Папки-передвижки

Инновационная проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Ольга Зайцева
Инновационная проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Педагогический опыт воспитателя

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения-

детский сад № 30 «Звёздочка»

Зайцева Ольга Михайловна

Тема опыта:

«Инновационная проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДОУ»

Сведения об авторе:

Публикация «Инновационная проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Зайцева Ольга Михайловна

Образование: высшее

Окончила: 17 июня 2019

По специальности: Психолог организационно-управленческой деятельности

Присвоена квалификация: Бакалавр

Место работы: МБОДУ-детский сад № 30 «Звёздочка»

Должность: воспитатель

Стаж работы в занимаемой должности :12 лет

Дата начала работы над темой: сентябрь 2021г.

Дата окончания работы: октябрь 2023г.

Форма самообразования: индивидуальная

Введение

1 Актуальность

2 Новизна

1 Теоретическая часть

1.1. Анализ изученной литературы…

1.2. Проблема организации проектно – исследовательской деятельности дошкольников….

2. Практическая часть

2.1. Технологии и принципы организации работы…

2.2. Организация проектной деятельности с воспитанниками и их родителями….

2.3. Организация работы с педагогами…

3. Список литературы….

4. Вывод …

5. Приложения….

Введение

1 Актуальность и проблемность.

Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития : физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми.

В связи с введением в действие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

На мой взгляд, социально значимой формой детской познавательной активности является инновационная проектная деятельность. Слово «проект» стремительно вошло в жизнь нашего детского сада. Что же такое метод проектов? Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом, это совокупность приёмов, действий воспитанников в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде конечного продукта. На самом деле данный метод не является новым, он разработан в начале XX столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи. По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями». Прежде всего, тем, что он связан с развивающим, личностно – ориентированным обучением и его можно использовать в детских садах любого типа, в любой возрастной группе. Проект позволяет интегрировать сведения из разных образовательных областей для решения одной проблемы и применять их на практике.

Применительно к детскому саду проект - это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел, поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер). Дети дошкольного возраста, по своему психофизиологическому развитию, еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, поэтому, я обучаю их необходимым умениям и навыкам.

Изучив методическую литературу, активно участвуя в работе методических семинаров и педсоветов, я убедились в эффективности использования метода проектов в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.

2 Новизна опыта.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л. С., Данилина Т. А., Пахомова Н. Ю.) т. е. это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды. Проектная деятельность ребенка дошкольного возраста –это «деятельность по созданию по инициативе ребенка совместно со взрослыми социально-значимого продукта» (Н. Е. Веракса). Предпосылками использования метода проектной деятельности явились :

• видоизменение и совершенствование развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО;

• использование инновационных технологий в образовательной работе;

• адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

• многофункциональное взаимодействие с социумом.

Выдвинутые предпосылки обусловили выбор темы моего опыта работы:

«Инновационная проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДОУ»

Основная цель моей работы: изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством инновационной проектной деятельности.

Задачи:

• Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, работы с банком педагогической информации в системе Интернет;

• Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми, перспективный план работы с детьми и т. д.);

• Привлечь родителей к организации воспитательно – образовательной работы с детьми.

• Обобщать и распространять собственный педагогический опыт.

• Создать современную предметно - пространственную среду;

• Разработать инновационные проекты по познавательному развитию детей, создать копилку краткосрочных и долгосрочных проектов;

• Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на семинаре, проведения мастер-класса для педагогов, открытых занятий с детьми, участия в Интернет –конкурсах

Ожидаемые результаты:

У меня, как у воспитателя формируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

• умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

• овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста (проектная деятельность);

• умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике;

• пополнение копилки профессиональных достижений.

У детей формируются :

• творческие способности, коммуникативные навыки, умение экспериментировать, применять полученные знания на практике;

• социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт исследовательско - творческой деятельности;

• повысится степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.

У родителей воспитанников:

• появится интерес к совместному проведению исследования, подготовке к предстоящему творчеству и изготовлению конечного продукта;

• заинтересованность в презентации семейных проектов, которые обеспечивают ситуацию успеха каждой семье.

Этапы проекта

1. Подготовительный этап

- разработка нормативной базы

- анализ условий реализации;

- план пополнения предметной среды, методического обеспечения, разработка конспектов НОД.

2. Практический

– внедрение методических разработок в воспитательно образовательный процесс,

- промежуточный анализ эффективности использования интеллект-карт в образовательном процессе дошкольников,

внесение корректировок при необходимости.

3. Обобщающий

– анализ и оценка результативности реализации проекта,

- оформление методического продукта,

- диссеминация опыта работы

1. Теоретическая часть.

1.1 Анализ изученной литературы.

Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи.

Развитие метод получил в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса.

Идеи проектного метода в России появились одновременно с разработкой американских педагогов.

В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

Появившись в начале прошлого столетия для решения актуальных тогда задач образования, метод проектов не утратил своей привлекательности в наши дни. В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода.

Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и дошкольника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Вывод: Изучив методическую литературу, активно участвуя в работе методических семинаров и педсоветов, я убедились в эффективности использования проектной деятельности в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Использование проектного метода в дошкольном учреждении мы сможем создать условия для развития свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

1.2. Проблема организации проектно - исследовательской деятельности дошкольников.

Проектную деятельность в детском саду начала, работая с детьми2 младшей-средней – старшей и подготовительной группы. При организации проектной деятельности стала использовать в образовательной деятельности принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой.

Для стимулирования исследовательской активности воспитанников, я проводила коллективные игры с интересными сюжетами. Игра, которая является основным видом деятельности детей, расширяет их кругозор, стимулирует познавательный интерес. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, появляется стремление к знаниям.

Заинтересовавшись проблемой организации проектно - исследовательской деятельности дошкольников, мною была разработана модель развития поисково-исследовательской деятельности в ДОУ и семье, которая направлена на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности.

Все проекты, занятия, видео,опыты и т. д. проводились в совместной и самостоятельной деятельности детей.

2. Практическая часть.

2.1. Технологии и принципы организации работы.

Основным принципом в работе с воспитанниками было дать ребенку возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках, ведь именно такой опыт запоминается надолго.

При организации проектной деятельности я использовала в образовательной деятельности принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Была разработана и проведена серия непосредственно образовательной деятельности с детьми. Данная работа проходила в рамках интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Среди всего многообразия современных образовательных технологий, можно выделить следующие технологии, регулярное и системное применение которых возможно при реализации проектов.

Здоровьесберегающие технологии - системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественный анализ педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье воспитанников и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики. Иными словами любая технология применяемая для развития познавательных интересов детей должна быть здоровьсберегающей, потому что основной задачей дошкольного образования является обеспечение дошкольнику высокого уровня реального здоровья.

Индивидуальный подход – это подход, предполагающий учет индивидуальных особенностей воспитанников и использование этих особенностей для составления заданий, посильных и в тоже время в достаточной степени развивающих каждого из них.

Дифференцированный подход - в процессе этого подхода педагог изучает, анализирует, классифицирует различные качества личности и их проявления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для определенной группы воспитанников, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи воспитания, формы включения детей в общую деятельность и коллективные отношения.

Информационно – коммуникативные технологии - компьютерными технологиями в познавательном развитии могут быть следующие: информация для подготовки к НОД, подготовки докладов, изготовление презентаций, создание видеофильмов, использование адаптированных компьютерных игр, поиск детьми совместно с родителями информации по проблеме и т. д.

Диалого-дискуссионная технология - одна из самых часто применяемых во время реализации проектов. Она может реализовываться через беседу, рассказ.

Технология эвристического образования - обучение, ставящее целью конструирование ребенком собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Она предполагает предоставление заданий с серией наводящих вопросов и примеров, это установление отношений в проблемных ситуациях; в поисковый процесс вовлекаются знания и умения детей; стимулируется познавательный интерес, коллективное решение трудных проблем. Эвристический же подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует ребенка на достижение неизвестного им заранее результата.

Игровая технология – важнейший вид детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности.

В процессе реализации проектов широко используются : дидактические игры, строительно - конструктивные, театрализованные игры, сюжетно - ролевые…

Все рассмотренные мной образовательные технологии так или иначе являются личностно-ориентированными. Образовательный процесс предполагает личностное общение педагога с воспитанником, основывается на чувствах, переживаниях, эмоциях, поэтому все образовательные технологии постоянно интегрируются в соответствии с поставленными целями и задачами реализуемого проекта.

2.2. Организация проектной деятельности с воспитанниками и их родителями.

Запланированная работа нацелена на то, чтобы ребенок из пассивного наблюдателя превратился в активного участника воспитательно-образовательного процесса. Этому способствовали и методы и приемы, которые варьировались в зависимости от целей и задач проекта.

Но для претворения в жизнь всех планов и задумок необходима работа не только сотрудников детского сада, но и родителей, семьи. Именно в семье, в привычной для себя обстановке дети получают начальные представления об окружающем мире. Работа с семьей была одним из тех механизмов, которые помогли достигнуть намеченной цели.

Проектно – исследовательская деятельность – один из интерактивных, инновационных методов современного обучения, который помогает не только всестороннему развитию ребенка, но и упрочняет положительную мотивацию к знаниям, дает новый толчок в отношениях «родитель – ребенок – детский сад». Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому, начиная с младшего дошкольного возраста, использую ролевые, игровые и творческие проекты. Кроме этого в своей практике работы с детьми реализовывала различные проекты : комплексные, творческие, групповые, индивидуальные, исследовательские и т. д.

В работе с детьми были реализованы проекты :

«Осень золотая»

«Здравствуй, Зимушка зима»

«День народного единства»

«Огонь ошибок не прощает»

«Мама -солнышко мое!»

«Мой папа лучше всех вокруг, мой папа самый лучший друг»

«С чего начинается Родина»

" Животные Арктики и Антарктики"

«Подводный мир»

«Русский православный праздник Пасха»

«Огород на окошке»

«Космос и мы»

«Мы против терроризма»

«Эколята-дошколята»

«Страны и народы».

«Я выбираю свое будущее»

«Зубная паста и прочность зубов»

«Инженерная лаборатория»

«Брянский лес- партизанский край.»

Каждый проект доводиться до логического успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за достигнутый результат. После завершения работы предоставляю возможность детям предъявить результат окружающим – праздники, тематические выставки, оформление альбомов.

В период работы над проектом, по какой – либо теме группа буквально живет этой темой. В групповом помещении есть информационный стенд для родителей, где помимо темы они могут узнать, как им можно включиться в проект. Проектная деятельность делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей. Но зачастую родителей включают в проект сами дети, которые несут из группы домой свои вопросы, знания, желания что – то узнать и сделать, а из дома в группу материалы, книги, истории, поделки и т. п. Родители, участвуя в реализации проектов, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над ними, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

В своей деятельности использую следующие формы работы с родителями (законными представителями) : проведение нетрадиционных родительских собраний, групповых, семейных проектов, педагогических гостиных, театрализованных представлений, организация фотовыставок, организация развлечений и праздников, фольклорных концертов с участием родителей (законных представителей, оформление тематических выставок, мастер – классов для родителей совместных с детьми, а также проведение анкетирования и опросов.

Для родителей воспитанников провела консультацию «Проектная деятельность в ДОУ», «Что такое детское проектирование, «Роль совместного творчества в семье», проведено анкетирование родителей. Результаты опроса показали, что родители готовы к сотрудничеству и положительно настроены на участие в совместных проектах взрослых и детей. Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проекте.

2.3. Организация работы с педагогами ДОУ.

Мною осуществляется работа с педагогическим коллективом ДОУ, направленная на повышение профессиональной компетентности педагогов, которая включает в себя такие формы работ как: педагогический совет, распространение практического опыта среди педагогов ДОУ в форме демонстрации презентаций, результатов продуктивной деятельности; проведение мастер – классов, групповых проектов, конкурсов, а также выход в СМИ.

В данный период времени, наблюдая за детьми своей группы дети больше внимания обращают на лего- конструктор, где выполнят разных роботов, интересуются больше компьютерами и телефонами. Поэтому на перспективу взяла реализовать такие проеты,как «Инженерная лаборатория», «Мир 3 Д»

3 Список учебно-методической литературы.

Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. 2000.№ 1

Белая, К. Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К. Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - № 2.

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008.

Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).

Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.

Дыбина О. В., Еник О. А. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007.

Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду : родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.

Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2011.

Маханёва, М. Д. Самообразование педагогов / М. Д. Маханёва // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 1.

Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Волгоград, 2008.

Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

Рыжова Н. А. Программа «Наш дом - природа» блок занятий «песок, глина, камни». карапуз - дидактика Москва 2005.

Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении. // методическое пособие. - М. : АРКТИ, 2010.

Урмина И. А. Инновационная деятельность в ДОУ : программ - метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И. А. Урмина, Т. А. Данилина. – М. : Линка-Пресс, 2009.

Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.

Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности

4. Вывод:

Совместный сбор материалов по теме занятия, игры, конкурсы, презентации раскрыли творческие способности детей, вовлекли родителей в воспитательный процесс что, естественно сказалось на результатах.

Решая различные познавательно- практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобрели способность нестандартно мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции, удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – заложили у детей первые крупинки уверенность в своих силах, побудили к новому поиску знаний.

Коллективные переживания сблизили детей друг с другом и со взрослыми, способствовали улучшению микроклимата в группе

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность, предполагающая тесное сотрудничество и партнерство родителей, педагогов и детей, способствует созданию атмосферы психологического комфорта в группе. Благодаря направленности проектной деятельности на конкретный конечный результат и планированию практических действий для достижения поставленной цели она помогает повысить качество образовательного процесса.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности и на меня как воспитателя. Проектирование заставило меня постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменило мое мировоззрение и теперь не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста, поиска новых форм работы с детьми

5 .Приложения

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУФитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол - гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационная проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 ноября 2023 в 10:40
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД