Лучший педагог года

Игры в воспитании безопасности у детей дошкольного возраста

Ольга Боброва
Игры в воспитании безопасности у детей дошкольного возраста

«Игры в воспитании безопасности у детей дошкольного возраста»

Забота о детях постоянно находится в центре внимания взрослых. Защита здоровья и жизни детей в любых чрезвычайных ситуациях одна из самых гуманных и важных задач. Дети нуждаются в особой защите, так как они подвергаются наибольшей опасности.

Публикация «Игры в воспитании безопасности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Для того чтобы обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям, необходимо дать им сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке; помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте; развить у ребёнка самостоятельность и ответственность. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни. Обеспечение безопасности жизнедеятельности – это, по существу, создание таких условий в системе, при которых действие детерминированных или случайных факторов, вызывающих появление опасности, ограничивается и в итоге приводит к снижению опасности до приемлемого уровня (А. И. Муравых).

В младшем дошкольном возрасте обучить ребёнка правилам безопасности лучше всего через игру. Ведь игра – очень важный момент в жизни маленьких детей. Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нём. В игре ребёнок творит, отражая те стороны окружающей жизни, которые его заинтересовали, у него формируются моральные качества, нормы поведения, становление самооценки и самосознания.

В психолого-педагогических исследованиях утверждается, что механизм усвоения субъектом опыта его взаимодействия с окружающей действительностью – это, по существу, процесс приобретения ролей (Л. И. Божович, который особенно интенсивно и успешно происходит в игре.

Игра, моделирующая реальность, является эффективным средством её познания. Поэтому игры как модели определенной предметной деятельности широко используется в области обучения и образования.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. В ней игровой сюжет определяется играющими, нет заданной программы поведения детей и типовых правил, действия ребёнка в воображаемой ситуации выступает на первый план. Учёные утверждают, что в игре ребёнок не копирует жизненные впечатления, он их творчески перерабатывает, вкладывая своё отношение к отображаемым событиям. И только тогда, когда в игре ребёнок умеет самостоятельно ставить игровые задачи и выбирать способы их решения, она окажет должное развивающее влияние на личность ребёнка.

Игр очень много – это дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые, театрализованные и другие. Но практически каждая игра обучает ребенка правилам безопасности.

Программа Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», по которой мы работаем, предлагает 6 разделов по обучению детей безопасному поведению:

• Ребёнок и другие люди

• Ребёнок и природа

• Ребёнок дома

• Здоровье и ребёнок

• Эмоциональное благополучие ребёнка

• Ребёнок на улицах города

Учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей нашей группы, я выделила 5 основных тем. Перейдя в среднюю группу, эти темы будут рассмотрены нами шире, добавятся новые, соответствующие возрасту детей.

Ребёнок и другие люди

Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми мы предлагаем детям игры – драматизации, используя детские игрушки или различные виды детских театров, разыгрываем всю сказку или короткие сценки из нее. Инсценируя сказку «Колобок» стараемся довести до сознания детей, что уходить или убегать без спросу нельзя, разговаривать с незнакомыми людьми нельзя, добрый с виду незнакомец может оказаться злым, опасным, может обидеть.

На примере инсценировки сказки «Волк и семеро козлят», мы объясняем детям, что опасность может подстерегать дома, поэтому нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос.

Примеров таких сказок множество. Это и «Сказка о глупом мышонке», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка» и другие.

Ребёнок и природа

На примере инсценировке сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» в доступной для ребёнка форме мы знакомим детей с проблемами окружающей среды (не пить воду из водоёмов, не есть снег и т. д.). Учим детей бережному отношению к природе. Для закрепления таких инсценировок проводим игру «Угадай-ка», где задаём детям вопросы и вместе ищем ответ. Например: - В какой сказке мальчик превратился в козлёночка? Почему? А что ты будешь делать, если тебе пить захочется? Тебе мальчик из своего стакана предложит воду, ты попьёшь? Почему?

Так же объясняем детям об опасностях, возникающих при контакте с животными. Так как животные окружают нас повсюду, мы считаем необходимым с помощью игр объяснить детям, что можно и, что нельзя делать при контакте с животными. Ребенок должен усвоить, что каждое животное имеет свой характер и что бездомных животных и трогать нельзя, так как контакты с такими животными могут привести к травмам и укусам. На физкультурных занятиях и на прогулке мы проводим такие подвижные игры, как: «У медведя во бору», «Зайцы и волк», «Гуси – гуси» и многие другие.

Ребёнок дома

Когда ребёнок находится дома, с помощью игры необходимо довести до его сознания, что в доме есть предметы, которыми им категорически запрещается пользоваться: спички, газовая плита, электрические розетки и приборы, лекарства, режущие – колющие инструменты. Мы стараемся всё это отобразить в сюжетно – ролевых играх «Семья», «Мамины помощники», дидактических играх «Предметы под запретом», «Предметы домашнего обихода» (знакомство с электрическими приборами, правилами их пользования, что можно и что запрещено делать в отсутствие родителей).

Так же необходимо «показать», что особую опасность в помещении представляет огонь. Здесь мы в доступной игровой форме знакомим детей с телефоном экстренной службы 02, рассказываем о работе пожарных и пожарных машин. Проводим дидактические игры «Что за машина?», «Собери пожарную машину». Дети и сами очень любят играть в пожарных, управлять пожарной машиной и «тушить» воображаемый огонь.

Здоровье и ребёнок

Для формирования у детей правил безопасного поведения и здорового образа жизни, по традиции в нашей группе мы используем различные формы организации физической активности: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, физкультурные минутки, подвижные игры в помещении и на воздухе, спортивные игры. Такие формы работы у нас ведутся непосредственно воспитателем, а так же совместно с инструктором физкультуры. Для таких занятий широко используются эмоционально – привлекательные формы их проведения: музыкальное сопровождение, движение в образе, красочные атрибуты (ленты, обручи, маски). В совокупности – это способствует формированию у детей осознание ценности здорового образа жизни, развивает представление о полезности, целесообразности физической активности и соблюдение личной гигиены.

Так же по разделу «Здоровье и ребёнок», рассказываем детям о врачах, объясняем, что врачи – это наши друзья. Они лечат заболевших людей, помогают побороть болезнь и вновь стать человеку здоровым.

Дети зачастую не могут объяснить причину своего недуга, рассказать о том, что они чувствуют. Они начинают капризничать и плакать. Поэтому следует их научить обращаться к взрослым при возникновении ощущения плохого самочувствия и правильно рассказать о том, что именно ребёнка беспокоит. Для этого мы организуем специальные игры (с другими детьми, куклами, игрушками, в которых ребёнок выступает попеременно в роли врача и пациента, произнося соответствующие слова и «обучаясь» роли больного. Это такие сюжетно – ролевые игры как «Поликлиника», «Больница», «Семья».

Ребёнок на улицах города

Знакомя детей с правилами поведения на улицах, рассказываем о правилах дорожного движения, объясняем, для чего предназначен тротуар, проезжая часть, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре. Для этого предлагаем игровые ситуации правильного и неправильного поведения на улице с помощью сюжетно-ролевых игр «Шофёры», «Водитель и пешеходы», игр из крупного строителя и конструктора «Проезжая часть», «Наша улица».

Так же рассказываем детям, как следует переходить дорогу, знакомим с дорожными знаками для пешеходов (переход «зебра», подземный переход). Объясняем, что такое светофор и назначение трёх его сигналов. Закрепляем представления детей о предназначении светофора в игровой форме, используя дидактические игры и пазлы, макет светофора, макет улицы с домами, игрушечные автомобили, куклы-пешеходы.

Во время сюжетно-ролевой игры «Автобус» знакомим детей с правилами поведения в общественном транспорте. С помощью стульев оборудуется салон автобуса, и обыгрываются различные ситуации, распределяя роли – водитель ведёт автобус, объявляет остановки; контролёр проверяет билеты; пассажиры стоят на остановке, проходят через валидатор, входят в салон и выходят из него, вежливо обращаются друг к другу, не толкаются, не кричат.

Обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных: совместном поиске и нахождении выхода из трудной ситуации, совместного обсуждения проблем, ведение диалога, совместного познания, открытия, удивления.

Поэтому хочется подчеркнуть, что помимо педагогов, роль семьи в деле воспитания и обучения детей безопасности огромна и неоценима. Сила и стойкость семейных воздействий связана с тем, что они постоянны и длительны, повторяются в самых разнообразных жизненных ситуациях. В семье имеются объективные возможности включения детей в любую деятельность, где и приобретаются навыки безопасности. Но с другой стороны, семейное воспитание часто бывает односторонним, не последовательным, не систематическим. Поэтому необходимо взаимодействие (сотрудничество) детского сада и семьи.

В нашей группе мы проводим консультации с родителями: «Как научить безопасности ребёнка в игре», «Сказки по безопасности», «Игрушка и ребёнок». В уголках для родителей предлагаем ознакомиться со статьями педагогов и психологов, брошюрами по безопасности, «азбукой для родителей».

В заключении хочу сказать, что формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности значительно расширяет социальный опыт ребёнка, формирует социальную позицию, даёт знания, усовершенствует умения и навыки, готовит к самостоятельной жизни, увеличивает возможность сохранить жизнь и здоровье.

Публикации по теме:

«Оформление уголка по пожарной безопасности в детском саду» (для родителей и детей группы)«Оформление уголка по пожарной безопасности в детском саду» (для родителей и детей группы) В родительском уголке по пожарной безопасности мы разместили следующий материал: "Информация о пожарах и гибели людей", Игры по пожарной.

Организация выездной экскурсии с детьми дошкольного возраста. Забота о детях всегда должна постоянно находиться в центре внимания всех взрослых. Защита жизни и здоровья детей в любых чрезвычайных ситуациях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры в воспитании безопасности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 ноября 2014 в 14:10
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД