МААМ-картинки

Консультация для родителей «Влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возраста»

ксения мартынова
Консультация для родителей «Влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Стоит ли доверять досуг ребёнка гаджетам и ограничивать время, проводимое за экраном?

Сегодня мы поговорим - О пользе и вреде гаджетов для детей.

Плюсы и минусы использования гаджетов

1. Положительное влияние современных гаджетов на детей

Публикация «Консультация для родителей „Влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

1. телефоны и планшеты помогают отвлечь малыша от затяжных занятий. Например, вы сидите в очереди к врачу или едете к бабушке в деревню на машине. Ребёнок от долгого сидения на одном месте устаёт, начинает нервничать, капризничать. Ему хочется побегать-попрыгать, и это нормально – он же ребёнок. Вот тут и приходят на помощь электронные устройства. Вы даёте ему гаджет, и вот малыш уже занят игрой или рисует на нетбуке.

2. в наше время большое развитие получает цифровое образование. Книги и методички постепенно уходят на второй план, уступая место компьютерным играм и мобильным приложениям. Они учат детей дошкольного возраста чтению, счету, рисованию. Они помогают развивать их память, внимание, логическое мышление. Также есть обучающие мультфильмы, рассказывающие ребёнку о природе, мире, вселенной, обо всём окружающем мире.

При разумном подходе использование гаджетов детьми не должно стать большой проблемой. Образовательные программы, ограничение по времени и родительское участие превратят любой девайс из врага, с которым следует бороться, в помощника.

Кроме привычных планшетов и смартфонов, на рынке существует огромное количество гаджетов, которые не оказывают отрицательное влияние, но при этом значительно упрощают жизнь мамам и папам. Вот несколько примеров:

• Умные игрушки. Они поют, рассказывают стихи, сказки, обучают и помогают заснуть.

• VR-очки. Облегчают процесс обучения детишек постарше.

«Умные» часы. Вы всегда сможете позвонить ребёнку или узнать его координаты, а он послать вам сигнал в случае опасности.

• Маячок для поиска вещей. Девайс для рассеянных людей.

Детям постарше можно приобрести электронную книгу. Она не влияет на зрение, а её объём памяти позволяет хранить огромное количество различной литературы.

2. Влияние гаджетов на речь ребенка.

Было: ребенок ходит за ручку, гуляет во дворе или в парке, копается в песочнице, собирает окурки, кидается песком, падает и встает, пытается поймать бездомную собачку, находит мертвую птичку, и все время находится в контакте; либо с родителями, либо с такими же малышами. Он помогает папе чинить машину, чинить полки или табуретку, помогает маме в субботу мыть пол, выбивать ковер на снегу. Ездит с родителями на дачу на четырех видах транспорта, это практически кругосветное путешествие… А если повезет, и ребенка оставят на пару недель у бабушки в деревне: побегает за цыплятами, подружится с собакой, поможет бабушке на огороде, с местными ребятами облазает всю округу и получит столько впечатлений, что хватит до следующего приезда.

В это время происходит активное общение – речевое, тактильное, эмоциональное…

Первый, второй и третий год жизни ребенка — это так называемый сензитивный для развития речи период. Иными словами, это период, когда речь активно развивается, развиваются соответствующие зоны мозга. Именно в этот период необходимо активное общение со сверстниками, бабушками, родителями.

К 5 годам устная речь должна быть сформирована. К 5-6 годам сензитивный период заканчивается, ответственные за речь зоны мозга перестают быть пластичными и, если ребенок к этому времени говорит очень плохо или почти не говорит, то научить его и исправить положение полностью займет много времени и сил. Ученые утверждают, что 70 % информации о мире дети добывают до 5 лет. Остальные 30 % добирают за всю оставшуюся жизнь.

3. Влияние гаджетов на физиологию детей.

В очень раннем возрасте влияние гаджетов на здоровье детей является исключительно отрицательным, а польза – сомнительной. Малыш, проводящий время с планшетом, мало двигается. Что приводит к нарушению опорно-двигательного аппарата. Ребёнок за ноутбуком часто сидит с сутулой спиной, а это ведёт к искривлению позвоночника. Родители должны в этом случае дозировать время, которое ребёнок проводит за электронными устройствами. Например, ограничьте период, проведённый за компьютером. Следите за тем, чтобы малыш больше двигался. Придумайте совместное занятие: прогулка по городу или приготовление ужина. Тогда у ребёнка не останется времени для девайсов. А часы, проведённые с семьёй, всегда лучше часов, проведённых за ноутбуком.

В более старшем возрасте у него появляются проблемы, связанные с обучением.

При неограниченном длительном использовании смартфонов и подобных им устройств формирование мышц, отвечающих за работу рук и пальцев, может пойти неправильно. Для того, чтобы избежать подобного развития ситуации, купите ребёнку альбом и набор фломастеров. Рисование не только развивает мелкую моторику, но и оказывает позитивное воздействие на становление гармоничной личности.

Также у ребятишек, постоянно проводящих время за цифровыми устройствами, часто наблюдается нарушение координации между мозгом и руками. Предотвратить неприятные последствия достаточно просто, необходимо чаще играть с детьми в мяч.

Кроме того, длительное пребывание перед экраном отрицательно сказывается на глазах. Отсутствие двигательной активности влияет на вес, позвоночник, мышцы в целом.

Сколько времени ребёнок может пользоваться гаджетами

По рекомендациям ВОЗ, малышей до 2 лет стоит полностью оградить от гаджетов, а в возрасте 2–4 лет можно проводить за экраном до 1 ч в сутки.

Американская Академия педиатров также разработала возрастные ограничения по использованию гаджетов :

• до 2 лет малыш не должен иметь никаких контактов с телефонами и планшетами;

• в возрасте с 2 до 5 лет — возможен просмотр познавательных передач в течение 1 часа в день, но не перед сном;

• с 6 до 18 лет — до 2 часов в день.

По мнению врачей, вместо «экранного времени» малышам стоит чаще предлагать подвижные игры — для них это намного полезнее.

Влияние гаджетов на развитие

О влиянии гаджетов на здоровье детей подробно рассказывает психолог и педагог AMI Анастасия Кузнецова.

Из-за гаджетов ухудшается работа головного мозга. Первая и решающая стадия развития мозга заканчивается в 3 года. Если на этом этапе диапазон возможных действий человека был ограничен, то многие связи в мозгу просто не образуются и его объём остаётся на 25—30% меньшим.

Например, в лобных частях развивается дефицит нейронных связей, отвечающих за регуляцию эмоций. В результате чаще возникают вспышки гнева и неконтролируемого поведения.

Зрение формируется неправильно. Бинокулярное зрение (способность одновременно чётко видеть изображение предмета обоими глазами) и острота зрения развиваются где-то до 4 лет. А тонкая моторика, управляющая глазной мускулатурой, полностью развивается годам к девяти.

Глаз учится искать и выделять объекты. Вот только ему это делать нужно в 3D-пространстве, когда есть все три измерения и объекты трёхмерны, плюс они могут находится в движении. Ситуация, в которой глаз один раз сфокусировался на определённом расстоянии и больше не движется (как происходит во время телепросмотра, очевидно, развитию этих функций не способствует.

Наблюдали ли вы когда-нибудь картину, когда ребёнку (и даже гораздо старше 3 лет) кидают мяч, а он стоит, не двигаясь и вообще не понимает, что происходит, пока мяч в него не попадёт? Одна из причин — увлечение экранами, которые плоские. Зрительные функции не развиваются должным образом, и малыш получает неверное представление о реальности, потому что реальность на экране двухмерна.

А вот чтобы они развивались правильно, важно переключать внимание малыша с предметов, которые вблизи, на те, что далеко и наоборот. Так что вместо экранов — прогулки, где можно показать и на небо, и кошечку или машинку вдалеке, и на жука под ногами и т. д. Ну а дома можно хотя бы в окно посмотреть, а потом на то, что рядом. Это упражнение окулисты советуют для укрепления глазных мышц.

Способности к восприятию и анализу информации гаджеты не улучшают. Наоборот, обучающиеся традиционным способом детишки часто показывают более высокий уровень развития по сравнению со сверстниками, проводящими большую часть времени с различными девайсами.

4. Просмотр гаджетов во время приема пищи.

Нарушаются пищевые привычки. В дальнейшем это может привести к ожирению. К сожалению, нередкая картина, когда родители, лишь бы накормить ребёнка, сажают его перед телевизором или планшетом.

Срабатывает эффект собаки Павлова: человек, которого с детства пичкают манной кашей перед телевизором, очень быстро увязывает экран и привычку поглощать пищу вне зависимости от своего желания. И получаем ситуацию, когда ем, не потому, что голоден, а потому, что горит экран.

5. Потеря эмоциональной связи с родителями.

Чем больше времени малыш проводит с гаджетом, тем больше он отдаляется от родителей, уходя в виртуальный мир. Шансов выстроить доверительные отношения в семье становится меньше, потому что живое общение заменяется «экранным».

Как следствие, живой авторитет в виде родителя подменяется цифровым, а ценности семьи человек принимает неохотно, потому что их тоже формирует digital-пространство. Это одно из самых печальных последствий негативного влияния гаджетов на детей.

Если родителю важно быть действительно близким для своего ребёнка, нужно уделять ему достаточно внимания с самого рождения. Общаться, играть вместе, знакомить с окружающим миром. Когда вместо этого мама и папа «занимают» малыша телевизором и планшетом, лишь бы не отвлекал от «важных дел», не стоит удивляться тому, что он предпочитает экран живому общению и отталкивает попытки наладить с ним контакт.

Малышам 1–3 лет особенно важно проводить много времени с родителями. Они могут поддержать его интерес к познанию мира, познакомить с явлениями природы и привить навыки взаимодействия с другими людьми

6. Личностные проблемы

Влияние гаджетов на психику ребёнка негативное. У малышей, школьников и иногда даже старшеклассников при частом использовании гаджетов между реальным и воображаемым миром происходит путаница. Отсюда сложности в адаптации и депрессивные расстройства, тревожность, страхи, желание уединиться, закрыться от мира и людей.

Ребёнок становится застенчивым, отказывается от реальных занятий, а при отсутствии интернета или доступа к любимым играм начинает нервничать и даже устраивает истерики. Сильно раздражается, проявляет агрессию и гнев. И всё это проходит сразу, как только в руках появляется гаджет. Развивается зависимость, которую можно устранить только психотерапией.

Нужно помнить о воздействии девайсов на психику ребёнка. Чтобы полноценно развиваться, ребёнку нужно постоянно контактировать с окружающим миром. Такой контакт включает в себя общение со сверстниками и родителями, развивающие игры, исследование дома и природы, поиск новых звуков. Благодаря этим действиям ребёнок получает эмоциональные впечатления, потому что каждое движение он пропускает через себя. Он обдумывает каждую полученную информацию и сохраняет её в своем сознании.

А вот различные девайсы предоставляют детям лишь изображение, которое не может «поговорить» с ними. Конечно, развивающие мультфильмы и детские передачи дают малышу полезную информацию, но они не реагируют на конкретного ребёнка, не вызывают у него какого-то действия, а просто гипнотизируют разноцветными образами.

Кроме того, до определенного возраста детей привлекают лишь яркие изображения, которые быстро сменяют друг друга. Малыши не способны усваивать сюжет, воспринимать характеры героев и оценивать их поступки. С таким же успехом можно посадить ребёнка перед стиральной машиной, и он с упоением будет рассматривать крутящийся барабан.

К тому же зависимость от гаджетов возникает очень быстро. Попытки родителей отвлечь от экрана малыша заканчиваются плачем и скандалами, ведь отказаться от того, что приносит удовольствие, очень сложно.

7. Сложности с социализацией

Ребёнку, проводящему слишком много времени за экраном, сложнее социализироваться. Пока другие знакомятся с окружающим миром и людьми, он живёт в мире, ограниченном выдуманными персонажами с ненастоящими эмоциями и мимикой. А когда наступает время познакомиться с реальностью, сталкивается с тем, что его представления о ней ошибочны, и мир человеческих отношений сложен и многогранен.

Когда человек не может выразить себя или понять другого в реальности, ему очень сложно жить в обществе и преуспевать в деятельности. Выдуманный мир даёт трещину, а настоящий кажется непонятным и недосягаемым. Отсюда внутриличностные конфликты, разочарования, чувство, что «я чужой в этом мире», бесконечные визиты к психотерапевтам.

Похоже, что известные основатели и руководители IT -компаний знают про все перечисленные негативные последствия:

• Стив Джобс, CEO компании Apple, ограждал своих детей от экранов даже в подростковом возрасте.

• Билл Гейтс, основатель Microsoft, не разрешал своим детям пользоваться гаджетами до 14 лет, а после запрещал делать это во время приёмов пищи.

• В 11 лет у сына генерального директора Google Сундара Пичаи ещё не было смартфона. Сундар также ограничивает количество телевизора в жизни сына.

Публикации по теме:

Положительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возрастаПоложительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возраста Мир входит в жизнь детей постепенно. Интерес к познанию реального мира становится значимым для ребенка с 3-4 летнего возраста. Удовлетворить.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Оригами и его влияние на развитие ребёнка»Консультация для родителей «Оригами и его влияние на развитие ребёнка» Сегодня я хочу предложить вам вспомнить своё детство. Наверное каждый из вас, в детстве сооружал самолётик, пилотку или кораблик из газеты.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие ребенка» Консультация для родителеймузыкальный руководитель 1 кв. к. Иванова С. И. Влияние музыки на развитие ребенка. Музыка - одно из древнейших видов.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 23 ноября 2021 в 17:18
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем ксения мартынова (УИ 129778) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД