Лучший педагог года

Игры с мячом для обобщения и расширения словарного запаса, развития грамматического строя речи

ирина власова
Игры с мячом для обобщения и расширения словарного запаса, развития грамматического строя речи

Власова Ирина Евгеньевна

Учитель-логопед МКДОУ «Детский сад №10 общеразвивающего вида»

г. Новосибирск

Картотека игр с мячом, направленных на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи

1. Игра «Хорошо — плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения, ловкости.

Публикация «Игры с мячом для обобщения и расширения словарного запаса, развития грамматического строя речи» размещена в разделах

Ход игры. Дети сидят в кругу. Педагог задает тему обсуждения:

- Дети, помните, на занятии вам рассказывали сказку «Заяц-хвастун»? Каких героев сказки вы помните? ( Дети отвечают: заяц, ворона, собаки)

- Что делал заяц? Что произошло дальше? Как заяц помог вороне7

- А теперь давайте поиграем: я буду передавать мяч, а вы продолжите передавать его по кругу. Ну-ка, посмотрим, как быстро этой у нас получится. Хорошо. А теперь мы будем не только передавать мяч, но и отвечать на вопросы – тот у кого в руках оказывается мяч отвечает на мои вопросы. Готовы? Начали.

- Хорошо ли хвастать?

- Почему нет?

- Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в характерах героев сказки.

Педагог может продолжить и дать такие темы для высказываний: Храбрость.

Дети: Храбрость — это хорошо: помогает выручать себя и друзей с трудных ситуациях, справляться со сложностями, но иногда плохо — можно не увидеть опасности.

Педагог: Дружба.

Дети: Хорошо, всегда есть с кем играть и кому помочь.

2. Игра «Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры. Вместе с детьми вспомнить сказку «Крылатый, мохнатый, да масляный». Перебрасывая мяч детям различными способами, педагог задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч педагогу. Педагог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

Вопросы к игре:

• Что бывает крылатым (самолет, бабочка, птица)

• Что бывает мохнатым (воротник, кот, беличий хвост)

• Что бывает масляным (блин, пирожок, сковорода)

• Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)

• Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур.)

• Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф.)

• Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)

• Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь.)

• Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)

• Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)

• Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка.)

• Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.)

• Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок.)

• Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей.)

3. Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход игры. Педагог напоминает детям сказку «Царевна-лягушка». Затем, бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает:

- Старший брат взял замуж боярскую дочь, а младший брат - ?

- Царь отправил хлеб старших невесток в людскую, а хлеб Василисы премудрой - ?

- Игла была в яйце, а яйцо - …

- Правильно, яйцо – в утке, а утка - ?

- Правильно, утка – в зайце, а заяц - ?

Можно задавать и другие вопросы:

- Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч педагогу, должен ответить: — Сорока стрекочет.

— Сова летает, а кролик?

— Корова ест сено, а лиса?

— Крот роет норки, а сорока?

— Петух кукарекает, а курица?

— Лягушка квакает, а лошадь?

— У коровы теленок, а у овцы?

— У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

4. Игра «Кто чем занимается?»

Цель: закрепление знаний детей о содержании сказки «Царевна-лягушка», обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.

Ход игры.

Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, педагог называет персонажа сказки, а ребенок, возвращая мяч педагогу, должен назвать глагол, обозначающий, что делает этот герой. Педагог: Иван-царевич - Дети: стреляет, ищет Василису; Лягушка-царевна (ловит стрелу, печет хлеб, шьет рубашку); баба-Яга (колдует, рассказывает о Кощее, парит в бане); заяц (бежит); утка (летит); щука (плывет) дуб (растет) и т. д.

Вариант 2. Педагог называет глагол, а ребенок героя сказки (квакает — лягушка).

5. Игра «Бывает — не бывает»

Цель: расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления.

Ход игры. Играющие встают в круг. педагог, бросая мяч кому-нибудь из детей, называет персонаж или действие из сказки «Хаврошечка». Например: «Одноглазка». Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры. Варианты заданий: Двухглазка, Трехглазка, обнять корову, залезть в одно ухо, вылезть из другого уха и т. д. Усложнение. Дети дают полные ответы, объясняя возможность или невозможность существования того или иного персонажа иди действия.

6. Игра «Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Методическое указание. Предварительно ребенку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводится работа по картинкам из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», после чего можно закреплять данную тему в игре с мячом.

Ход игры. Педагог, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч педагогу, отвечает: «Кожаные». Педагог: Сарафан из ситца. Дети: Ситцевые (Дом из дерева … Деревянный, подковы из железа … железные). Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями.

7. Игра «Кто кем будет?»

Цель : развитие мышления, воображения, быстроты реакции, расширение словаря.

Ход игры. Ведущий, бросая мяч детям, задает вопросы: «Кем (чем) будет — Иванушка, Аленушка, колдунья» и т. д. Дети, бросая мяч обратно, могут дать несколько вариантов ответа. Например: «Козленочком, потом опять мальчиком, царицей, Аленушкой».

8. Игра с мячом «Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

Ход игры. Педагог напоминает детям содержание сказки «Лисичка-сестричка и волк», а потом спрашивает детей: Кто как в это сказке передвигается, бросая мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч педагогу, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча раз личными способами ( педагог: Дедушка, лошадка, волк, лиса, рыба. Дети: ходит, бежит, идет, едет, плавает). Можно продолжить игру:

- Летают: Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки

- Плавают: Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы

- Ползают: Змеи, гусеницы, черви

- Прыгают: Кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы.

Публикации по теме:

Игры для расширения словарного запаса ребенка ИГРЫ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РЕБЁНКА Эти словесные игры не занимают много времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди,.

Игры для расширения словарного запаса ребенка В последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи, они составляют самую многочисленную группу.

Игры для развития грамматического строя речи у дошкольников Младшая группа Содержание: 1. Чудесный мешочек 2. Досказалка 3. Какая бывает собака? 4. Угадай, чей голос Скрыть рекламу: Не интересуюсь.

Использование различных лексических тем для обогащения словарного запаса, расширения кругозора и развития речи Добрый день уважаемые родители. Сегодня хотелось бы поговорить о развитии детей и об одном из способов развития речи, обогащения словарного.

Картотека игр для развития лексико-грамматического строя речи Речь детей седьмого года жизни, как правило, достаточно развита: высказывания точны, логически последовательны и завершены. В этом возрасте.

Методики на обследование связной речи, словарного запаса, синтаксического и грамматического строя детей дошкольного возраста Методики на обследование связной речи, словарного запаса, синтаксического и грамматического строя детей старшего дошкольного возраста. Методика.

Речевые игры для детей 6–7 лет. Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи – Существительные 1) Игра «Скажи нужное слово» Задача:.

Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе,.

Консультация «Игры для развития словарного запаса ребёнка-дошкольника» Широта и разнообразие словаря - признаки высокого развития речи ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Упражнения для развития связной речи, слухового внимания и расширения словарного запаса детей дошкольного возраста Игры со словами и звуками Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то он не сможет четко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с мячом для обобщения и расширения словарного запаса, развития грамматического строя речи
Опубликовано: 1 августа 2019 в 10:14
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД