МААМ-картинки

Инновационные подходы к разработке программ по оптимизации адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения

Елена Гроздева
Инновационные подходы к разработке программ по оптимизации адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения

Инновационные подходы к разработке программ по оптимизации адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения

Е. В. Гроздева

г. Чебоксары

Создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования и гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья детей - одна из приоритетных задач, определяемая Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Реализация основных положений ФГОС дошкольного образования определяет необходимость разработки новых подходов во взаимодействии с детьми, обеспечивающих укрепление физического и духовного здоровья детей, овладение ими начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Публикация «Инновационные подходы к разработке программ по оптимизации адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах

Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение представляет собой один из важных периодов его жизни и сопровождается значительным напряжением со стороны всех систем организма. Детский сад для ребенка, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Процесс адаптации включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, сложившихся семейных отношений, условий пребывания в дошкольном учреждении. Изучению проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения посвящены работы Н. М. Аксариной, Р. В. Тонковой-Ямпольской, Л. В. Белкиной, Л. Н. Галигузовой, Т. А. Дороновой, И. Н. Серовой, Е. И. Морозовой, С. В. Крюковой, Н. П. Слободняк, Н. В. Кирюхиной, В. Н. Гурова, В. П. Костиной и др. В работах исследователей выделены основные этапы адаптации и степени, характеризующие адаптацию детей, предложены варианты психолого-педагогической диагностики, направленной на оценку особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, раскрываются особенности поведения детей в период адаптации и характер протекания их, факторы психологического благополучия детей, эффективные методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду. Особое внимание отводится семье, как одному из решающих факторов в формировании ребёнка, т. к. первое знакомство ребенка с окружающим миром осуществляется через родителей, поэтому их влияние в период адаптации велико и ответственно. От семейной атмосферы будут зависеть черты характера и мир чувств ребёнка, его отношение к познанию и то, какое в конечном итоге направление примет развитие его личности, её жизненный путь.

Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме адаптации детей к детскому учреждению, позволяет обозначить два основных условия, влияющих на скорость и качество привыкания детей к новым для них жизненным обстоятельствам. Первое условие – семья ребенка и те действия родителей, которые направлены на облегчение его адаптации к детскому саду. Второе условие – детский сад и та специальная работа педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения, которая обеспечивает благополучную адаптацию детей, впервые поступающих в группу детей. В настоящее время существуют пособия и практические рекомендации для педагогов и родителей по организации и содержанию работы по успешной адаптации детей к условиям ДОУ, созданию адаптационных групп, планированию работы педагогов и психологов ДОУ с семьей (Е. П. Арнаутова, Л. В. Белкина, Т. Н. Борисова, Л. В. Галашко, Л. Ю. Доценко, Н. Д. Ватутина, А. С. Галанов, Н. В. Кирюхина, О. И. Давыдова, А. А. Майер, О. Г. Заводчикова, Е. В. Жердеева, Е. И. Морозова, С. В. Крюкова, Н. П. Слободняк, Т. Б. Круглова и др.). Вместе с тем практика показывает, что решение задачи создания условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ затрудняется значительной рассогласованностью между высоким уровнем теоретико-методологической разработки данной проблемы и недостаточной разработанностью методических аспектов организации психолого-педагогической помощи детям и их семьям, поступающим в дошкольное общеобразовательное учреждение.

Настоящее исследование было организовано на базе МБДОУ «Детский сад №89 «Ладушки»» г. Чебоксары. Анализ результатов наблюдения за ходом адаптации детей 2-3 лет, опроса воспитателей и родителей, показал, что часть детей тяжело адаптируется к новым условиям ДОУ, воспитатели не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, педагоги часто испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями, в свою очередь родители зачастую относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, а возникающие проблемы склонны объяснять плохой работой воспитателей. Указанные факты свидетельствовали о необходимости разработки программы по оптимизации адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения, которая с одной стороны должна быть основана на современных достижениях психологической и педагогической науки в данной области, а с другой - учитывать психологические особенности детей и их родителей, организационные и методические возможности образовательного учреждения.

Как известно, приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Семье ребенка требуется некоторое время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребенка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка. Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ. Одним из эффективных факторов адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения является посещение профильной группы кратковременного пребывания. Адаптационная группа позволяет ребенку в наиболее щадящем для него режиме привыкнуть к новой среде обитания, новым людям, новым требованиям. Присутствие в группе матери или других близких взрослых помогает ребенку преодолеть страх перед детским садом, способствует плавному отрыву от родителей. Цель работы группы – сформировать готовность ребенка к вхождению в социум, способствовать быстрому привыканию к детскому саду; предоставить ребенку возможность проявить собственную инициативу в выборе занятий и во взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Посещение ребенком группы кратковременного пребывания обеспечит ему комфортное безболезненное «вхождение» в социум. И в определенном смысле «подготовит» к поступлению в дошкольное учреждение. Однако этого, на наш взгляд, недостаточно.

В ходе исследования была разработана трехступенчатая программа по оптимизации адаптации детей раннего возраста к ДОУ:

Первая ступень. Посещение ребенком группы кратковременного пребывания на базе дошкольного учреждения, которое впоследствии ребенок будет посещать. Режим работы – совместное пребывание ребенка с близким взрослым в течение 2-3 часов. В группе осуществляется стимуляция двигательной и познавательной активности посредством организации занятий, нацеленных на психомоторное, сенсорное, речевое развитие, становление основ самосознания, приобретение первичного опыта общения со сверстниками и посторонними взрослыми. Занятия проводятся с учетом принципа постепенности и «зоны ближайшего развития» каждого ребенка. Медико-психологическое сопровождение осуществляется врачом и психологом дошкольного образовательного учреждения.

Вторая ступень. Ознакомление членов семьи с особенностями пребывания ребенка в дошкольном учреждении – перечнем необходимых документов, режимом дня, рационом питания, требованиями, предъявляемыми к ребенку. Знакомство родителей и ребенка с воспитателями и группой. Необходимо выявить возможность ребенка к установлению тактильно-эмоциональных контактов, что чаще всего является гарантом становления положительных взаимоотношений с ребенком и его адаптации в целом.

Посещение ребенком вместе с одним из родителей эмоционально привлекательных мероприятий дошкольного учреждения (лучше, если это будет прогулка, музыкально занятие). Постепенно время совместного пребывания на привлекательных мероприятиях сокращается и увеличивается время совместного посещения малопривлекательных режимных моментов. Впоследствии постепенно сокращается и это время.

Пребывание родителей на наш взгляд должно ограничиваться приемной комнатой, участие родителей в педагогическом процессе не предполагается. Близким взрослым отводится роль «эмоционального стабилизатора» для ребенка. Ребенок волен в своем выборе – он может провести время рядом с мамой, а может откликнуться на интересное мероприятие, организованное воспитателем. Воспитатель должен постепенно привлекать ребенка к разным видам деятельности, проводимым в группе. При этом особенно важным является положительный эмоциональный настрой самих родителей, доверие к специалистам, уверенность в успешной адаптации ребенка. Дети раннего возраста не испытывают потребности в общении со сверстниками, поэтому самой значимой для него фигурой в ходе адаптации является воспитатель. От того, насколько он станет привлекательным для ребенка, будет зависеть успешность протекания его адаптации. Этот этап не имеет ограничений по времени, его продолжительность будет зависеть от особенностей темперамента, индивидуальных темпов развития ребенка, его адаптивных возможностей.

Третья ступень. Самостоятельное посещение ребенком детского сада. Жестких границ между второй и третьей ступенями нет, одна «плавно» перетекает в другую.

При организации адаптации необходимо учитывать специфику психоэмоционального состояния ребенка в этот период. Желательным является соблюдение следующих рекомендаций:

• набор детей в группу необходимо вести с периодичностью в 10 дней, поскольку именно такова продолжительность течения адаптации при ее легкой степени тяжести в период острой фазы;

• недопустимым является смена воспитателей и младших воспитателей, так как именно к ним адаптируется ребенок;

• нежелательным является посещение группы посторонними людьми (в том числе сотрудниками, исключение составляют врач и психолог. Должны быть исключены все открытые мероприятия в группе – показы занятий, экскурсии для студентов и прочие. Это связано с наличием у ребенка тревожного состояния, которое может усилиться под влиянием новым стимулов;

• воспитатель должен предъявлять ребенку адекватные требования, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности, терпимо относиться к отсутствию умения и навыком, принимать во внимание его формально-динамические характеристики (особенности темперамента – общую моторную активность, характеристики эмоциональной сферы, специфику защитных реакций;

• воспитатель обязан придерживаться доброжелательного тона общения, желательно ограничить запреты;

• организация предметной среды должна обеспечить ребенку свободный доступ к любым имеющимся в группе игрушкам и предметам. Предметная деятельность, являясь ведущей в этом возрасте, позволяет снизить психоэмоциональное напряжение, что особенно значимо для детей, избегающих контакта с воспитателем;

• ребенку можно разрешить принести в детский сад любой домашний предмет – игрушку, книгу или что-то другое.

Практическая реализация данной модели в ходе нашего исследования продемонстрировала позитивную динамику адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ и обеспечила развитие ресурсов поддержки психологического и физического здоровья детей. Таким образом, определяющими психолого-педагогическими условиями успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ являются : организация групп кратковременного пребывания; ознакомление родителей с условиями пребывания в ДОУ; оптимизация взаимодействия детей в группе; совместная работа с родителями по оптимизации адаптации к условиям ДОУ. Предложенная модель является вариативной и может быть предложена в педагогическую практику с целью оптимизации успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации на проведение научно-исследовательской работы по теме "Психолого-педагогическое сопровождение образования ребенка в контексте реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования" (Проект № 1688).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1 Бурмистрова, Е. В., Хохлова, Е. А. Социально-педагогические механизмы успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению / Е. В. Бурмистрова, Е. А. Хохлова // Детский сад от А до Я. - №2. – 2009. – С. 34 — 47

2 Ватутина, Н. Д. Ребенок поступает в детский сад / Н. Д. Ватутина. - М. : Просвещение, 1993. - 170 с.

3 Вершинина, Л. В. Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению // Детский сад от А до Я. - №2. – 2009. – С. 4-16

4 Жердева, Е. В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е. В. Жердева. - Ростов н/ Д: Феникс, 2007. - 192 с.

Публикации по теме:

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерамиВзаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации Российского образования является повышение его качества, приведение в соответствие с.

Адаптация ребенка к новым условиям дошкольного образовательного учреждения «Маленький человечек в детском саду»Адаптация ребенка к новым условиям дошкольного образовательного учреждения «Маленький человечек в детском саду» Вот, уж, как 29 год наш центр развития ребенка детский сад «Белоснежка» раскрывает двери для самых маленьких своих воспитанников. Это испуганные,.

Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями На сегодняшний день практически все родители заинтересованы, чтобы их дети успешно развивались, социализировались и проходили обучения во.

Инновационные подходы к правовому воспитанию детей дошкольного возраста В настоящее время для эффективной работы дошкольных учреждений актуальным является деятельность в инновационном режиме, в постоянном поиске.

Использование различных методов работы дошкольного образовательного учреждения с родителями по формированию ЗОЖ у детей Наталия Глазова Тема моей публикации: Использование различных методов работы дошкольного образовательного учреждения с родителями по.

Конструирование среды дошкольного образовательного учреждения как условие формирования экономической культуры детей старшего В современных условиях к образованию предъявляются новые требования: содержание, передаваемое в образовательных системах, должно подготовить.

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения через нетрадиционные вид Методическая разработка на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения через нетрадиционные виды изобразительной.

Методическое объединение на тему «Оптимизации процесса адаптации ребёнка к условиям ДОУ» Обсуждение с педагогами. Приветствие: Придумано кем то просто и мудро при встрече здороваться доброе утро! Проблема адаптации ребенка.

Педагогический проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» Обнимайте малышей под любым предлогом! ведь от маленьких детей еще пахнет Богом. Пояснительная записка Актуальность проекта: В условиях.

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей. "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные подходы к разработке программ по оптимизации адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения
Опубликовано: 19 марта 2017 в 17:33
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД