МААМ-картинки

Индивидуальный план развития по краеведению.

Татьяна Башинская
Индивидуальный план развития по краеведению.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с природой, бытом, историей и культурой родного края.

Воспитание любви к Родине.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края?

Публикация «Индивидуальный план развития по краеведению,» размещена в разделах

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца», так говорил К. Паустовский. Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги. Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе множество заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой славится своим прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря. В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, передовые рабочие. Дошкольники должны иметь представление о героях гражданской и Великой Отечественной войн, защищавших их родной край. В старших группах дошкольного учреждения уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края. Почувствовав свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы неверно, знакомя детей с родным краем, ограничится показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае, как части большой страны – России, в котором они живут.

Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит свое отражение то, что типично, характерно для всей страны:

- люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, в полях и т. д., они всегда готовы помочь друг другу;

- в родном городе, районе, селе, как и в других местах соблюдаются народные традиции: отмечают общенародные и знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т. д. ;

- здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях;

- в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;

- здесь, как и по всей стране, люди должны беречь и охранять природу;

- каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение к труду, интерес к культуре родного народа. Воспитатель должен так организовать пополнение знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствует развитию образного и логического мышления ребенка. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни, стихи о родном крае, о подвигах и труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому. Во время прогулок в лес, в поле к реке взрослый учит видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребенка. С малых лет ребенок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего отечества. Это чувства должно возникнуть еще до того, как ребенок осознает понятие «родина», «государство», «общество».Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, города, поселка. Изучать с детьми места, где живешь, любишь бродить по знакомым улицам, знать чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье.

Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения дошкольников к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами (близкой истории, памятниками погибшим воинам, посещение краеведческого музея, музея изобразительных искусств и др.

Семья – первый коллектив ребенка. И в нем он должен чувствовать себя равноправным членом. Постепенно ребенок понимает, что он частица большого коллектива – детского сада, школы, а затем и нашей республики, страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств, умения любить родной край, страну, умения беречь природу, приобщаться к культуре родного края.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты Старший дошкольник должен знать название своего города и своей улицы, в честь кого она названа, знать почтовый адрес, путь от дома до детского сада, ориентироваться в ближайших улицах; Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края. Дошкольное детство - пора открытий. Задача взрослых - помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Взрослые, гуляя с дошкольником, каждый раз находят объект для наблюдения. Вот ребенок видит свою улицу утром, когда идет в детсад. Это улица деловая, размеренно спешащая, с группками людей на троллейбусных и автобусных остановках. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей - бездонно темным, витрины магазинов - особенно нарядными. Ребенок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, с лужицами-зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озаренную светом, и осеннюю - с серыми дождями. А сколько радости возникает у дошкольника при виде предпраздничной улицы, украшенной флагами, транспарантами, гирляндами цветов и огней! Все это впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ракурсах, открывая новое в привычном, обыденном. Так ребенок с помощью близких всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и праздничную жизнь родного города.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

Цель :помочь каждому ребенку понять, что значит для него Родина» Формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.

Задачи :

1. Воспитывать в детях любовь, привязанность, уважение к семье, горожанам.

2. Знакомить с понятием «Родина-Россия» через ознакомление с родным домом, родным городом, родным краем. Развивать познавательный интерес к изучению родного города, края.

3. пробуждать интерес к историческим фактам, осознание ценности событий в жизни человека детского сада города страны.

4. Приобщать к русской народной культуре через устное народное творчества, изобразительное искусство, музыкальное развитие

5. Знакомить с природой родного края, воспитывать осознанно правильное отношение к окружающему миру, родной природы. Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства города, края.

6. Формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве

7• Создать условия для развития продуктивной деятельности детей через рисование, аппликацию, художественный труд развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;

Работа с родителями:

Оформление альбомов

“Достопримечательности моего города”,

«Хлеб – всему голова!»,

Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»

Оформление дидактических игр по краеведению :

“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»

Консультация для родителей

«Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ»

Проведение игротек для детей

Совместные проекты по теме краеведения

Основные организационные формы:

• непосредственно-образовательная деятельность;

• в свободной деятельности;

• целевые прогулки по городу;

• экскурсии с различной тематикой о городе;

• праздники, развлечения;

• тематические выставки;

Тематические дни

Сентябрь-«Волшебный сундучок»

Октябрь-«Русская народная игрушка»

Ноябрь-»Родной дом»(на основе авторской сказки «Данилкин дом»)

Декабрь-«Русская народная игра»

Январь -В гостях у Бабушки-Загадушки»

Февраль-«Моя родная улица (на основе авторской сказки «Данилкина улица»

.Март-«Русская народная песня».

Апрель:-«Сказка вокруг гас» (на основе авторской «Сказки о холодном сугробе»

Май-«Город мой родной»

Методы и приемы:

• диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;

• игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;

• проблемные ситуации;

• проектирование;

• конкурсы, викторины;

• экспериментирование;

• коллективно-творческие дела;

• наблюдения;

• целевые прогулки и экскурсии;

• рассматривание картин, иллюстраций

Ожидаемый результат:

Дошкольники будут знать:

• Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения.

• Наиболее важные исторические события истории родного города и края.

Знать прошлое своих предков :жилище, одежду, культуру, народные игры.

Дошкольники будут уметь:

• Вести самостоятельные наблюдения в природе.

• Узнавать изученные растения и животных.

• Работать с элементами народного творчества.

• Применять игры разных народов края для организации собственного досуга.

• Творчески мыслить и рассуждать.

Методическая работа:

Открытое занятие мероприятие игротека с родителями «народные игры наших бабушек и мам»

• Выставка продуктов детской деятельности

• Составление перспективного плана по краеведению

• информационный материал для педагогов «Как знакомить дошкольников с историей и культурой родного края»

• работа с социумом (музеем)

• оформление краеведческого центра «С чего начинается Родина»

Перспективный план работы по ознакомлению с родным краем в старшей группе

месяц Содержание работы

Сентябрь 1. Моя семья-моя радость Беседа с творческим заданием Цель:. Формировать образ мира семьи, актуализировать эмоциональный опыт в семейных взаимоотношениях. Развивать доброжелательность, терпимость, понимание

2. Наш детский сад. Кто работает в детском саду

3. 3накомство с календарем наблюдений Отметить сезонные изменения в природе родного края.

4. Тематический день «Волшебный сундучок» Добрая пословица ко времени молвится. Познакомить с русскими пословицами. Рассказать детям о их значении и смысле. Воспитывать любовь к малому фольклору. Развивать словарный запас.

Октябрь 1. Пот на спине –так и хлеб на столе. Цель: Дать понятие об осенних полевых работах. Рассказать о значении хлеба. Поговорить о труде хлебороба, о технике, которая используется на полях. Познакомить со старинными орудиями труда –серп, цеп, жернов и др. проследить путь хлеба от поля до стола.

2 «В гостях у предков» сказочный марафон. Продолжить знакомство с жилищем человека в старину, внутренним его убранством, предметы мебели. Гончарное искусство, познакомить с народным промыслом изготовления посуды из глины

3. «Мы все такие разные» Конкурс рисунков. Формировать представление о том, что на Земле много стран и разных народов; воспитывать уважение к людям разных национальностей, стремление жить в мире и дружбе со всеми народами

4. Тематический день»Русская народная игрушка» Задачи: познакомить с русской народной игрушкой. Способствовать эмоциональному восприятию детьми ожидаемых событий. Воспитывать у детей интерес к русскому народному искусству.

Ноябрь 1.«Природа вокруг нас» Природы увяданье. Продолжить знакомство с природой родного города осенью: классификация, внешний вид, особенности природы осенью. Пробудить чувство прекрасного к родной природе.

2. Тематический день Родной дом. Мои родители Дом, дом открой свою тайну. Познакомить с понятием дом – жилище человека, с различными видами: курень, изба, хата. Обратить внимание на материалы, из которых они строились.

3. Улетели, птицы, улетели. Цель: Формировать представление о птицах нашего края и города, беседа об изменениях в природе. Природоохранная деятельность. Правила поведения в природе.

4. Игра –путешествие»Доставляй людям радость добрыми делами. Что за обед, коли каши нет. Познакомить детей с продуктами питания в старину, рассказать о пользе каш. Познакомить с разновидностями зерновых культур, выращиваемых на Кубани. Продолжить разговор о правильном питании.

Декабрь Тематический день «Русская народная игра». В какие игры играли мамы, папы, бабушки и дедушки Задачи: Закрепить и уточнить знания о русской народной игре. Учить понимать событие игры, которое переживают участники. Развивать элемент борьбы, состязания. Воспитывать осторожность, взаимовыручку.

2. «История города в названиях улиц» презентация исследовательских семейных проектов люди каких профессий живут в нашем городе. Воспитывать любовь к малой Родине; познакомить с жизнью, бытом и культурой ; развивать познавательный интерес к истории своего города

3. Как зимуют птицы? Расширять представления о зимних природных явлениях, приспособленности птиц к жизни зимой, пробуждать эстетические чувства, связанные с красотой русской зимы.

4. Как живут комнатные растения зимой Учиться распознавать растения ближайшего окружения, сравнивая их по характерным признакам (внешнему виду) Способствовать появлению у детей стремления пожалеть растение, действенно ему помочь. Развивать умение поливать растение, используя модель трудового процесса

Январь 1. В гостях у бабушки-Загадушки» Задачи: Учить отгадывать и придумывать загадки на заданную тему. Развивать творческое воображение. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

2. Я и моё имя. Познакомить с историей русских имён, со значением имени для человека; научить вежливо обращаться друг к другу, знакомиться.

3. Одежда зимняя, летняя. Одежда наших бабушек и дедушек. Профессия швея. Выступает будто пава. Познакомить с народной женской одеждой: русским сарафаном. Виды женской одежды, вышивка, для чего служила. Познакомить с народным промыслом – вышиванием,

Февраль 1. Зимние забавы. Закрепить знания о сезонных изменениях природы, умение рассказывать о приметах зимы, называть зимние игры, воспитывать любовь к родному городу, краю.

2. Кому нужна моя помощь?» Разведка добрых дел. Расширять представления о диких животных, их признаках: плотоядные, травоядные. Животные Красной книги Охрана природы.

3. Тематический день «Моя родная улица» Закрепить знание названия родной улицы. Домашнего адреса. Закрепить умение называть здания, расположенные на родной улице. Рисовать свою улицу.

4. Домашние животные условия жизни летом и зимой. Каков хозяин, таков и скот. Продолжить формировать представление о домашних животных, отношение к животным, для чего служил скот в старые времена. Познакомить с сельскохозяйственными профессиями: доярка, пастух, скотник, птичница.

Март 1.«Кто живет с нами рядом» знакомство с народами края Будем жить в ладу. Формировать представление о том, что на Земле живёт много народов, разных стран, воспитывать уважение к людям различных национальностей, стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира.

2. Мамина профессия. Моя мама. Разъяснить смысл слова «мама», что оно означает для каждого человека на земле: показать образ матери у каждого народа.

3. Русская народная песня «Традиции нашего народа» праздники, развлечения. Задачи: Обогащать знания о русской народной культуре. Учить понимать настроение русской народной песни, ее характер. Развивать интерес к песне. Воспитывать эстетические чувства дошкольников

4. «Масленица блинная. Продолжить знакомство с народными праздниками – Масленицей, историей праздника, обычаями и традициями, связанными с Масленицей. Проводы зимы.

Апрель 1. тематический день «Сказка вокруг нас» Задачи: Формировать умение свободно мыслить. Развивать творческое начало. Воспитывать добрые и нежные чувства к окружающей природе.

2. Перелетные птицы. Птицы нашего края Грач на горе –весна на дворе. Продолжить знакомство с птицами. Их классификация, рассказ о прилёте птиц, постройке гнёзд. Охрана природы.

3. Транспорт нашего города Транспорт наземный воздушный водный «Я шофером стать хочу, пусть меня научат» Воспитывать любовь и уважение к труду, Развивать интерес к профессиям родителей расширять словарный запас

4. природа родного края. Опасный лед Расширять представления о весенних природных явлениях, о жизни животных весной пробуждать эстетические чувства

Май 1. Инструменты-помощники человека в труде 2. Творческая деятельность «Пусть цветы радуют глаз Закрепить и обобщить знания детей о временах года, сезонных изменениях в России, воспитывать любовь к родной природе, чувство восхищения её красотой и многообразием.

3. Правила поведения в природе

4. Тематический день «Город мой родной» «С чего начинается Родина?»». Мой замечательный город (просмотр фильма)Цел. Продолжить знакомство с родным городом, памятные места, Куртамыш вчера и сегодня. Человек без Родины, что соловей без песни. Формировать понятия «Родина малая», «родной город», «родная земля».

Публикации по теме:

Индивидуальный маршрут профессионального развития педагога. 2015-2016 1. Составление плана работы по самообразованию на тему: «Развитие математических представлений у дошкольников средствами информационных.

Индивидуальный план профессионального развития Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МБДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №12 «БУРАТИНО» БАЛЫКОВОЙ ТАТЬЯНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ,.

Индивидуальный план профессионального развития педагога Индивидуальный план профессионального развития на 2015-2020 годы Шаеховой Г. И., воспитателя по обучению татарскому языку МАДОУ «Детский.

Индивидуальный план работы по самообразованию «ТРИЗ технология как система развития креативной личности ребенка» Титульный лист Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «ТРИЗ технология как система развития криативной личности ребенка».

Индивидуальный план работы с ребенком с ЗПР Направление деятельности Образовательные задачи по формированию навыков и умений в соответствии с ФГТ Коррекционно-развивающие задачи по.

Индивидуальный план в межаттестационный период Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносельский детский сад «Ак каен» «Утверждено»: Заведующий МБДОУ «Ак.

Индивидуальный план воспитателя Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Алтынчеч» города Буинска муниципального.

Методическая разработка «Индивидуальный маршрут развития ребёнка» Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника. Группа: Ф. И. О. воспитанника: Дата рождения: Возраст: Дата составления маршрутного.

Автор публикации:
Индивидуальный план развития по краеведению.
Опубликовано: 17 февраля 2017 в 10:41
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД