НатальяЕсипова
Игры с моделями-символами артикуляции
▼ Скачать + Заказать документы
Кто внимательнее?
Оборудование: предметные картинки, модели артикуляции звуков.
Ход игры
Детям раздаются модели артикуляции звуков, каждому по одной. Логопед показывает картинки. Дети называют их. Ребенок, у которого есть модель звука, находящегося в слове, картинку забирает себе. Выигрывает тот, кто наберет больше картинок.
Где спрятался звук?
Публикация «Игры с моделями-символами артикуляции» размещена в разделах
Оборудование: набор предметных картинок – у логопеда. Детям раздаются модели артикуляции звуков и карточки, разделенные на три квадрата (место звука в начале, середине, конце слова).
Ход игры
Логопед показывает картинку, называет предмет, изображенный на ней. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая моделью место звука.
Лото
Оборудование: карточки лото, модели артикуляции звуков.
Ход игры
Ребенку выдается карточка лото. Определив первый звук в слове, ребенок закрывает пустой квадрат моделью соответствующего звука.
Угадай слово
Оборудование: модели артикуляции звуков.
Для этой игры подбираются слова состоящие из 2-3 прямых открытых слогов. Например: роза, коса, Саша, каша, сито, сало, роса, носы, шары, Зима, Сима, коза, Жора, рука, луна, рана, Лара, Лора, лужа, Луша, чаша, чаща, роща, туша, щука, лещи и т. д.
Ход игры
На доске выставляются модели артикуляции согласных звуков, вместо гласных ставятся черточки. Ребенок должен угадать слово.
Например:
Живые модели
Оборудование: модели артикуляции согласных и гласных звуков.
Для этой игры подбираются слова, состоящие из 3-4 звуков, модели артикуляции которых есть в наборе, например: рак, лак, сок, жук, лук, сыр, жир, сон, кот, ток, рот, лот, сын, тур, и т. д.
Ход игры
Детям раздаются модели артикуляции звуков. Логопед называет слово. У кого есть модели артикуляции звуков, находящихся в данном слове строятся в шеренгу, чтобы получилось слово, например:
Модели с ребусами
О
борудование: карточки с ребусами
Какой предмет спрятался
Оборудование: набор предметных картинок, с обратной стороны которых нарисована модель артикуляции первого звука, а остальные звуки слова обозначены черточками.
Ход игры
Показывается схема слова. Дети подбирают слова, кто правильно определит название предмета, получает приз. Например:
Угадай, как их зовут?
Оборудование: модели артикуляции звуков, картинки с изображением мальчика и девочки.
Ход игры
Логопед вывешивает картинки с изображением мальчика и девочки.
Радом выставляет модель артикуляции звука, с которого начинается имя.
Например:
Варя, Валентина, Василиса, Валерия, Влада.
Василий, Всеволод, Вадим, Валерий.
Женя, Жанна, Жозефина
Женя, Жора.
Собери слово
Оборудование: модели артикуляции звуков.
Ход игры
На доске выставлены модели артикуляции звуков. Логопед называет слово, дети выкладывают его при помощи моделей.
Примерный набор слов: мак, сок, сук, рак, нос, кот, ток, рот, гол, лук, луг и т. д.
Цепочка слов
Оборудование: модели артикуляции звуков.
Ход игры
Первое слово при помощи моделей артикуляции звуков логопед выставляет сам, затем дети, заменяя одну модель составляют цепочку слов. Например:
СОМ – СОН – СЫН – СЫР – СОР – СОК –
СУК –ЛУК –ЛАК –МАК –РАК –РАД –
Р
ОД – РОТ – КОТ – КИТ – и т. д.
Обычно основой успешного обучения на занятиях в детском саду является усвоение ребенком знаний, умений и навыков, определяемых программой. Управление развитием ребенка при этом осуществляется в процессе усвоения знаний, т. е. косвенным путем.
Введение моделирования дает возможность изменить сам подход к процессу обучения и воспитанию дошкольников и успешно управлять развитием умственных способностей ребенка. Наглядность является характерной особенностью мышления дошкольника. А понятия формируются только о тех признаках вещей, которые являются наглядно воспринимаемыми. Наглядное представление и четкое восприятие – вполне достаточное условие для дальнейшего освоения и осмысления изучаемого предмета или явления.
Введение моделей артикуляции звуков в процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста поднимает наглядность на качественно высший уровень – уровень мыслительных операций. В моделях артикуляции звуков заложена информация о характеристике звука, о положении уклада органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, но ее надо извлечь! Знания, заложенные в моделях артикуляции звуков, ребенок сможет воспринять и освоить, если он их осмыслит. То есть это не демонстрационная наглядность со знаниями, которые можно «взять», а знания, требующие применения различных операций теоретического мышления.
Применение моделирования в коррекционной работе с детьми, имеющими фонематическое недоразвитие, позволяет улучшить качество обучения и воспитания, обеспечивает наглядную основу изучаемого, что способствует развитию фонематического слуха, мыслительных операций и более прочному запоминанию материала.