Сунаргулова Аэлита
Игры с прищепками
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Эффективным средством сенсомоторного и речевого развития детей дошкольного возраста являются дидактические сенсорные и моторные игры. Игра является универсальным средством воспитания и образования ребёнка. Игры с прищепками соответствует требованиям ФГОС ДО и обеспечивает развитие сенсомоторных навыков у детей с особыми образовательными потребностями. Данные игры наряду с главной целью использования прищепок – развитием тонких движений пальцев рук, помогают совершенствовать:
Публикация «Игры с прищепками» размещена в разделах
• восприятие и представление о величине, форме, цвете и других свойствах предметов,
• лексико - грамматического строя речи,
• фонематических процессов,
• связной и диалогической речи,
В играх с прищепками малыш задействует большой и указательный пальцы, которые в дальнейшем берут на себя основную нагрузку при письме. При нажатии на прищепку совершается мышечное действие, схожее с движением по удержанию ручки, и прилагается аналогичное усилие.
Игра «Чей, чья, чьё, чьи?»
Цель: формирование сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста через коммуникативные функции речи.
Задачи:
1. Совершенствовать навык образования и использования в речи притяжательных прилагательных.
2. Обогащать активный словарь притяжательными прилагательными.
3. Совершенствовать понимание обобщающего значения слов.
4. Расширять объем правильно произносимых существительных и их частей.
5. Совершенствовать уровень тактильных ощущений в процессе произведения умелого захвата прищепок кончиками пальцев.
6. Развивать самостоятельность, инициативность детей в процессе выполнения игрового задания.
7. Совершенствовать зрительные и моторные перцепции в процессе манипулирования с прищепками.
Оборудование:
1. Сменные изображения животных: медведя, лисы, волка, зайца.
2. Прищепки с частями тела : уши, хвост, лапа, лапы, голова, туловище.
3. Круг разделенный на 6 секторов.
Ход игры:
Педагог показывает изображения животных, предлагает детям их назвать. Уточняют, что это дикие животные. Дети выбирают одного животного ( например: волка, прикрепляют его на центр круга. Затем педагог предлагает найти и назвать части тела животного из предложенных изображений на прищепках. Дети (ребенок) выбирают нужную часть тела и произносят: «Это уши волка». Прикрепляют прищепку на круг и произносят: «Волчьи уши», и так далее дети подбирают все части животного и прикрепляют на круг.
Игра «Кто кем был? Кто кем будет?»
Цель: формирование сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста через коммуникативные функции речи.
Задачи:
1. Совершенствовать навык употребления существительных в творительном падеже.
2. Расширять объем правильно произносимых существительных.
3. Совершенствовать понимание обобщающего значения слов.
4. Совершенствовать умение образовывать и употреблять в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -онок, -енок.
5. Совершенствовать уровень тактильных ощущений в процессе произведения умелого захвата прищепок кончиками пальцев.
6. Развивать самостоятельность, инициативность детей в процессе выполнения игрового задания.
Оборудование:
1. Круг, разделенный на 6 секторов с кармашками.
2. Картинки на которых изображены дикие животные: волк, заяц, лиса, медведь, белка, лось; домашние животные: корова, кошка, собака, лошадь, коза, свинья.
3. Прищепки с изображением детенышей (волчонок, зайчонок, лисенок, медвежонок, бельчонок, лосенок, теленок, поросенок, котенок, щенок, жеребенок, козленок).
Ход игры:
Педагог показывает детям (ребенку) круг с изображением животных и предлагает их назвать. Дети называют, уточняют, что это дикие животные. Педагог говорит, что все эти животные когда-то были маленькими и предлагает детям подобрать соответствующего детеныша к каждому животному. Дети выбирают прищепку с изображением детеныша и произносят: «Это лисенок». Прикрепляют прищепку на круг на определенный сектор и произносят: «Лиса была лисенком» и т. д.
Вариант: Педагог предлагает откреплять прищепки с изображением детенышей и отвечать на вопрос: «Кто кем будет?». Например: «Это лисенок. Лисенок будет лисой, лисом» и т. д.
