Михаил Иванов
Индивидуальный урок при обучении детей спортивно-прикладному фехтованию
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный урок является основным средством обучения в фехтовании и практически не используется в других видах единоборств. Пожалуй, единственными аналогами можно считать работу на лапах в боксе и на падах в муай тай. Тем не менее, занимаясь палочным и ножевым боем, особенно их спортивными вариантами, было бы правильно включить в тренировки этот методический прием (или, хотя бы, его элементы).
Публикация «Индивидуальный урок при обучении детей спортивно-прикладному фехтованию» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Что же такое индивидуальный урок? Вот, что пишет об этом В. А. Аркадьев: «Индивидуальный урок – это организованный педагогический процесс, проводимый преподавателем (тренером) с одним занимающимся. Характерной чертой индивидуального урока являются активные действия преподавателя, который в ходе урока выступает в роли действующего, а иногда бездействующего противника. Вследствие этого обучение и тренировка носят характер, свойственный самой природе фехтования, то есть они проводятся в обстановке единоборства, подчас максимально приближенной к боевой. В зависимости от цели урока и уровня подготовленности занимающегося, преподаватель создает различные боевые ситуации, в которых ученику приходится действовать с максимальным использованием своих физических, технических и тактических возможностей» [3].
Так что же может дать индивидуальный урок при занятиях ФБИ? Начнем с того, что если мы занимаемся с физкультурно-оздоровительными целями или изучаем арнис (эскрима) как традиционное боевое искусство, то в индивидуальном уроке нет никакой необходимости. Другое дело, если преследуются цели научить применять изученные техники в поединке, особенно в спортивном.
Наверное, каждому тренеру знакома ситуация, когда ученики «отказываются» правильно выполнять технику, а при работе над тактикой поединка стремятся любое упражнение превратить в свободный бой. В такой ситуации, как правило, показы правильных вариантов выполнения упражнений и приемов, объяснений почему надо делать так, а не иначе, замечания и т. п. имеют низкий эффект. И действительно, в групповом уроке очень трудно исправить подобные недостатки. Конечно, можно было бы встать с учеником в спарринг и наглядно «доказать» ему свою правоту. Однако это очень энергозатратный способ, а начиная с определенного уровня подготовки ученика, еще и плохо реализуемый.
Именно в этом случае на помощь может прийти индивидуальный урок, где тренер на соревнуется с учеником, а создает (в сочетании с пояснениями) для него ситуации, позволяющие понять правильное выполнение приема или действия.
Какие бывают индивидуальные уроки
В зависимости от уровня подготовки ученика и задач, стоящих перед тренером на данном этапе обучения, выделяют несколько видов индивидуальных уроков.
Урок обучения. Основная задача этого урока – обучение новому материалу и исправление ошибок, возникающих в процессе этого обучения. Кроме техники, занимающиеся могут изучать также и тактику ведения поединка.
Урок проверки. Задача этого урока – определение того, насколько ученик овладел теми или иными приемами и действиями, которые разучивались на групповых занятиях.
Урок тренировки. Цель урока – совершенствование технических и тактических навыков, развитие физических и психических качеств. Обычно на таких уроках одновременно осваивают технику и тактику, но внимание может быть акцентировано на том или на другом.
Немой урок. В этом виде урока происходит постепенный переход от выполнения упражнений по заданию к действиям, которые заранее не известны, но продиктованы обстановкой. Тренер тут выступает как условный противник, но он заранее сообщает ученику об общем характере возможных боевых ситуаций.
Урок боя. Это разновидность урока обучения и тренировки, цель которого, научить занимающегося вести бой, принимая тактические решения и претворяя их в жизнь. В уроке боя тренер ведет с учеником настоящий поединок, но с определенными учебными задачами. При этом он изображает слегка неумелого противника, чтобы ученик мог выполнить задачу данного боя.
Индивидуальный урок на различных этапах подготовки
Этап начальной подготовки
Основным способом обучения на этом этапе является групповой урок с включением в него упражнений без партнера, упражнений на снарядах и парных упражнений. Индивидуальный урок используется только как средство проверки. Иногда он может проводиться для того, чтобы дать ученику рекомендации для лучшего освоения материала.
Этап спортивной специализации
Основная форма обучения – групповой урок с преобладанием упражнений с партнером, но индивидуальный урок сопровождает все обучение и становится важной формой обучения.
Этап совершенствования
В групповом уроке преобладают учебные и соревновательные бои. Индивидуальный урок занимает до 40% времени тренировки.
Организация индивидуального урока
Индивидуальный урок должен отвечать дидактическим принципам последовательности и систематичности. Каждый индивидуальный урок должен иметь конкретную учебную цель, которая определяет его содержание. Так же как групповой урок, индивидуальный состоит из трех частей – вводной, основной и заключительной.
Вводная часть занимает 15-20% времени. Задача – подготовка занимающегося к предстоящей работе. Содержание – проверка выполнения ранее изученных передвижений, боевых действий без предъявления требований тактического характера. Выполнение упражнений на точность и увеличение подвижности вооруженной руки.
Основная часть занимает 60-80% времени урока. Задачи – изучение и совершенствование техники и тактики. Содержание – повторение главного из изученного ранее в быстром темпе и на тактическом фоне. Выполнение приемов и действий, которые изучаются в данном уроке. Повторение изучаемого материала, связав его с ранее пройденным. Совершенствование боевых навыков с акцентом на техническую или тактическую составляющую.
Заключительная часть занимает 10-15% времени. Задачи – снижение возбуждения, возникающего в основной часть, повторение пройденного в замедленном темпе. Содержание – повторение простейших приемов и способов передвижения с проверкой качества их выполнения.
Следует также учитывать, что если индивидуальный урок является частью группового, то содержание и нагрузка должны определяться общей схемой группового урока.
«Тренерская техника»
Для проведения индивидуального урока тренер должен пользоваться специальной техникой, несколько отличающейся от той, которую применяют в поединках. Тем не менее, тренер должен сам в совершенстве владеть базовой и боевой техникой, которая применяется в уроках боя и, частично, в немых уроках.
Стойка тренера более узкая, на почти выпрямленных ногах, но положение корпуса такое же, как в боевой стойке.
Передвижения – небольшими приставными шагами, обычным шагом, полувыпадом.
«Подача» оружия зависит от уровня ученика. Для новичков она должна быть хорошо видимой, с акцентированным замахом, удар не очень быстрый и останавливается в 5-10 см от тела ученика. Тренер помогает ученику выполнить правильную технику, занимая наиболее удобные положения для реализации учеником технического приема. При атаке ученика тренер ведет себя как противник в бою, то есть направляет свое оружие в защиту поражаемого места, но с умеренной скоростью, обеспечивающей поражение. По мере роста уровня ученика «подача» оружия приближается по своим параметрам к реальным атакам и защитам. Однако основным правилом является то, что ученика нельзя «запугивать». Он всегда должен иметь возможность реализовать свои технические приемы и боевые действия, а не «дергаться» от каждого движения тренера.
Экипировка для индивидуального урока
Поскольку тренер в индивидуальном уроке постоянно получает от ученика удары, он должен быть надежно защищен. Во-первых, необходимо использовать гуманизированные имитации палок и другого оружия. Во-вторых, пользоваться максимальной защитной экипировкой – шлем, нагрудник, перчатки, щитки на предплечья, голени, бедра, колени и локти.
Нагрузка в индивидуальных уроках
Малая доза нагрузки равна 2-3 мин. непрерывной работы, до 1 мин. активного отдыха (в это время тренер дает краткие объяснения, новые задания, советы). Средняя доза нагрузки равна 3-5 мин. непрерывной работы, до 2 мин. активного отдыха. Большая доза нагрузки равна 5-8 мин. непрерывной работы, до 3 мин. активного отдыха.
Кроме дозировки нагрузки по количеству повторения приемов и времени тренер должен учитывать интенсивность приемов, движений и действий, состояние, и степень тренированности занимающихся и искусно чередовать наступательные действия с оборонительными, статические напряжения с динамической работой и активным отдыхом.
Место индивидуального урока в общей системе обучения
Наверно основная проблема во введении индивидуального урока в практику спортивного палочного боя состоит в сложившейся практике группового обучения в этих видах. Так где же место для индивидуального урока?
Во-первых, это прекрасная возможность проводить индивидуальные тренировки. Появляется возможность обучения при которой тренер не становится полноценным спарринг-партнером ученика и, в то же время, не заставляет его выполнять чрезмерно много упражнений «на воздух».
Во-вторых, это дополнительные тренировки для старших учеников (или наоборот, для отстающих).
В-третьих, индивидуальный урок можно включать в виде коротких (по 5-10 мин) уроков с новичками в групповом уроке.
Четвертая возможность – выделить на занятии 15-20 мин для урока с одним учеником (или несколькими, пока все остальные выполняют самостоятельные задания.
Естественно, что все способы включить индивидуальный урок в структуру группового требуют наличия нескольких условий: хорошей дисциплины в группе; умения учеников выполнять задания самостоятельно; в идеале, наличие старшего ученика или младшего инструктора, способного оказать помощь в проведении группового занятия.
Примерное содержание урока по спортивному палочному бою
Цель урока – совершенствование в выполнении изученных ранее технических приемов. Изучение удара витик серрада в голову и в руку. Продолжительность урока – 35 минут. Контингент – начинающие.
Вводная часть – 8 мин. Передвижения и их сочетания. Удары в голову на месте, с шагом вперед, шагом назад.
Основная часть – 22 мин. Повторение – удары в голову (лабтик) с передвижениями, защиты – вертикальные, сомбрада, плума и ответные удары в голову.
Изучение удара витик серрада – на месте, с шагом, с вышагиванием (полувыпадом). Комбинации, содержащие атаки, защиты, ответы и контрответы на месте и с передвижением.
Повторные атаки витик серрада на уход тренера.
Изучение удара витик серрада по руке – на месте, с шагом вперед, с полувыпадом. Комбинации – витик серрада по руке и витик серрада в голову; витик серрада в голову, редондо в голову и витик серрада в руку, поднятую для защиты.
Заключительная часть – 5 мин. Передвижения в боевой позиции. Витик серрада в голову с фиксацией и проверкой конечного положения. Витик серрада после вертикального блока слева, также с проверкой выполнения. Краткий разбор урока.
Список литературы
1. Аркадьев В. А. Тактика в фехтовании. – М. : ФиС, 1969. – 184 с.
2. Аркадьев В. А. Фехтование \ В. А. Аркадьев. – М. : ФиС, 1959. – 222 с.
3. Аркадьев В. А. Фехтование. Индивидуальный урок / В. А. Аркадьев, Ю. Т. Хозиков. – М. : Советская Россия, 1962. – 184 с.
4. Бычков Ю. М. Тренер в уроке фехтования / Ю. М. Бычков. – М. : Физическая культура, 2006. – 176 с.
5. Иванов М. К. Индивидуальный урок в обучении детей технике и тактике спортивного арнис / М. К. Иванов // Международный педагогический журнал «Наука 21 века», сборник статей, апрель 2020, часть 37. С. 38-40.
6. Мовшович А. Д. Фехтование. Начинающему тренеру. Методическое пособие / А. Д. Мовшович. – М. : Академический проект, Мир, 2011. – 112 с.
7. Спортивное фехтование. Учебник для вузов физической культуры / Под редакцией Тышлера Д. А. – М. : Физкультура, образование и наука, 1997. – 366 с.