Татьяна Фирстова
Информационная компетентность педагога библиотекаря как составная часть профессиональной компетентности
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная компетентность педагога-библиотекаря как составная часть профессиональной компетентности.
В настоящее время в ранг государственной политики возведена и проблема формирования единой информационной среды, где между всеми участниками образовательного процесса циркулирует множество различных информационных потоков.
Публикация «Информационная компетентность педагога библиотекаря как составная часть профессиональной компетентности» размещена в разделах
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Библиотекарь. Знакомство с профессией
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Управление информационными потоками невозможно без применения компьютерных технологий. Следовательно, задача может быть успешно решена только в случае интеграции с современными телекоммуникационными технологиями. А это означает, что каждый библиотекарь должен обладать определенным объемом знаний, чтобы использовать в работе компьютер.
В связи с этим повышаются требования к образованности библиотекаря, и появляется понятие «информационная компетентность библиотекаря» - способность получать, передавать, оценивать и использовать современную информацию, в том числе и представленную на электронных носителях.
Информационная компетентность становится важнейшей составляющей профессиональной компетентности, то есть профессиональная квалификация библиотекаря определяется степенью владения компьютером, использованием Интернет-технологий в работе. Именно владение информационными технологиями и готовность к их применению в профессиональной деятельности стали важнейшими требованиями к современному библиотекарю.
Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность библиотекаря.
ИКТ-грамотность – это знания о том, что собой представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей.
ИКТ-компетентность – это не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность, но и эффективное применение их в своей профессиональной деятельности.
Что же такое ИКТ?
Основные понятия:
• Информация – (разъяснение, изложение, осведомлённость, одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т. д.
• Коммуникация – («общее» или «разделяемое всеми») обмен информацией (мыслями, чувствами, идеями, знаниями и т. д.)
• Технология – («Техно» от греч. искусство, мастерство, умение и «Логос» - изучение). Совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата.
ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.
Информационные технологии - использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может предоставить широкие возможности для коммуникации.
Базовые элементы коммуникационного процесса: источник (или отправитель, сообщение, получатель, обратная связь.
ИКТ в широком смысле –
• дискуссионные технологии: разнообразные виды дискуссий; традиционная беседа, «круглый стол», дебаты, «мозговой штурм»;
• игровые технологии: познавательные, имитационные, ролевые, деловые игры и др. ;
• проектная технология: выполнение проектов в рамках конкретных учебных программ.
ИКТ в узком смысле применяются: персональный компьютер, принтер, копировальный аппарат, сканер, проектор, экран.
Этапы коммуникационного процесса:
1. Зарождение идеи или отбор информации
2. Выбор канала передачи информации
3. Передача сообщения
4. Интерпретация сообщения
ИКТ в узком смысле:
Средства создания (программные ресурсы) Продукты
Программы для работы с текстом (пакет MicrosoftOffise)
Microsoft Office Word
Microsoft Office Excel Текстовые документы (разработки мероприятий, раздаточный материал и т. д.)
Microsoft Publisher Буклеты, брошюры, листовки
Программы для работы с изображениями (рисунками, презентациями, фото, видео)
Microsoft Office Power Point Мультимедийные презентации
Point Photoshop Core Rbran Плакаты, баннеры, календари, листовки
Windows Movie Maker Sony Vegas
Adobe Primier Pro Pinnacle Фильмы, ролики, профилактической направленности, социальная реклама.
Программы для создания аудиозаписей
Windows Movie Maker
Sony Sound Forge
Adobe Audition Звуковое сопровождение профилактических мероприятий, ролики
Программы для работ с текстом, изображениями, звуком Электронные книги
Сеть Интернет
Социальные сети
(V Kontakte. Campus. Wiki и др.) Электронные страницы, сообщества, размещение материалов
Сайты Информация (тексты, фильмы и т. д., профилактической направленности, форумы.
Главная задача библиотеки :
Обеспечение участникам образовательного процесса: обучающимся, педагогическим работникам, родителям обучающихся - доступ к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям, посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях: бумажном, магнитном, цифровом и др. носителях.
Функции библиотек :
• Накопление и распространение ресурсов
• Обеспечение доступа к информации
• Содействие профессиональному развитию педагога
• Содействие общему развитию обучающихся
• Формирование информационной грамотности обучающихся
ИКТ в библиотеках позволяет :
Для обучающихся и педагогов :
• Повысить интерес к работе библиотеки
• Повысить интерес к поиску знаний
• Повысить информационную культуру
Для библиотекарей
• Решить существующие многие годы проблемы с отсутствием нужной литературы в фондах благодаря использованию сети Интернет и электронных носителей информации
• Автоматизировать нелёгкий труд, благодаря внедрению ФИБС, программы MARKSQL
• Внедрить новые интересные формы работы с читателями (расширение временных и пространственных рамок библиотеки, разработка новых форм информирования, предоставления информации, повышение оперативности её поиска и т. д.)
• Своевременно комплектовать фонды библиотек необходимыми изданиями
• Расширять видовой состав фонда за счёт приобретения современных носителей информации
• Повысить информационную грамотность, уровень профессиональной компетентности библиотекаря
• Формировать специальные знания и умения в области информационного самообслуживания
• Повысить результативность, яркость, зрелищность, лёгкость восприятия мероприятий, проводимых учителем, библиотекарем с помощью средств ИКТ - (библиотечные уроки, вечера, гостиные, музыкально-литературные композиции и т. д.)
• Работать над мультимедийными проектами (виртуальная книжная выставка, электронный рекламный указатель и т. д.)
Основные составляющие профессиональной ИКТ-компетентности библиотекарей :
• работа с электронными таблицами (с применением формул для автоматического пересчета данных, входящих в таблицу);
• использование автоматизированной информационно-библиотечной системы (АИБС) для ведения электронного каталога и учета библиотечного фонда, организации обслуживания читателей,
• формирования отчетов за любой интервал дат по введенной в систему информации;
• обмен библиографическими описаниями между внешними источниками и электронным каталогом школьной библиотеки в стандартных обменных форматах: RUSMARC (обменный формат и формат каталогизации, принятый в России, UNIMARC (официальный обменный формат IFLA и ЕС);
• поиск информации, электронных учебных материалов и образовательных ресурсов в среде ИНТЕРНЕТ;
• работа с дистанционными информационными технологиями (дистанционные обучающие курсы, создание дистанционных информационных пространств);
• профессиональная работа с электронными каталогами и электронными библиотеками;
• использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР)
Формы использования информационных технологий :
Автоматизация библиотечных процессов :
• создание электронной базы фонда и электронного каталога и картотеки.
• информирование читателей о новинках периодики и методической литературы на сайте школы на библиотечной страничке.
Расширение информационного пространства
• Использование мультимедиа ресурсов
• Предоставление доступа к интернет-ресурсам
• Поиски, сбор, систематизация интернет-ресурсов
• Создание собственных цифровых ресурсов
Microsoft Offise Access. MDB Microsoft Excel/ xls
Электронный каталог
Электронные картотеки Таблицы
Диаграммы
Библиографические обзоры литературы для преподавателей школы:
• Новинки методической литературы
• Семейное воспитание (проблемы и перспективы)
• Презентации для заседаний МО, педсоветов и кл. руководителей
ИКТ педагогической деятельности библиотекаря :
• Содействие общему развитию учащихся путём приобщения к чтению
• Мероприятия в помощь учебному процессу
• Формирование информационной грамотности как основы информационной компетентности обучающегося (выставки, презентации, открытые уроки и т. д.)
Создание электронных ресурсов библиотекарем
• рекомендательные списки литературы,
• путеводители по фондам,
• тематические электронные обзоры литературы и ресурсов,
• аннотированные иллюстрированные картотеки,
• библиографические указатели литературы и т. п.
Сайт библиотеки. Продвижение чтения и литературы через сайт библиотеки
• предоставление доступа к ресурсам и материалам
• справочно-информационное обслуживание
• поощрение чтения и продвижение книг
• помощь в работе с информацией
• содействие формированию навыков работы с информацией
• электронная выставка электронный обзор;
• электронный рекомендательный список литературы;
• советы библиотекаря;
• новые поступления в библиотеку;
• копилка аннотаций;
• конкурсы и др.
Мультимедиа в массовой работе
• презентации для проведения массовых мероприятий;
• мультимедиа викторины;
• мультимедиа обзоры;
• демонстрации электронных ресурсов;
• защита проектов;
• обзоры электронных ресурсов.
Модель библиотеки нового времени как ИНФОРМАЦИОННО-КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР позволяет грамотно сочетать лучшие старые формы библиотечной деятельности, обогатив их новыми возможностями.