Игра «Что из чего? Какой?»
Цель: формирование сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста через коммуникативные функции речи.
Задачи:
1. Обогащение активного словаря относительными прилагательными со значением соотнесенности с различными материалами.
2. Совершенствовать навык образования и использования в речи относительных прилагательных.
3. Расширять объем правильно произносимых существительных.
4. Развивать самостоятельность, инициативность детей в процессе выполнения игрового задания.
5. Совершенствовать уровень тактильных ощущений в процессе произведения умелого захвата прищепок кончиками пальцев.
6. Совершенствовать зрительные и моторные перцепции в процессе манипулирования с прищепками.
Оборудование:
1. Круг разделенный на 6 секторов.
2. Сменные картинки с изображением: кожи, дерева, стекла, резины, шерсти.
3. Прищепки с изображением предметов сделанных из кожи, дерева, стекла, резины, шерсти.
Ход игры:
Педагог показывает детям (ребенку) картинки с изображением дерева, кожи, стекла, резины, шерсти, говорит, что из данных материалов делают различные предметы. Предлагает детям выбрать один из материалов ( например: шерсть). Прикрепляют на центр круга картинку с изображением шерсти. Педагог предлагает из предложенных предметов выбрать только то, что сделано из шерсти, шерстяные. Дети находят, прикрепляют прищепку на круг и говорят : «Это шапка. Она из шерсти. Это шерстяная шапка» и т. д.
В игре встречаются слова женского, мужского и среднего рода, а так же существительные множественного числа.
Игра «Найди по тени»
Цель: формирование сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста через коммуникативные функции речи.
Задачи:
1. Развивать понимание обобщающих значений слов.
2. Совершенствовать навык использования в речи существительных в родительном падеже.
3. Развивать зрительное восприятие в процессе соотношения предметов с их контурами.
4. Совершенствовать уровень тактильных ощущений в процессе произведения умелого захвата прищепок кончиками пальцев.
5. Совершенствовать зрительные и моторные перцепции в процессе манипулирования с прищепками.
Оборудование:
1. Круг разделенный на сектора, на которых изображены домашние (дикие) животные.
2. Прищепки с изображением теней домашних (диких) животных.
Ход игры:
Педагог показывает детям (ребенку) круг и просит назвать, кто на нем изображен. Дети называют, уточняют, что это домашние (дикие) животные. Педагог предлагает найти тень каждого животного и прикрепить прищепку к соответствующему сектору. Дети выбирают, прикрепляют прищепку и произносят : «Это тень коровы. Это тень собаки» и т. д.
Игра «Найди место звука»
Цель: формирование сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста через коммуникативные функции речи.
Задачи:
1. Автоматизация звука [Р] в словах (или любого изучаемого звука).
2. Закрепить понятие «звук».
3. Формировать умение выделять заданный звук на фоне слова.
4. Совершенствовать умение определять позицию звука в словах.
5. Формировать умение подбирать слова на заданный звук в определенной позиции.
6. Совершенствовать зрительные и моторные перцепции в процессе манипулирования с прищепками.
7. Совершенствовать уровень тактильных ощущений в процессе произведения умелого захвата прищепок кончиками пальцев.
Оборудование:
1. Полоска разделенная на 3 части.
2. Прищепки с буквой «Р».
3. Прищепки с изображением предметов в названии которых есть звук [Р], где звук в начале, середине, конце слова; 1,2 картинка в названии которых нет звука [Р].
Ход игры:
Педагог показывает полоску бумаги. Напоминает детям (ребенку, звук в словах может быть в начале, середине или конце слова. Предлагает выбрать картинку, назвать, определить позицию заданного звука и прикрепит прищепку на определенную часть полоски: на начало, середину или конец.
Вариант: Педагог предлагает картинки в названии которых нет заданного звука. Дети (ребенок) должны определить, что в этих словах нет заданного звука, что эта картинка лишняя.
Вариант: Педагог произносит слова с заданным звуком, дети (ребенок) выбирает прищепку с буквой «Р» и прикрепляет прищепку на соответствующую часть полоски. Вариант: Педагог предлагает придумать слово на заданный звук в определенной позиции (начало, середина, конец слова).
Игра «Шифровальщики»
Цель: формирование сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста через коммуникативные функции речи.
Задачи:
1. Закрепить умение различать гласные и согласные звуки.
2. Закрепить представления о твердости-мягкости согласных звуков.
3. Формировать умение производить звуковой анализ и синтез слов.
4. Совершенствовать умение выделять звук на фоне слова.
5. Совершенствовать зрительные и моторные перцепции в процессе манипулирования с прищепками.
6. Развивать самостоятельность, инициативность детей в процессе выполнения игрового задания.
7. Совершенствовать уровень тактильных ощущений в процессе произведения умелого захвата прищепок кончиками пальцев.
Оборудование:
1. Прищепки синего, зеленого и красного цвета.
2. Картинки схемы слов.
Ход игры:
Педагог показывает картинку – схему слова, спрашивает, что изображено на картинке. Дети (ребенок) отвечают ( например: мак). Педагог обращает внимание на клеточки под рисунком, уточняют, что это домики для звуков. Педагог предлагает назвать первый звук в слове. Дети определяют, называют, к схеме прикрепляют прищепку соответствующего цвета. Например: «В слове «мак» первый звук [М], он твердый согласный, его обозначаем синим цветом» и так по порядку дети определяют звуки и прикрепляют прищепки соответствующего цвета.
Вариант: Педагог предлагает готовые схемы слов с прищепками и просит подобрать к схеме соответствующую картинку из предложенных.
Игра «Чей «хвост» длиннее?»
Цель: формирование сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста через коммуникативные функции речи.
Задачи:
1. Совершенствовать умение придумывать слова с заданным звуком.
2. Автоматизация поставленных звуков в словах.
3. Совершенствовать понимание обобщающего значения слов.
4. Закрепить представления о букве.
5. Совершенствовать зрительные и моторные перцепции в процессе манипулирования с прищепками.
6. Развивать самостоятельность, инициативность детей в процессе выполнения игрового задания.
7. Совершенствовать уровень тактильных ощущений в процессе произведения умелого захвата прищепок кончиками пальцев.
Оборудование:
1. Прищепки с буквами.
Ход игры:
Педагог предлагает детям (ребенку) выбрать букву и назвать как можно больше слов с заданным звуком. За каждое слово прикреплять прищепку к прищепке.
Игру можно проводить командно, индивидуально.
Вариант: Педагог предлагает назвать с заданным звуком как можно больше слов, относящихся к определенной лексической теме. Например: «Назови как можно больше животных, в названии которых есть звук [Р]» и т. д.
Игра «Прочитай по первым буквам»
Цель: формирование сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста через коммуникативные функции речи.
Задачи:
1. Совершенствовать навык определения первого звука в словах.
2. Закрепить представления о букве.
3. Упражнять в нахождении соответствующих букв.
4. Совершенствовать навык чтение слов состоящих из 3,4,5,6 букв.
5. Совершенствовать зрительные и моторные перцепции в процессе манипулирования с прищепками.
6. Развивать самостоятельность, инициативность детей в процессе выполнения игрового задания.
7. Совершенствовать уровень тактильных ощущений в процессе произведения умелого захвата прищепок кончиками пальцев.
Оборудование:
1. Прищепки с буквами.
2. Полоски бумаги с изображением различных картинок.
Ход игры:
Педагог показывает полоски бумаги и говорит, что в этих картинках спрятались слова. Чтобы их прочитать, нужно определить первый звук в словах и подобрать соответствующую букву.
Например. На полоске изображены: книга, иголка, телевизор. Первый звук в слове «книга» - [К], ребенок выбирает прищепку с буквой «К» и прикрепляет под картинку с книгой, первый звук в слове «иголка» - [И], ребенок выбирает соответствующую прищепку и прикрепляет под картинку с иголкой, первый звук в слове «телевизор» - [Т], выбирает соответствующую прищепку, прикрепляет по картинку с телевизором. Здесь спряталось слово «КИТ». Предлагаются прочитать слова, состоящие из 3,4,5,6 букв.