МААМ-картинки

Индивидуально-ориентированная программа по уходу ребенка с ТМНР с применением методов альтернативной коммуникации

Светлана Иванощук
Индивидуально-ориентированная программа по уходу ребенка с ТМНР с применением методов альтернативной коммуникации

Министерство социального развития, опеки и попечительства

Иркутской области

Областное государственное бюджетное учреждение

социального обслуживания

«Иркутский детский дом-интернат №2 для умственно отсталых детей»

Индивидуально-ориентированная программа

по развивающему уходу ребенка с ТМНР

с применением методов альтернативной коммуникации

Автор программы :

специалист по комплексной реабилитации:

Иванощук С. А.

Иркутск

2020г.

Пояснительная записка

Публикация «Индивидуально-ориентированная программа по уходу ребенка с ТМНР с применением методов альтернативной коммуникации» размещена в разделах

Для развития ребенка с ТМНР необходимым условием жизнедеятельности является установление близких отношений с ухаживающими за ним взрослыми. Только в таких доверительных отношениях ребенок может почувствовать себя в безопасности и начать познавать окружающий мир. Ребенку с ТМНР сложно самостоятельно улавливать связи между объектами, событиями и символами. Поэтому качество жизни ребенка напрямую зависит от грамотно организованной системы повседневной поддержки. Развивающий уход позволяет помочь ребенку адаптироваться в окружающем мире и как следствие улучшает качество его жизни.

Индивидуально-ориентированная программа по развивающему уходу ребенка с ТМНР с применением методов альтернативной коммуникации направлена на повышение эффективности системы долговременного ухода. Определяется содержанием специальной индивидуальной программы развития (СИПР, рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК, комплексной диагностикой психофизических возможностей ребенка.

Рабочая программа включает в себя сопряженную педагогическую помощь, направленную на формирование у ребенка необходимости в общении, которое предполагает передачу информации окружающим о собственных желаниях и потребностях. Обучение воспитанника способам общения при помощи альтернативных средств (жесты, карточки PECS, электронные пособия с голосовыми синхронизаторами) призвано облегчить социальную коммуникацию ребенка.

Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у данного ребенка. Программа учитывает специфические особенности моторно-двигательного, эмоционально-личностного, сенсорного, речевого развития ребенка с ТМНР.

Работа по реализации данной программы расчитана на 1 календарный год. Начальный этап осуществляется по результатам логопедической, психолого-педагогической диагностики. Занятия со специалистом по комплексной реабилитации проводятся 1 раз в неделю по 20-30 минут. Введение карточек в ежедневный обиход осуществляется систематически в течение всех режимных моментов помогающим специалистом («близким взрослым»). Для перехода на последующий этап обучения проводится мониторинг (срез) знаний, умений и навыков по освоению ранее предложенного материала.

Цель программы :

реализация мероприятий по развивающему уходу и формированию коммуникативных компетенций посредством альтернативной коммуникации, способствующей повышению качества жизни воспитанника.

Задачи программы :

- формирование представлений ребенка об окружающем мире;

- обучение способам общения с помощью средств альтернативной коммуникации (жесты, карточки PECS, электронные пособия с голосовыми синхронизаторами);

- мотивирование ребенка к коммуникативному общению;

- развитие познавательных способностей воспитанника;

- формирование базисных функциональных навыков коммуникации;

- привитие ребенку культуры общения с окружающими.

Альтернативная коммуникация включает :

- язык жестов;

- коммуникативная папка для карточек, набор карточек PECS (набор карточек для девочки, набор повседневные действия, фрукты, игрушки и т. д., магнитное учебное пособие, расписание, карточки поощрения, брелок для девочки);

- электронная система «Tobii» (управление компьютером при помощи взгляда).

Принципы развивающего ухода воспитанника при реализации программы :

- принцип уважения личности ребенка – принятие ребенка со всеми присущими ему особенностями, внимательное отношение к его чувствам и потребностям, предоставление возможности свободного выбора и личной самостоятельности;

- принцип индивидуального подхода – учет индивидуальных особенностей, интересов и потребностей воспитанника на протяжении всех этапов реализации программы;

- принцип ориентированности на формирование основных жизненных компетенций – стимулирование к появлению навыков, необходимых ребенку в повседневной жизни;

- принцип развития собственной активности ребенка – формирование активности воспитанника к выражению своих желаний и потребностей;

- принцип комплексного воздействия – согласованность действий специалистов.

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития утвержденный приказом № 1599 Министерства образования и науки Российской Федерации 19 декабря 2014 года и АОП обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития.

4. САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», постановление от 10 июля 2015 года № 26.

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

6. Письма Минобрнауки России от 11 марта 2016 года № ВК – 452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».

7. Устав ОГБУСО «Иркутский детский дом – интернат № 2 для умственно отсталых детей».

8. Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития «Путь к независимости».

9. Положение о разработке и реализации СИПР воспитанников с интеллектуальной недостаточностью и ТМНР.

Индивидуальный учебный план

Виды деятельности Общее количество занятий

(на 1 каледарный год) Количество занятий в неделю

Индивидуальные занятия по развитию альтернативной коммуникации со специалистом по комплексной реабилитации 40 1

Введение карточек в ежедневный обиход помогающим специалистом («близким взрослым») систематически в течение всех режимных моментов

Календарно-тематическое планирование

Графический символ Количество занятий Дата проведения

Подготовительный этап.

Цель: Выработка необходимых базисных навыков для освоения работы с карточками PECS. Соотнесение карточки с ее значением.

Знакомство с предметными карточками (фрукты, игрушки, части тела) 2 сентябрь

Знакомство с карточками действиями (спать, умываться, есть и т. д.) 2 сентябрь

I этап: Работа с мотвивационными символами, отражающими предметы и действия.

Цель: «отработка» репертуара интересов ребенка, введение необходимых карточек-сиволов (предметы, действия); стимулировать ребенка отвечать на вопросы «да» - «нет», «хочу» - «не хочу» (зрительным контактом, жестом) о предметах, действиях, которые он желает получить.

Фрукты: яблоко, апельсин, банан, груша

Действия: «Хочу» - «Не хочу», «Дай»

Работа с брелком: «Да» - «Нет», «Пить» 4 октябрь

Игрушки: мячик, кукла, конструктор, пазлы

Действия: «Хочу» - «Не хочу», «Дай», «Играть»

Работа с брелком: «Да» - «Нет», «Кушать» 4 ноябрь

Части тела: рука, нога, голова, живот, рот, нос, глаза, ухо

Действия: «Покажи», «Болит»

Работа с брелком: «Да» - «Нет», «Спать» 4 декабрь

II этап: Работа с набором карточек-символов, обозначающих событие-расписание.

Цель: соотнесение карточки с необходимым режимным моментом; структурирование своей жизнедеятельности.

Действия: «Умываться», «Мыться», «Спать», «Кушать»

Работа с брелком: «Да» - «Нет», «Кушать» 4 январь

Действия:

«Гулять», «Играть», «Заниматься», «Смотреть мультфильмы»

Работа с брелком: «Да» - «Нет», «Гулять» 4 февраль

Действия: «Делать зарядку», «Ходить в туалет»

Работа с брелком: «Да» - «Нет», «Хочу в туалет»

4 март

III этап: Выбор между двумя карточками.

Цель: отработка дополнительных навыков коммуникации; стимулирование ребенка выражать свои желания, просьбы с помощью карточек-стимулов.

Просьба о помощи:

«Мне нужна помощь», «Помоги мне»

Работа с брелком: «Да» - «Нет»,

«Жди» 4 апрель

Просьба о помощи:

«Я хочу в туалет», «Помоги мне»

Работа с брелком: «Да» - «Нет», «Помоги» 4 май

Просьба о помощи:

«Я хочу мыться», «Помоги мне»

Работа с брелком: «Да» - «Нет», «Мне плохо» 4 июнь

Просьба о помощи:

«Я хочу играть», «Поиграй со мной»

Работа с брелком: «Да» - «Нет», «Слишком громко» 4 июль

Просьба о помощи:

«Я хочу гулять»,

«Погуляй со мной»

Работа с брелком: «Да» - «Нет», «Жди» 4 август

Просьба о помощи:

«Я хочу одеться»,

«Помоги мне»

Работа с брелком: «Да» - «Нет», «Хочу уйти» 4 сентябрь

Рекомендации помогающим специалистам («близкому взрослому») : осуществлять введение карточек в ежедневный обиход ребенка систематически в течение всех режимных моментов используя графические символы, размещенные в коммуникативной папке, брелке.

Ожидаемый результат:

- улучшение качества жизни ребенка;

-освоение и использование ребенком введенных карточек PECS в повседневной жизнедеятельности;

-умение ребенка показывать глазами (рукой) желаемую карточку или желаемое действие;

- соотнесение ребенком карточки с ее значением;

- присутствие у ребенка «базового доверия» к окружающим;

- проявление желания ребенка к общению с ближайшим окружением.

Дидактический материал к темам занятий:

- коммуникативная папка для карточек;

- набор карточек PECS (набор карточек для девочек, набор повседневные действия, фрукты, игрушки и т. д.);

- магнитное учебное пособие;

- расписание;

- карточки поощрения;

- брелок для девочки.

Условия реализации потребности в развивающем уходе :

- оказание полноценной помощи ребенку, забота о комфортности, направленная на улучшение качества жизни ребенка;

- совершенствование культурно-гигиенических навыков ребенка;

- поддержка жизненно важных функций организма воспитанника;

- реализация коммуникативных и социально-эмоциональных потребностей (создание комфортной окружающей обстановки, восполнение недостатка личного общения).

Специалисты, участвующие в разработке и реализации программы :

Зам. директора по РВР: Л. Е. Косиченко

Зав. отделением Милосердия: Г. А. Безотечество

Специалист по комплексной реабилитации: С. А. Иванощук

Инструктор ЛФК : Е. В. Иванов

Младшие медицинские сестры (помогащие специалисты)

Технические и электронные средства обучения: персональный компьютер, электронная система «Tobii» (управление компьютером при помощи взгляда).

Учебно-методическая литература :

А. Л. Битова, О. С. Бояршина «Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития», М. Теревинф, 2018 год.

Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен «Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию», М. Теревинф, 2018 год.

АДОП «Путь к независимости».

Публикации по теме:

Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников»Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников» Тема: «Индивидуально-образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольников». Из опыта работы с детьми подготовительной.

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речиИспользование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речи Семинар-практикум дефектологов Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Тема: «Использование.

Индивидуально-дифференцированный подход в процессе подготовки к музыкальным театральным постановкам Индивидуально – дифференцированный подход в процессе подготовки к музыкальным театральным постановкам. От форм организации зависит обучение.

Консультация для любителей орхидей «Советы по уходу за фаленопсисами в домашних условиях»Консультация для любителей орхидей «Советы по уходу за фаленопсисами в домашних условиях» Дорогие друзья, доброе время суток! Фаленопсис получил особое распространение по всему земному шару. Ароматные пестрые цветы в форме.

Консультация для педагогов «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Консультация для педагогов. «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Зайцева Е. М. Консультация для педагогов.

Личностно ориентированная модель педагогического взаимодействия с дошкольниками Концепция дошкольного воспитания выдвинула в качестве основного направления перестройки системы образования гуманизацию воспитательной работы.

Индивидуально-подгрупповое занятие с детьми подготовительной логопедической группы «Путешествие снежинки»Индивидуально-подгрупповое занятие с детьми подготовительной логопедической группы «Путешествие снежинки» Индивидуально-подгрупповое занятие с детьми подготовительной логопедической группыДифференциация звуков [С]и [Ш]Цели: Коррекционно-образовательная:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуально-ориентированная программа по уходу ребенка с ТМНР с применением методов альтернативной коммуникации
Опубликовано: 6 января 2024 в 08:53
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД