Папки-передвижки

Речевая компетентность как основа коммуникативной культуры педагога

наталья беляева
Речевая компетентность как основа коммуникативной культуры педагога
▼ Скачать + Заказать документы

Состояние дошкольного образования в нашей стране, перспективы его обновления делают настоятельной задачу повышения и развития языковой культуры нашего общества. В последнее время все чаще говорят о том, что упадок общества и языковой культуры во многом обусловлен тем, что образование перестает быть частью культуры. Несомненно, культура должна присутствовать в качестве внутренней, опосредующей формы любого акта профессиональной деятельности педагога.

Публикация «Речевая компетентность как основа коммуникативной культуры педагога» размещена в разделах

В связи с этим неизмеримо возрастает значение и культуры речи педагога, поэтому насущной проблемой становится подготовка воспитателя, умеющего пользоваться всеми средствами родного языка в своей речи, обладающего высокой культурой речи.

Еще в 1968 году в фильме «Доживем до понедельника» имел место эпизод, посвященный культуре речи учителя. Был показан диалог молодой учительницы с коллегой: - «Я им говорю: не ложите зеркало на парту, а они все ложат, ложат и смотрятся в него».

Прошло время, а проблема осталась. И речь современных педагогов бывает не всегда правильной.

Профессиональное владение речью важно для всех педагогов, но для воспитателей ДОУ это умение приобретает особую значимость. Именно в дошкольном возрасте определяются идеалы, взгляды и позиции, вырабатывается мировоззрение, усваиваются нормы поведения в контексте конкретной национальной культуры. В силу того, что на этапе дошкольного обучения речевая самостоятельность детей невелика, воспитателю необходимо владеть высокой культурой речи.

К педагогической коммуникации, как особой сфере педагогической деятельности, от организации которой во многом зависит эффективность учебно-воспитательного процесса в целом, повысился интерес психологов, педагогов, лингвистов.

Для сферы педагогического общения актуальна проблема достижения эффективности речевого общения, в свою очередь, ее решение зависит от владения педагогами конкретными речевыми жанрами, от стратегии внутрижанрового поведения говорящего и учета особенностей аудитории (личности собеседника).

Особый интерес в профессионально - педагогической деятельности вызывает изучение речевой культуры педагога, установление позитивной и негативной коннотации общения между педагогом и воспитанником, проверка гармонизации педагогического общения как устойчивой тенденции. Знание особенностей педагогической речевой культуры необходимо каждому педагогу для эффективного общения. Именно общение является основой профессионального мастерства педагога. Исследование речи педагога позволяет определить наиболее часто употребляемые номинации, речевые конструкции, классифицировать их и выявить тенденции их употребления

Анализ проблемы речевой культуры педагога требует теоретико-методологического осмысления понятий «речь», «речевая деятельность», «речевая культура», «культура речи». Различные аспекты содержания этих понятий рассмотрены в трудах М. М. Безруких, Б. М. Бим-Бад, В. А. Болотова, Е. В. Бондаревской, Л. С. Глебовой, Б. В. Головина, Ф. Н. Гоноболина, Е. Ю. Захарченко, И. А. Каирова, Г. Ф. Карповой, Н. В. Кузьминой, Ф. Н. Петрова, Н. Г. Пешковой, В. А. Сластенина, Л. Р. Хасановой, Р. М. Чумичевой, А. И. Щербакова.

Особый интерес представляет теория и практика публичной речи, которая вновь актуальна, на это указывают исследования педагогов-лингвистов (В. И. Аннушкин, А. Н. Васильева, О. И. Марченко, А. А. Мурашов, Л. И. Скворцов, И. А. Стернин и др.). Формирование речевой культуры педагога тесно связано с проблемой педагогического общения, которой в последние годы уделяется большое значение (А. А. Бодалев, В. С. Грехнев, И. А. Зимняя, С. В. Знаменская, В. А. Кан-Калик, К. М. Левитан, А. А. Леонтьев, Д. С. Лихачев, Б. Ф. Ломов, А. В. Мудрик, И. И. Рыданова).

Осуществляется поиск путей развития речевой культуры педагога в рамках педагогической техники (О. А. Абдулина, Г. И. Баланюк, В. М. Короткое, В. М. Мандыкан, Л. И. Рувимский, С. Ф. Сердюк, Н. Н. Тарасевич, И. Е. Шварц). Успешно разрабатывается метод нейролингвистического программирования в педагогической науке (А. А. Калюжный, М. В. Китаева, А. А. Радугин). Несмотря на имеющиеся исследования в области культуры речи, общеупотребимого и общепризнанного понятия «профессионально-речевая культура» в научной литературе нет.

Иногда понятия «культура речи» и «правильность речи» отождествляют. Однако понятие «культура речи педагога» не совпадает полностью по объему с понятиями «языковая нормативность», «правильность», так как включает в себя навык поиска, отбора и сознательного применения в живом процессе речевого общения с воспитанниками языковых средств, необходимых для конкретного случая коммуникации, воспитывает у педагога сознательное отношение к процессу речевой деятельности.

Приоритетной задачей современного образования является воспитание культурной личности. Стратегия образования заключается в том, чтобы дать возможность обучаемым проявить свои способности и творческий потенциал, поскольку сегодня обществу необходимы люди оригинально мыслящие, способные к быстрому, нестандартному решению проблемы. Современные люди должны уметь контактировать, понимать позицию другого человека, находить согласованные решения при обсуждении спорных вопросов и т. д. От наличия или отсутствия умений эффективно общаться во многом зависят и личные успехи, и успехи общества в целом.

Качество и результат человеческой жизнедеятельности определяются культурой межличностных отношений. Основой общей культуры личности, базовым компонентом культуры является коммуникативная культура, которая обеспечивает жизненное самоопределение личности, создает ее внутренний мир, жизненные идеалы, ценности, систему запретов и самоконтроля, регулирует процесс адекватной реакции на окружающую действительность. «Отсутствие необходимых навыков владения коммуникативной техникой любым участником учебно-воспитательного процесса ведет к искаженной передаче и приему знаний, идей, мнений и чувств». Великий русский писатель А. П. Чехов отмечал, что «для интеллигентного человека «дурно говорить» должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать». Именно поэтому необходимо специальное обучение умению общаться.

Для учителя или воспитателя речь – основной инструмент профессии, это не просто главное орудие профессиональной деятельности, но образец для подражания. Являясь профессией повышенной речевой ответственности, профессия педагога безоговорочно требует владения культурой речевого общения. Еще в конце XX столетия профессор Т. А. Ладыженская высказала мнение (ставшее сегодня хрестоматийным, что в основе педагогической деятельности лежит коммуникативная деятельность, с помощью которой педагог передает знания, организует обмен информацией, управляет познавательно-практической деятельностью воспитанников, регулирует взаимоотношения между обучаемыми. По мнению С. Д. Якушевой, «педагог с низким уровнем общительности, с отсутствием эмоциональной культуры и рефлексии, со слабо сформированными коммуникативными умениями, проявляющимися в невысокой культуре общения, не способен создать культурно-развивающий потенциал среды, воздействующий на личность обучающегося, его полноценное развитие». Иными словами, каждый педагог должен уметь осуществлять выбор модели своего поведения не только в зависимости от поведения окружающих его людей, но и в зависимости от осознания того, что для данного окружения это поведение является образцом для подражания. Именно в этом, на наш взгляд, состоит суть профессиональной коммуникативной культуры педагога.

Практика показывает, что современные молодые педагоги далеко не всегда имеют соответствующие речевые навыки. Неумение учитывать речевую ситуацию, использование стилистически неуместной лексики, речевая агрессия – далеко не полный перечень речевого поведения современных молодых специалистов. Таким образом, наблюдается противоречие: требования к учителям и воспитателям современного образования, к их коммуникативным качествам возрастают, а реальный уровень речевой подготовки выпускников педвуза остается недостаточным.

Существует целый ряд причин, способствующих развитию данного противоречия, основными из которых являются : неоправданное употребление заимствованной, разговорной и жаргонной лексики, отсутствие понимания важности сохранения литературного языка у современной молодежи, снижение интереса к чтению классической литературы, засилье низкопробных образцов, их пропаганда в СМИ, под угрозой исчезновения традиционные основы национального речевого этикета, как следствие – падение уровня речевой культуры общества. Также нельзя не согласиться с мнением Л. А. Нигматуллиной, которая отмечает, что «коммуникативная культура педагога в основном формируется стихийно, самопроизвольно, словно является сопутствующей, второстепенной задачей его профессиональной подготовки. И это объясняется недостаточным уровнем научно - методического обеспечения целенаправленного формирования коммуникативной культуры будущего педагога в условиях реализации ФГОС нового поколения». Как видим, образование по-прежнему «отстаёт от современных требований к коммуникативной культуре, а, следовательно, и к культуре вообще». На этом фоне наблюдается резкое сокращение часов по дисциплинам филологической направленности на всех этапах образования: от начального до высшего.

К решению данной проблемы можно приблизиться, увеличивая в учебных планах подготовки бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» количество дисциплин по выбору риторической направленности; другой способ – риторизация дисциплин не только филологической направленности. Определенные шаги по устранению обозначенного противоречия мы видим в формировании у будущих педагогов риторических умений. Для этого следует сформулировать основные задачи речевой подготовки студентов педагогического вуза; смоделировать технологии речевой подготовки и разработать педагогические условия ее эффективности.

Педагог – профессия повышенной речевой ответственности, поэтому риторическая подготовка воспитателя, формирование его коммуникативно-речевой культуры – одна из важнейших задач, стоящих перед современным педагогическим образованием. Только целенаправленная систематическая работа над риторическими умениями педагогов обеспечивает формирование у них коммуникативно-речевой культуры.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями в ДОУ «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями в ДОУ» «Самая главная роскошь.

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Презентация «Здоровьесберегающая компетентность педагога» Здоровьесберегающая технология - это: условия пребывания ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность.

Инновационные технологии как основа формирования современной культуры безопасности жизнедеятельности учащихся ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Консультация для педагога «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников» Тема: «Компетентность педагога в сфере общения с родителями» Аннотация. Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль.

Консультация для воспитателей «Духовно-нравственная культура педагога как основа развития нравственности у детей» Консультация для воспитателей: «Духовно-нравственная культура педагога как основа развития нравственности у детей» Подготовил воспитатель:.

Профессионализм и компетентность педагога как ресурс развития современного образования Профессионализм педагога, это основа обучения и воспитания в настоящее время. Педагог должен быть готов принять воспитанников такими, какими.

Профессиональная компетентность педагога ДОУ Добрый день уважаемые коллеги! В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным.

Профессиональная компетентность педагога как средство управления качеством дошкольного образования Т. Н. Садыкова г. Муравленко, Россия ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация:.

Тренинг «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями» «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями в ДОУ» Продолжительность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевая компетентность как основа коммуникативной культуры педагога
Опубликовано: 17 марта 2019 в 14:58
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевая компетентность как основа коммуникативной культуры педагога» (включая файлы) размещена пользователем наталья беляева (УИ 1100479) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД