочку и ловит рыбу. Показывает её детям, обращает внимание на то, какая она толстая. Дети ловят рыбу, рассматривают её, сравнивают по толщине с рыбой пойманной ведущей. Определяют, какую рыбу они поймали (толстую или тонкую). Раскладывают рыбу в ведё рки: толстую для толстого мишки, а тонкую для куклы.
Игра «Поручения» (умение сравнивать предметы по цвету и толщине)
Ведущая даё т поручения:
Одному ребенку собрать все красные, толстые фигуры;
Второму - синие, тонкие;
Третьему - жёлтые, толстые и т. д.
Игра «Кондитерская фабрика» (умение сравнивать предметы по форме и толщине, с опорой на схему).
Дети «работают» на кондитерской фабрике. Раскладывают конфеты в коробки соответственно схеме.
Игра «Кто быстрее соберёт» (умение выделять свойства предметов, обобщать предметы по трё м свойствам: величина, толщина, цвет, с опорой на карточки – схемы свойств.)
Игра «Чудесный мешочек» (развитие тактильных ощущений)
Положить несколько блоков в мешочек и предложить ребёнку найти квадратные, круглые или треугольные фигуры. Можно усложнить задание: попросить достать большой круглый блок или маленький квадратный. Или предложить достать разные по толщине фигуры. Когда ребёнок достанет блок, можно уточнить, какого он цвета.
Игры «Чего не стало?» и «Что изменилось?» (внимание)
Положить перед детьми 3-5 блоков, предложить запомнить их. После чего дети закрывают глазки, а воспитатель убирает один блок. Затем интересуется у детей, что пропало. Добиваться, чтоб ребёнок назвал цвет и форму фигуры.
Можно усложнить игру. Поменять местами блоки. Затем предложить детям восстановить первоначальный вариант.
Игра на развитие логического мышления «Что лишнее?»
Варианты игры могут быть использованы по цвету, форме или размеру. Воспитатель выкладывает, например, одинаковые по цвету блоки разной геометрической формы и специально кладёт среди них блок другого цвета. Предлагает детям подумать, какой блок лишний и почему.
Игра «Продолжи дорожку» (логическое мышление)
Воспитатель выкладывает дорожку из блоков, чередуя, например, блоки круглой формы по цвету: то синий большой круглый блок, то красный большой круглый блок и т. д. несколько раз. Затем предлагает ребёнку внимательно посмотреть на дорожку и продолжить её. Вариантов игры может быть множество. Можно усложнить: предложить восстановить чередование из 3 фигур.
Игра «Найди пару» (внимание)
Воспитатель раскладывает перед детьми разные блоки по одному и предлагает найти каждой фигуре пару. Затем просит назвать признаки: цвет, форму и размер подобранных фигур.