Папки-передвижки

Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями в ДОУ

Дарья Подковырина
Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями в ДОУ

«Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями в ДОУ»

«Самая главная роскошь на земле –

это роскошь человеческого общения».

Цель:

Повышение коммуникативной компетентности педагогов, преодоление трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями, выделение причин коммуникативных проблем; организация построения взаимоотношений с родителями на основе сотрудничества, и осмысление своей индивидуальности в процессе педагогической деятельности.

Публикация «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями в ДОУ» размещена в разделах

Задачи:

1. осознание педагогами личных достижений и проблем в общении с родителями;

2. развитие способности педагога адекватно, с позиции партнера воспринимать родителей воспитанников;

3. формирование умений планировать общение с родителями.

помощь в повышении уверенности в себе, преодоление психологических препятствий общения с родителями, реализация субъективного подхода к родителям

4. содействие повышению уверенности в себе, снятию психологических барьеров общения с родителями, осуществление индивидуального подхода к родителям.

План проведения:

I. Вступление.

Профессия педагога, работника дошкольного учреждения, требует постоянного потребления душевных сил и энергии. Воспитатель в детском саду находится в постоянном контакте с администрацией, коллегами, детьми и их родителями.

Проблема взаимодействия воспитателя и родителей существует всегда. Все родители разные, и к каждому нужно найти определенный подход. Есть множество причин порождающих сложные отношения. При этом, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит сотрудничестве.

II. Практическая часть:

Ведущий:

-Уважаемые коллеги! Наше занятие-тренинг я предлагаю начать с игры «Капля, река, море»

Игра «Капля, река, море»

Цель: эмоциональная разрядка, разделение на пары, тройки, пятерки. Объединение трех «пятерок» в два круга. (2-3 мин)

Инструкция: «Представьте, что мы капли. Хаотично движемся по залу в любом направлении. По сигналу «Река!» берем за руку рядом стоящего товарища, «Море» все беремся за руки».

Психотехническое упражнение «Давление».

Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение. (10 мин)

Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.

Обменяемся впечатлениям. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?

Попытайтесь не давить друг на друга, выполняйте совместные движения так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла.

Насколько приятнее сотрудничать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будет родитель, коллега, ребенок, мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.

Ведущий:

- Присаживайтесь на свои места.

Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения». (7 мин)

Ведущий:

- Предлагаю Вам познакомиться с правилами эффективного общения. В общении с родителями существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно войти в доверие с первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это:

Улыбка,

Имя собеседника

Комплимент.

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

В конфликтной ситуации, желая снять остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

- В общении наиболее применим косвенный комплимент : мы хвалим то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:

Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я» : «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы» : «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

Упражнение «Тренировка интонации».

Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. (5 мин) (Участники разделены на два круга)

Произнести фразы:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

Я благодарна Вам за оказанную помощь.

Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках).

- А мы с коллегами попробуем догадаться с какой интонацией Вы произнесли фразу.

- Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.

Упражнение «Волшебная шляпа».

Цель: развитие умения доброжелательного общения с родителями. (5 мин) (Участники остаются в кругу)

Инструкция: – Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент рядом стоящему, как одному из родителей своей группы. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно!».

Анализ упражнения

Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания?

Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?

Подведя итог можно сказать, что самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога выделить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

Ведущий:

У каждого из нас в группе есть родители, встреча с которыми всегда приятны, но есть и такие, с которыми не хотелось бы встречаться и общаться. Предлагаю Вам в группах создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у Вас негативные чувства.

Упражнение «Самый трудный родитель»

Цель упражнения: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.

Процедура выполнения

Воспитателям предлагается в группах человека создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у Вас отрицательные чувства.

Анализ упражнения

Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются).

«Трудные» родители :

Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».

Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».

Часто бывает, что педагогу трудно сохранить свою самостоятельность и избежать «подыгрывания» такому родителю, который подавляет и манипулирует, играя на сочувствии и неуверенности, и конструктивный разговор становится невозможным.

После выполнения упражнения в группах ведущий выписывает качества «трудного родителя»

Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?

Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?

Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?

Теоретическое вступление «Основы построения беседы с «трудным» родителем». (5 мин)

- Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (н/р, отставание по программе, плохое поведение).

- каждый педагог знает, как нелегко беседовать с «трудными» родителями. Чтобы оставаться в состоянии спокойствия в напряженной ситуации, мы с Вами проделаем упражнение «Резервуар», которое помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10 минут.

Упражнение «Резервуар».

Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации. (5 мин)

Данное упражнение помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10 минут.

Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы – просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.

Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником.

На первой фазе общения с «трудными» родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т. е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».

Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.

Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.

Чтобы избежать противостояния с родителями :

необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;

подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;

показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.

Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту).

Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.

Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».

Ведущий:

В следующей игре я предлагаю отработать технику постановки вопросов в стиле «адвокат».

Упражнение «Поймите меня правильно»

Цель: отработать технику постановки вопросов в стиле «адвокат».

Для этого одна половина группы будет играть роль родителей, а другая половина —воспитателей детских садов. Группа станет разыгрывать различные ситуации. Родитель придет к воспитателю со своей проблемой, а воспитатель попытается выяснить, что же происходит.

Для начала разберем одну-две ситуации вместе. Например, родитель приходит к воспитателю и жалуется: «Мой ребенок не имеет в группе друзей, поэтому него плохое поведение и он не хочет ходить в садик». В ответ на это воспитатель может сказать: «Я считаю, что он плохо себя ведет по другой причине. Вы спрашивали его, как он ведет себя на занятиях?» — это будет стиль «прокурор», который не способствует дальнейшему взаимопониманию между воспитателем и родителем. Придерживаясь стиля «адвокат», можно ответить: «Я тоже считаю, что ваш ребенок может вести себя лучше. Спасибо, что вы пришли с этой проблемой. Как вы думаете, это единственная причина, по которой он не хочет ходить в садик? С кем бы из ребят он бы хотел дружить? и т. д.».

После этого участники делятся на две равные подгруппы. Каждый участник первой подгруппы (родитель) получает карточку с кратким описанием какой-либо ситуации, после ознакомления, с которой все участники начинают свободно перемещаться по аудитории. Время от времени участник первой подгруппы останавливается перед любым участником второй подгруппы (учителем или воспитателем) и рассказывает ему свою ситуацию, в ответ участник второй подгруппы задает ему вопрос, стараясь использовать стиль «адвокат». После этого происходит смена партнеров в паре. На поставленный вопрос можно не отвечать. Затем игра приостанавливается для того, чтобы тренер раздал карточки с ситуациями участникам второй подгруппы, и все начинается сначала. Перечень различных ситуаций представлен в приложении 3.

Анализ упражнения:

удалось ли использовать стиль «адвокат»?

какие трудности возникли при выполнении данного упражнения?

сколько времени уходило на то, чтобы сформулировать вопрос?

На тренинге мы предлагаем отработать технику постановки вопросов, так как обычно это вызывает больше затруднений.

Ведущий:

Ну вот, сейчас мы с вами наглядно убедились как сложно бывает общаться с нашими родителями.

Упражнение «Достойный ответ»

Цель: отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Содержание: все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников (варианты высказываний приведены в приложении 6).

Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого — достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.

Анализ упражнения: тренер спрашивает участников, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе. Как правило, слушатели говорят, что грубые высказывания их не взволновали, потому что они не воспринимали их как направленные конкретно против себя. Затем все предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению.

Игра-фантазия «Посылай и воспринимай уверенность».

Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций. (5 мин)

Игра проводится под релаксационную музыку.

– Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это – Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы.

Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу.

Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале…

Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.

Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям, Вашим воспитанникам, их родителям.

Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (10 секунд).

Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе…

А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале. Раз… Два… Три…

Ведущий:

-Я надеюсь, что сегодня в этом зале Вы почерпнули что-то интересное для себя, и это что-то поможет Вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами. Успехов Вам, удач и профессионального роста.

Публикации по теме:

Игра как средство эффективного взаимодействия педагога-психолога ДОУ и родителей. Сценарий игры «Это мой ребенок»Игра как средство эффективного взаимодействия педагога-психолога ДОУ и родителей. Сценарий игры «Это мой ребенок» Сценарий игры «Это мой ребенок» Цель: привлечение родителей к совместной деятельности с детьми. Задачи: способствовать развитию коммуникативных.

Различные формы организации взаимодействия педагога ДОУ с родителями в социокультурном пространстве с. Рыткучи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ручеек Подготовила: Манджиева Джиргал Эрдюшевна.

Деловая игра «Креативность как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ» Деловая игра с элементами тренинга для педагогов «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога.

Формы общения педагога с родителями в ДОУ Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с.

Консультация педагога-психолога для педагогов «Формирование социально-коммуникативной компетентности у дошкольников с ЗПР» Консультация педагога-психолога по формированию социально-коммуникативной компетентности у дошкольников с ЗПР для педагогов ДОУ. Как показывает.

Правила построения эффективного общения с родителями в ДОУ Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями.

Пути формированности профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников Понятие «профессиональной компетентности педагога ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников» определяется как комплексная характеристика,.

Различные формы организации взаимодействия педагога ДОУ с родителями в социокультурном пространстве Р. Б. Стеркина «Под понятием «социокультурный» мы понимаем источники, возможности, средства культуры, которые могут быть использованы для.

Совершенствование профессиональной компетентности педагога, как средство повышения качества образования в ДОУ Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность.

Тренинг «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями» «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями в ДОУ» Продолжительность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями в ДОУ
Опубликовано: 1 февраля 2019 в 12:20
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД