Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Индивидуальный подход к детям в процессе трудового воспитания»

Елена Романова
Консультация для воспитателей «Индивидуальный подход к детям в процессе трудового воспитания»

Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входит в круг проблем современного общества.

Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.

Публикация «Консультация для воспитателей „Индивидуальный подход к детям в процессе трудового воспитания“» размещена в разделах

Всестороннее развитие каждого человека – программная цель нашего общества. Каждый человек должен иметь возможности выявить себя, в этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество.

Индивидуальный подход не разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере.

Индивидуальная работа - это деятельность воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к детям в обучении и воспитании. Очень важно в современных условиях индивидуальной работу с детьми, использовать практические рекомендации, советы по реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов. Эффективность индивидуальной работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом о том, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием умственных, физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, воспитатель определяет методы и формы воздействия на личность каждого ребенка. Все это требует от педагога не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе. В индивидуальной работе с детьми воспитатели руководствуются следующими принципами:

- уважение самооценки личности ребенка;

- вовлечение ребенка во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств его характера;

- постоянное усложнение и повышение требовательности к воспитаннику в ходе избранной деятельности;

- создание психологической почвы и стимулирование самообучения и самовоспитания.

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии.

Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.

При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание во всех видах деятельности и общая работоспособность. Нужно знать раннее перенесенные заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, а также сказываться на участие в различных мероприятиях.

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении. Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности.

Изучение детей должно охватывать также ознакомления с условиями домашней жизни и воспитания, их увлечения и контакты, которые оказывают значительные влияния на их воспитание и развитие.

Правильная организация трудового воспитания ребенка с самого раннего детства служит надежной основой для его дальнейшего развития. В организации трудового воспитания детей дошкольного возраста в подборе методов и наиболее эффективных приемов работы индивидуальный подход является закономерностью. И начинать его нужно с изучения индивидуальных особенностей всех детей группы, в данном случае – с изучения уровня трудовых навыков. Очень важно знать эти особенности, т. к. завышенные требования приводят к тому, что дети устают, теряют уверенность в свои силах и в связи с перегрузкой возникает негативное отношение к любому трудовому процессу.

Необходимо согласовывать требования к ребенку со стороны детского сада и семьи, чтобы они были едиными. Для этого необходимо изучить: традиции трудового воспитания сложившиеся в семье; познакомить родителей с возможностями трудового воспитания в семье и детском саду; побуждать взрослых знакомить детей с домашним и профессиональным трудом, показывать его результаты; привлекать внимание родителей к различным формам совместной с детьми трудовой деятельности в детском саду и дома; ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной различным профессиям; проводить совместно с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада

Соблюдение этих условий во многом обеспечивает успех в правильном трудовом воспитании.

Индивидуальные проявления в трудовой деятельности - очень характерные качества, которые показывают не только отношение ребенка к труду, его умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности, его «общественное» лицо - готовность помочь товарищам, трудиться не только для себя, но и для других.

В нашем дошкольном образовательном учреждении проводится большая работа по развитию у детей трудовых навыков. Однако в основном во всех программах учитываются только возрастные особенности и не принимаются во внимание индивидуальные проявления развития каждого ребенка.

В своей работе я использовала методику развития трудовых навыков у дошкольников основанную на следующих положениях.

Знание возрастных особенностей и возможностей детей.

Диагностика и учет уровня сформированности трудовых навыков каждого ребенка.

Сбалансированный охват всех сторон развития ребенка.

Осознанное отношение педагогов и родителей к развитию детей.

Взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу.

Работа по трудовому воспитанию включает в себя :

- организацию практической деятельности

- ознакомление детей с трудом взрослых

- обучение умению называть трудовые действия, профессии

- обучение уходу за растениями, животными

- обучение ручному труду

- изготовление коллективных работ

- формирование умения использовать поделки в игре

Воспитатели детского сада хорошо владеют фронтальными формами работы. Наибольшую трудность вызывают планирование и организация индивидуальной работы с детьми.

Индивидуальный подход требует большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных проявлениях. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребенка.

Правильное планирование и эффективное проведение работы по общему развитию детей конкретной группы возможно только тогда, когда воспитатели знают возрастные особенности и умеют соотнести с ними индивидуальные особенности каждого ребенка.

Публикации по теме:

Презентация проекта «Знаки дорожные-помощники надёжные!» Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Одна из задач нашего дошкольного.

Статья «Основы игровых технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Индивидуальный подход к детям в процессе трудового воспитания»
Опубликовано: 20 февраля 2014 в 19:19
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД