Руфия Афанасьева
Инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя с родителями ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя
с родителями ДОУ
Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы приобщать ребенка к миру музыки, научить понимать его, развивать музыкально-творческие способности, творчески сопереживать воспринимаемому.
Публикация «Инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя с родителями ДОУ» размещена в разделах
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Успех в данной работе может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи. Недаром еще Василий Александрович Сухомлинский писал: «Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей». Детский сад - первое учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.
Мотивированный и компетентный педагог обязательно должен повышать уровень психолого-педагогических компетенций у родителей своих воспитанников по вопросам музыкального развития детей. Я, музыкальный руководитель, так же, как и все педагоги нашего детского сада, стараюсь тесно сотрудничать с родителями воспитанников.
Цели взаимодействия :
1. Построение партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников для решения задач музыкального образования детей.
2. Повышение родительской компетентности в музыкальной области.
В нашем детском саду созданы все условия для организации педагогического просвещения родителей. Педагогически грамотные родители понимают важность музыкального воспитания в развитии ребенка, и стремятся обогатить эмоциональными впечатлениями, расширить его музыкальный опыт, посещая с ним концерты. Стараются заинтересовать ребенка занятиями музыкой в кружках, студиях, музыкальной школе. Поиск форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей, является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. Работа по взаимодействию с родителями ведется по трем направлениям:
1. Педагогическое просвещение родителей, которое включает в себя открытые просмотры мероприятий; родительские собрания; наглядную информацию; организацию фотовыставок; статьи и репортажи в СМИ, публикации на сайте ДОУ; личном сайте педагога, переписку по электронной почте.
2. Повышение компетентности родителей в области музыкального воспитания. Главной целью в этом направлении стало обогащение родителей знаниями в вопросах музыкального воспитания детей дошкольного возраста с помощью консультаций, практикумов, деловых игр, мастер-классов.
3. Совместная деятельность. Следует отметить, что любое совместное мероприятие позволяет родителям устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями; увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; укреплять детско-родительские связи; делиться опытом с другими родителями.
Формы взаимодействия музыкального руководителя с родителями
Для улучшения качества работы, в поисках интересных методов и приемов, выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности я использую:
1. Информационно – аналитические формы, такие как тестирование и анкетирование. В начале года мы проводим анкетирование родителей для того, чтобы выявить:
• уровень компетентности в вопросах музыкального воспитания,
• определить запросы на музыкальное воспитание,
• готовность родителей к сотрудничеству,
• провести анализ особенностей музыкальных приоритетов в семье.
Получив реальную картину, на основе собранных данных, анализирую музыкальные общесемейные и детские предпочтения, особенности семейного досуга, обдумываю тактику общения с родителями.
2. Для повышения педагогической компетентности родителей я использую такие информационно-познавательные формы, как:
• Родительские собрания. На собрании кратко и доступно раскрываю суть работы с детьми по музыкальному развитию, цели и задачи данной возрастной группы. Знакомлю родителей с репертуаром, предлагаю материал для проведения досуговых мероприятий в семье.
• В индивидуальных беседах знакомлю родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития.
• Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье проводится с целью музыкального просвещения родителей, по темам: «Как определить талант ребенка», «Творите и фантазируйте. Рисуем музыку», «Музыкальные игры в семье», «Как слушать музыку с ребёнком». В том числе для этих целей мною используется стенд «Домисолька».
• Папки – передвижки - это интересно оформленный материал, который можно и нужно использовать на практике. Предлагаю вашему вниманию несколько папок-передвижек, которые были подобраны с учетом запросов родителей.
• Информация по музыкальному воспитанию дошкольников представлена и доступна родителям в буклетах. Я стараюсь в доступной форме рассказывать родителям, что необходимо делать, чтобы совместными усилиями сделать каждого ребёнка успешным.
• Мастер-классы, занятия-практикумы проводятся с целью приобретения родителями практических навыков музыкального развития (дыхательная, артикуляционная гимнастики, логоритмика); также с целью обучения совместному музицированию с детьми. Большой интерес у родителей вызвало использование сказок-шумелок.
• Статьи и репортажи в СМИ, фотовыставки на сайте ДОУ.
• Семейная мастерская. Очень радует и то, что родители активно участвуют в совместном создании и оформлении музыкальной предметно-пространственной образовательной среды. Прекрасной возможностью в налаживании партнерских отношений может стать совместная деятельность по изготовлению музыкальных инструментов, дидактических игр, пособий. А самое главное, что в процессе всего этого происходит не только передача знаний и опыта, но и налаживание семейных социально – коммуникативных связей. Таким образом, музыкальный руководитель ненавязчиво вовлекает родителей в образовательный процесс.
3. Музыкально-досуговое направление включает в себя:
- открытые просмотры музыкальной деятельности, совместные праздники и развлечения, творческие конкурсы, совместные проекты, участие в городских мероприятиях.
Родителям очень нравится, когда их привлекают к участию в мероприятиях детского сада. ВИДЕО. Многие, принимая активное участие в мероприятиях, раскрываются как организаторы, артисты, оформители, костюмеры. В нашем детском саду были организованы и проведены совместные праздники и развлечения: «День семьи, любви и верности», «Наши защитники», «День отца», «Флешмоб Дедов Морозов», «Осеннее кафе», «День матери», квест «Остров сокровищ». С удовольствием участвуют родители и в новогодних утренниках;
Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:
- Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
- Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью;
- Подготовка отдельных номеров;
- Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;
- Помощь в оформлении музыкального зала;
- Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.
- К участию в творческих конкурсах родители помогают разучивать слова песен, подготавливают костюмы, оказывают помощь в транспортировке дошкольников к месту проведения конкурса. Наши вокалисты занимают призовые места в конкурсах разных уровней.
Последние 2 года наши возможности по работе с родителями были ограниченны и здесь на помощь мне пришли средства информационно-коммуникативных технологий. Ни для кого не секрет, что 21 век - это время бурного развития компьютерных технологий и интернета. Почти у каждого активного пользователя сети интернет есть аккаунт в социальных сетях. Поэтому данную проблему мы попробовали решить с помощью использования информационно-коммуникативного пространства.
• Совершенно новый потенциал для взаимодействия с родителями несёт в себе сайт детского сада, персональный сайт педагога. Сайты разработаны и функционируют, как источник познавательной, аналитической, наглядной и просветительной информации. Цель раздела «Музыкальный руководитель рекомендует» - оказание консультативной помощи по запросу родителей. Этот же материал можно найти и в печатном варианте в музыкальном уголке групп. Также на сайте я размещаю фотовыставки праздников, спектаклей, квестов, развлечений и занятий. Сайт дал родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, проводимых мероприятиях, новостях, дал возможность получать различные консультации;
• В социальной сети ВК функционирует группа «Детский сад 16 Солнышко». Созданная группа позволила показать родителям, открытые мероприятия в детском саду: праздники, развлечения, мастер-классы, возможность оставлять комментарии и задавать вопросы – т. е. родитель может не только знакомиться и просматривать информацию, но и общаться с педагогами группы.
• Родительские чаты в мессенджере Ватсап
Цель: Ознакомление с жизнью детей, интересными событиями за день.
Через создание фотоальбомов с фоторепортажами, размещение видеосъемки, родители имеют возможность узнать, чем занимались дети, что интересного узнали, чему научились за день, проведённый в детском саду. Плюсом является то, что материал могут прочитать все участники группы, и взять полезную информацию для себя. Высказать своё мнение по данному вопросу, советы, предложения.
• Для более эффективного взаимодействия с родителями я использую QR-код. Цель: Создание креативного образовательного пространства для родителей. Нетрадиционная методика подачи информации повышает интерес к вопросам развития детей в музыкальной деятельности, а также активизирует родителей на решение проблем в музыкальном воспитании.
Считаю, что социальные сети можно и нужно активно использовать в своей работе любому педагогу 21 века. Они ни в коем случае не отменяют стандартные формы работы, а предоставляют дополнительное пространство для реализации поставленных целей по работе с семьями детей. Мы не можем игнорировать процессы, протекающие в обществе. Интернет и социальные сети стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Так почему бы не привлечь их к служению нашей цели.
В дальнейшем мы планируем организовать и проводить на постоянной основе:
• Конкурс семейных талантов;
• Семейная гостиная.
Заключение
Проводимая работа в данном направлении позволяет значительно повысить активность родителей в вопросах музыкального воспитания. Работая совместно с семьей, удается сформировать устойчивый интерес к музыкальной деятельности у большинства детей, повышается уровень музыкального развития как детей, так и их родителей. Сложившаяся система работы создает предпосылки для дальнейшего совершенствования музыкального воспитания детей.
Данные формы работы, представленные мною, соответствуют ФГОС и направлены на решение программных задач музыкально-художественного воспитания дошкольников.
Родители, которые выбрали активную позицию сотрудничества и сотворчества, стали нашими соратниками, у них появилась мотивация, интерес к различным направлениям музыкального развития дошкольников. И в результате тесного сотрудничества ДОУ с родителями повышается качество музыкального воспитания детей.
Хороших и понимающих всем вам родителей!
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017 года
1. Доронова Т. Н. Вместе с семьёй - М. : Просвещение, 2006.
2. Давыдова И. А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями // 1 сентября. 2013.
3. Зацепина М. Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности - М. : Творческий центр, 2010.
4. Калинина Т. В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве // Управление ДОУ. 2008. №6.
5. Радынова О. П. Музыкальное воспитание в семье - М. : Просвещение, 1994
5. Электронные ресурсы
https://e.muz-ruk.ru/
https://www.muspalitra.ru/
https://www.musical-sad.ru/