МААМ-картинки

Игры-шнуровки

Ольга Брызгалова
Игры-шнуровки
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Публикация «Игры-шнуровки» размещена в разделах

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и дома.

Стратегия работы :

Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.

I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т. д.

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

II этап – диагностический

На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.

III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки

Игры и упражнения развивающие мелкую моторику рук.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе я использовала накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Считаю, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. И поэтому я использую следующие приемы:

систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;

если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Назову те, которые я использую в своей практике. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами.

Использование шнуровок в своей работе.

Цель: воспитывать у детей способность контролировать свои достижения (уровень развития крупной и мелкой моторики, инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, способность к волевым усилиям).

Задачи.

Образовательные:

-повышать уровень развития ребёнка;

-усиливать желание ребенка узнавать что-то новое и работать самостоятельно;

-учить анализировать, сравнивать, обобщать;

-закреплять знания о цветовой гамме.

Развивающие:

-развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);

-развивать моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта».

Воспитывающие:

-воспитывать усидчивость, самостоятельность.

-воспитывать в процессе общения инициативность, сотрудничество.

При использовании игрушек – шнуровок, в игровой форме осуществляется развитие мелкой моторики рук, а, следовательно, поэтапная подготовка ребёнка к письму. Шнуровка даёт возможность придумать множество игр. Это и непосредственно шнурование, и возможность использовать элементы «шнуровки» в сюжетно-ролевых играх или изучать основные цвета, она развивает пространственное ориентирование, способствует пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева". Можно использовать игры-шнуровки при закреплении изученных букв и слогов.

Шнуровки - важная развивающая игра для детей, готовящая руку малыша к рисованию и письму. Хорошо развитая мелкая моторика руки напрямую влияет на устную речь ребенка. Хочу поделиться опытом в создании дидактического материала на развитие мелкой моторики из фетра. Фетр, очень приятный на ощупь материал и нравится детям разных возрастных категорий (как деткам раннего возраста, а также заинтересует детей дошкольного и младшего школьного возраста).

Сейчас очень много материала на развитие мелкой моторики, но уже хочется чего - то нового в работе логопедов, дефектологов, воспитателей. Родители также могут со своими детьми провести занятия с использованием шнуровки.

Вашему вниманию я предлагаю игры со шнуровкой из фетра, которые развивают не только мелкую моторику рук, но и сенсорные представления (форма, величина, цвет); математические представления (счет, решение задач, например: Если на елочку повесить 5 новогодних игрушек, а потом 2 игрушки уберем, сколько останется); закрепление лексических тем (транспорт, обувь, фрукты, одежда). Данная методика подходит для детей не только с нормой интеллектуального развития, но и в коррекционно - развивающем обучении.

«Волшебные шнурочки, или Рисуем шнурками».

Все мы знаем, что шнуровка – один из видов развивающих игр для детей. Игры-шнуровки развивают мелкую моторику, пространственное ориентирование, усидчивость и терпение. Единственный минус таких игр – они быстро надоедают малышу, и он перестает ими интересоваться. Но шнурками можно и рисовать!

«Рисунки», выполненные шнуром, кажутся объемными и «живыми». Кроме того это занятие успокаивают детей и развивает у них усидчивость, интерес к декоративно-прикладному искусству. А также совершенствовать зрительное восприятие детей

- развивает зрительно-моторную координацию

- подготавливает руку ребенка к письму.

Вот способ изготовления некоторых шнурок своими руками из нетрадиционных материалов.

Шнуровка-планшет.

Задачи: - совершенствовать зрительное восприятие,

- развивает зрительно-моторную координацию,

- подготавливает руку ребенка к письму.

Нам понадобится планшет в виде разделочной доски и цветные шнурки.

Процесс изготовления:

1. Взять разделочную доску просверлить дрелью отверстия.

2. преклепить разноцветные шнурки с помощью узла.

3. Можно рисовать шнурками.

Игра-шнуровка «Бабочка».

Задачи:

-развивать тонкие движения пальцев обеих рук; -подвести к умению шнуровать обувь (шнурование, завязывание шнурка на бант);

-воспитывать трудолюбие, усидчивость.

Ход игры : воспитатель показывает ребёнку, как можно зашнуровать туловище бабочки. Можно шнуровать, начиная как сверху вниз, так и снизу вверх. Затем предлагает попробовать зашнуровать ребёнка.

Процесс изготовления «бабочки из фетра».

1. Вырезать из фетра крылья бабочки.

2. Приклеить крылья на картон по изнанке.

3. Приклеить к крыльям туловище.

4. Пришить по краю туловища колечки для ковра.

5. Вдеть шнурок.

Шнуровка – «Заплети косички солнышку».

Задачи:

- развивать умение плести косичку в три пряди,

- укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук,

- воспитание усидчивости и терпеливости в работе.

Способ изготовления:

1. Берется подушка, заполненная синтепоном на нее пришивается связанное из шерстяных ниток солнышко крючком.

2. На солнышко приклеиваются глазки, ротик, носик.

3. По краю симметрично привязываются атласные ленточки по 3 в пучок (30-40) см.

4. Я привязала 6 пучков, следовательно, на 6 косичек.

Таким образом, было занято плетением косичек одновременно 6 детей.

Объёмная шуровка (из соленого теста).

Задачи:

- учить детей продевать шнурок в отверстия;

- продолжать развивать движения мелких мышечных групп руки, целенаправленность действий;

-формировать зрительно – двигательную координацию и чувство восприятия пространства.

Способ изготовления:

1. Из соленого теста фрукт или овощ.

2. Просушиваю в духовке или на воздух.

3. Окрашиваю в цвет овоща или фрукта гуашью.

4. Просушиваю.

5. Дрелью под углом делаю дырки.

6. Изделие готово, осталось только подобрать шнурок. Я взяла зелёный и желтый под цвет, червяка, который ест фрукты и овощи.

Шнуровка из салфетки.

Задачи:

-развивать тонкие движения пальцев обеих рук;

-подвести к умению шнуровать ;

- воспитывать трудолюбие;

- усидчивость.

Способ изготовления:

1. Вырезаю из картона шаблон бабочки.

2. Обвожу шаблон на салфетке-губке.

3. Вырезаю.

4. Делаю дыроколом дырки по краю бабочки.

5. Подбираю шнурок.

6. Шнуровка готова.

Объёмная шнуровка из бросового материала.

Задачи:

- способствовать усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

- формировать навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

- способствовать развитию речи; развивать творческие способности;

- развивать усидчивость.

Способ изготовления:

1. Берется пластмассовая бутылка из-под лимонада.

2. Отрезаем нижнюю часть.

3. И делаем в нижней части дырки накаливая гвоздь над пламенем огня.

4. Дырки делаем на одинаковом расстоянии в 3 ряда.

5. По краю обклеиваю изолентой или цветным скотчем.

6. Можно покрасить гуашью.

7. Осталось только вставить шнурок и шнуровка готова.

Результат занятий с шнуровками.

Работая над развитием мелкой моторики рук у детей, улучшилась координацию артикуляционного аппарата. Заметно сократились сроки постановки звуков, совершенствовалась общая координация движений детей.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливают их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Все это создает благоприятную базу для более успешного обучения в школе.

Таким образом, включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук играет положительную роль в развитии связной речи детей, подготовки дошкольников к обучению в первом классе.

Результатом использования данных дидактических игр стало повышение качества образовательного процесса, у дошкольников наблюдается повышение мотивации обучения, познавательной активности, их творческого потенциала.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Игры, в которые мы играем». Игры на занятиях психолога в детском саду«Игры, в которые мы играем». Игры на занятиях психолога в детском саду артотека игр. 1. «Клубочек» Цель: Игра полезна в компании малознакомых детей: способствует снижению мышечного напряжения, созданию доверительных.

«Пальчиковые игры, колыбельные песни, спокойные игры». Консультация для родителей «Пальчиковые игры, колыбельные песни, спокойные игры». Консультация для родителей. У заботливых родителей процесс укладывания ребенка спать.

Игры на развитие мелкой моторики. Шнуровки. Игры с прищепкамиИгры на развитие мелкой моторики. Шнуровки. Игры с прищепками Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук. У мелкой моторики есть очень важная особенность.

Конспект прогулки в форме квест-игры «Любимые игры бабушек и дедушек» Цель: Развитие интереса и положительной мотивации. Задачи: - Закреплять навык основных движений: ходьбы, бега, прыжков в подвижных играх.

Мастер-класс по изготовлению игры-шнуровки «Веселые пуговицы»Мастер-класс по изготовлению игры-шнуровки «Веселые пуговицы» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу представить вашему вниманию мастер-класс по изготовлению игры-шнуровки «Веселые пуговицы». Для.

Развивающие игры для развития мелкой моторики пальцев рук. Игры со скрепками и прищепкамиРазвивающие игры для развития мелкой моторики пальцев рук. Игры со скрепками и прищепками Верзилина Инна Сергеевна Основные задачи дидактических игр с канцелярскими скрепками и прищепками: -развитие у детей дошкольного возраста.

Речевые игры для индивидуальной работы с детьми. Дидактические игры «Домик для слова», «Игры с трафаретами…»Речевые игры для индивидуальной работы с детьми. Дидактические игры «Домик для слова», «Игры с трафаретами…» "Домик для слова" Цель игры: научить ребёнка определять первый и последний звуки слова и количество слогов в слове. Оборудование: заламинированный.

Родительское собрание в форме деловой игры «Народные игры и их роль в воспитанаии детей» Цель работы: приобщение родителей к народной игре, как к форме взаимодействия с детьми. «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь,.

Социально-ориентированные игры для организации взаимодействия детей и воспитателей. Игры-занятия в партнерской форме Игры-занятия в партнерской форме Игры-занятия в партнерской форме требуют от взрослого придерживаться определенного стиля поведения, который.

Тренинговое занятие с элементами игры «Роль игры в жизни ребенка раннего возраста» ХОД ЗАНЯТИЯ: Вводная часть 1. Психогимнастическое упражнение «Поменяйтесь местами…» (1 минута) Цель: активация участников на работу, знакомство.

Автор публикации:
Игры-шнуровки
Опубликовано: 17 апреля 2017 в 14:49
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры-шнуровки» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Брызгалова (УИ 490891) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД