МААМ-картинки

Приобщение детей к русской народной культуре

Ирина Гудзий
Приобщение детей к русской народной культуре

Индивидуальный план работы по самообразованию

Цель:

• Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности изучаемой темы.

• Воспитание гармонично развитой личности ребенка.

Задачи:

• Формирование у воспитанников личностной культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Публикация «Приобщение детей к русской народной культуре» размещена в разделах

• Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русской народной культуры, традиций.

• Ориентировать членов семьи на духовно-нравственное воспитание детей.

• Составить картотеку народных игр и забав, малых жанров фольклора и др.

• Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки в процессе знакомства с произведениями народного творчества.

Актуальность.

«Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен»

Н. М. Карамзин.

Актуальность выбранной мною темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа.

В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх. В этой связи народный язык начинает терять свою эмоциональность. Наблюдается сведение к минимуму интереса детей к истории, культуре, творчеству русского народа.

Материальные ценности начинают доминировать над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, патриотизме.

Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.

Через народные истоки ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. К тому же это дает возможность нашим детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.

Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня возникает необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре.

Практические выходы

1. Проведение мастер-класса для педагогов. Тема: «Тряпичная кукла».

2. Консультация для педагогов на тему: «Важность приобщения детей к истокам русской народной культуры», «Влияние русских народных сказок на воспитание детей».

3. Оформление картотеки «Зимние забавы», «Русские народные пословицы и поговорки».

4. Выставка работ. Тема: «Русская матрешка», «Русские красавицы», «Люблю березку русскую».

5. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Истоки русской народной культуры», «Роль куклы в воспитании дошкольников», «Как правильно читать сказки», «Любовь к родному краю». Оформление памятки «Основные семейные традиции» и рекомендации «Русская мудрость в воспитании». Оформление папки-передвижки. Тема: «Матрешка и её история», «История русского наряда».

Месяц Формы работы

с детьми индивидуальная с педагогами с родителями

Сентябрь Разработка проекта.

1. Подобрать литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности детей.

2. Заинтересовать детей и родителей темой, ориентировать их к совместной деятельности, направленной на достижение цели.

3. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.

4. Составить перспективный план мероприятий. Ознакомление с планом работы на год по теме

Октябрь Знакомство с русской избой

1. Рассматривание иллюстраций на тему: «Русская изба».

2. Просмотр презентации «Русская изба. Предметы быта»

Знакомство с русской печкой.

3. Знакомство с глиняной посудой, используемой на Руси (рассматривание иллюстраций посуды как предметов быта)

4. Лепка горшка и чашки.

5. Знакомство со сказкой «Три медведя» Подбор иллюстраций на тему: «Русская изба», «Русская печка», «Глиняная посуда».

Подготовка презентации: «Русская изба. Предметы быта», «Русская печка»

Подбор народных сказок для чтения

Демонстрационный материал «Предметы старины Консультация на тему: «Важность приобщения детей к истокам русской народной культуры» Папка – передвижка по теме: «Как приобщить ребенка к русской культуре»

Приобретение книг «Русские народные сказки»

Ноябрь Знакомство с народной игрушкой- «Матрешка», как с символом русского народного искусства.

1. Раскрашивание шаблонов заготовок «Матрешка»

2. Знакомство с русской народной сказкой «Лисичка со скалочкой» ( цель: познакомить с предметом обихода – скалкой).

3. Лепка «Скалочка»

Дидактическая игра «Матрешка» Подбор иллюстраций по росписи матрешек.

Изготовление картотеки дидактических игр о народной культуре Папка передвижка + сказки Сообщение для родителей по теме: «Матрешка и её история».

Декабрь Знакомство детей с русскими народными зимними играми.

Рисование: «Морозные узоры».

3. Аппликация: «Ёлочные игрушки».

4. Народная игра «Я гуляла с вами, теперь села в сани».

5. Пальчиковая игра «Перед нами ёлочка».

Создание альбома «Морозные узоры»

Подбор народных игр, пальчиковых игр

Оформление альбома (и выставки)

«Ёлочные игрушки» картотека «Зимние забавы» Фото елочных украшений русского народа

Январь Знакомство детей с тряпичной куклой, их разновидностями.

1. Рассматривание презентации «Игрушки на Руси»

2. Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос». Подготовка презентации «Игрушки на Руси»

Оформление картотеки закличек Мастер – класс по изготовлению тряпичной куклы Консультация «Роль куклы в воспитании дошкольников».

Обсуждение игрушек, в которые играли бабушки и дедушки

Февраль Знакомство с народными праздниками и традициями.

1. Лепка: «Блины для Масленицы».

2. Слушание р. н. песни «Ой, блины мои, блины».

3. Беседа о традиции охраны родной земли, своей Родины.

Интеллектуально-творческая игра «О русских обычаях, традициях и народном творчестве»

Знакомство с потешным фольклором —дразнилками, скороговорками, небылицами.

4Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц. Подбор иллюстраций о народных праздниках, традициях

Оформление картотеки дразнилок, скороговорок, небылиц

Создание интеллектуально-творческой игры «О русских обычаях, традициях и народном творчестве» Оформление сборника «Русские народные пословицы и поговорки» Рекомендация «Русская народная мудрость в воспитании».

Март Знакомство с русским народным костюмом, ознакомление с понятиями «праздничная» и «домашняя» (будничная) одежда.

1. Чтение К. Ушинский «Как рубашка на Руси выросла»

2. Рисование: «Русские красавицы».

3. Д/ и с бумажными куклами Рисование: «Русские красавицы».

4. Объяснение пословиц: «Сердце матери лучше солнца греет», «При солнышке тепло, при матери добро», «Нет милее дружка, чем родная матушка».

«Весна, весна, поди сюда!»

5. Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне. Подбор иллюстраций, картин на тему «Русский народный костюм»

Подготовить презентацию по теме.

Изготовление дидактической игры с бумажными куклами

Оформление картотеки загадок Папка-презентация «История русского наряда»

Апрель Знакомство с народными играми.

1. Игра «Чьё яйцо дольше прокрутится», «Стуканье яиц».

2. Лепка: «Козонька рогатая, козонька бодатая».

3. Чтение сказок «Два козлика», «Две козочки».

4. Игра «Шла коза по лесу».

5. Викторина «Сказки нашего детства». Оформление картотеки русских народных игр Консультация «Влияние русских народных сказок на воспитание детей» Консультация для родителей на тему: «Как правильно читать сказки».

Май Знакомство с природой России

1. Рисование: «Люблю берёзку русскую…».

2. Беседа: «Что мы Родиной зовем? Край, в котором мы растем, и березки, вдоль которых рядом с мамой мы идем».

3. Просмотр презентации «Моя родина – Россия»

Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.

1. Музыкально-хороводная игра «Ай, да березка белая»

2. Слушание русской народной песни «Ах ты, березка».

3. Знакомство с балалайкой, дудочкой.

4. Рассказ о глиняной свистульке.

5. Лепка свистулек.

6. Раскрашивание свистулек.

7. Дидактическая игра «Угадай по звуку».

8. Слушание русских народных мелодий и песен («Плясовая», «Весёлая русская», «Во поле берёзка стояла», «Порушка-Пораня», «Барыня», «Как на тоненький ледок», «Во кузнице», «Солдатушки, бравы ребятушки»). Подбор картин о русской природе

презентации «Моя родина – Россия»

Оформление альбома «Народные инструменты»

Пословицы и поговорки о балалайке. Консультация «Мы живём в России»

Изучение методической литературы по теме самообразования

1. Берсенева Л. Хранители традиций народной игрушки /Дошкольное воспитание-№7-2007С.

2. Князева О. П., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санкт-Петербург, 1999.

3. Мацкевич М. Дорогами сказки. // Дошкольное воспитание-№3-2007-с. -46-52

4. Рякина И. В. «Народные праздники» Екатеринбург, 2011г

5. Соломенникова О. А. «Радость творчества» М. :Мозаика-синтез, 2008г

Публикации по теме:

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение)Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение) Начав проект "Приобщение детей к русской народной культуре", я очень им заболела. Теперь все мои мысли о том, что ещё можно приобрести,.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеемПриобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеем Сегодня много говорят о воспитании моральных и нравственных качеств, что ведет к необходимости вернуться к наилучшим традициям нашего народа.

Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет)Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет) Зимние святки. Один из наиболее известных и почитаемых на Руси праздников - Рождество Христово. Рождество - день рождения Христа. Празднование.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» Познавательно-исследовательский проект «Приобщение детей к русской народной культуре». Автор проекта: Голоева Р. Т. Продолжительность проекта:.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: творчески - игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - апрель2020г). Участники проекта: • воспитатель.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение детей к русской народной культуре
Опубликовано: 15 марта 2023 в 09:01
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД