Кира Маркова
Инновационные подходы к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста в поликультурном образовательном пространстве
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные подходы к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста в поликультурном образовательном пространстве (с учетом социальной ситуацией региона)
Выполнила:
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Маркова Кира Анатольевна
МБДОУ №257 «Самоцветы»
Ульяновск 2022г
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ….….3
2. Целевой раздел…. …. 7
2.1 Задачи реализации программы….…. 7
Публикация «Инновационные подходы к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста в поликультурном образовательном пространстве» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
2.2 Основные методы воспитания этнотолерантности у детей…7
2.3 Содержание образовательной деятельности …9
3. Используемая литература …. 13
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа является обязательной частью основной
образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения г. Ульяновска «Детский сад № 257».
Программа «Поликультурное детство» направлена на развитие личности
обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление
психического здоровья и физическое воспитание, достижение результатов
освоения обучающимися основной образовательной программы
дошкольного образования.
Программа «Поликультурное детство» имеет модульную структуру и
включает в себя:
- описание особенностей в детском саду воспитательного процесса;
- цель и задачи воспитания обучающихся на уровне дошкольного
образования;
- виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических
работников, обучающихся и социальных партнеров организации,
осуществляющей образовательную деятельность в сфере дошкольного
образования;
- основные направления самоанализа воспитательной работы в организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
Программа «Поликультурное детство» реализуется совместно с семьей и
другими институтами воспитания.
Программа «Поликультурное детство» предусматривает приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая
культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения в российском обществе с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей дошкольного возраста.
Программа «Поликультурное детство» является открытым документом, что
предполагает возможность внесения в нее изменений по причинам,
связанным с изменениями во внешней или внутренней среды дошкольной
образовательной организации.
Программа «Поликультурное детство»
Дошкольный возраст имеет основополагающее значение для социального
становления личности в целом и для воспитания этнотолерантности, так как,
с одной стороны, ребенок изначально толерантен, а с другой стороны,
именно на ранних стадиях закладывается прочная база для будущих
этнических и расовых предрассудков и конфликтов.
Компонентами содержания социального развития старших дошкольников в
поликультурном обществе становятся толерантность, патриотизм,
гражданственность и этнотолерантность, которые формируется
целенаправленно в педагогическом процессе ДОУ средствами вхождения
ребенка в культуру.
Средства этнокультурного образования и воспитания дошкольников.
Наиболее ценной для воспитания и обучения ребенка становиться духовная
культура и, особенно, искусство. Произведения разных видов искусства
близки эмоциональной природе ребенка, его способности мыслить
образами и выражать свое отношение к окружающему в разных видах
художественной деятельности.
Наиболее доступными из них для дошкольников являются :
- Народная игровая культура. Ребенку понятны и интересны такие ее
формы: народные игры разных видов (подвижные игры и состязания,
сюжетные, хороводные, словесные, народная игрушка, народный праздник
и народный театр. Традиционно народная игровая культура рассматривается
как средство вхождения ребенка в пространство родной культуры. Вместе с
тем, введение элементов народной игровой культуры различных этносов и
общностей в педагогический процесс детского сада может способствовать
ознакомлению дошкольников с историей развития человечества,
воспитанию толерантного отношения к разным народам у детей
дошкольного возраста, их поликультурному развитию.
- Устное народное творчество, ценность которого состоит в познавательном,
эстетическом и воспитательном значении. Фольклорные тексты естественно
включаются в разные виды детской деятельности (игровую,
изобразительную, театрализованную). Произведения устного творчества
разных народов содержатединые архетипы, выражающиеся в образах,
сюжетах, морали и пр. Их освоение помогает дошкольнику понять общность
нравственно-этических общечеловеческих ценностей.
- Декоративно-прикладное искусство разных народов, в произведениях
которого отражаются традиционные культурные ценности этносов и
этнических групп. Знакомство со спецификой народных декоративных
промыслов разных культур, с общими и различными образами и символами,
позволяет дошкольникам увидеть и осмыслить, что их специфика зависит от
внешних особенностей жизни этноса (главным образом, среды обитания, а
общность определяется единством нравственных и эстетических ценностей.
Возможность не только наблюдать, но и участвовать в создании предметов
на основе народных традиций, делает этот процесс увлекательным и
полезным для ребенка.
- Поликультурное пространство мини-музея «Русская изба». Музей как
социокультурный феномен обладает большими потенциальными
возможностями для приобщения дошкольников к различным культурам,
благодаря наглядно представленным памятникам и музейным экспонатам.
Современные технологии делают доступным и интересным процесс
приобщения дошкольников к культуре русского народа в условиях музея.
2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
2.1 Задачи воспитания этнотолерантности
Формировать уважение к людям разных национальностей, их культуре.
Поддерживать интерес к народной культуре своей страны (устному
народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам).
• Развивать представление о том, что Россия – большая
многонациональная страна, все люди которой хотят жить в мире и согласии.
• Познакомить с расовым составом жителей нашего региона, помочь
понять многообразие этнического состава.
Объяснить, что в каждой стране живут люди разных национальностей.
• Объяснять значение позитивного общения, сотрудничества с людьми
разных стран и этносов.
• Способствовать выражению отношения к жизни разных народов, к
событиям истории в играх, рисунках, рассказах, вопросах.
Освоение задач воспитания этнотолерантности у дошкольников
осуществляется в разных видах совместной и самостоятельной деятельности
2.2 Основные методы воспитания этнотолерантности у детей
старшего дошкольного возраста :
Рассказы взрослого, чтение книг, просмотр видеофильмов,
видеопрезентаций, прослушивание аудиозаписей, беседы, организация
выставок обеспечивают накоплению ребенком представлений о расовом и
этническом составе планеты, нашей страны, особенностях этнической
культуры, возбуждают интерес к данному содержанию. Знакомство детей с
устным народным творчеством, народными игрушками и способами их
изготовления, народными играми, народным музыкальным и
изобразительным искусством, народными праздниками способствуют
воспитанию интереса к культуре родной страны, своего этноса, других
народов и национальностей, углубляют опыт познания ребенком причин
различия и глубинное сходство этнических культур, обеспечивают
возможность отражения полученных знаний в разных видах художественно-
творческой деятельности.
Обсуждение реальных специально созданных проблемных ситуаций,
связанных с решением проблем межэтнического взаимодействия в целях
воспитания этнотолерантного отношения к людям (детям и взрослым)
различных рас и национальностей.
Метод проектов углубляет интерес ребенка к этнической проблематике,
мотивирует к самостоятельному поиску информации. Деям могут быть
предложены различные темы проектной деятельности: «Собирание
коллекций», «Создание мини-музея», «Создание альбома «Мы разные, мы
вместе» с рисунками и рассказами детей различной этнической
принадлежности, посещающих одну группу детского сада и пр. Праздники (в
том числе народные обрядовые праздники, театрализовано-музыкальные
развлечения, «семейные вечера» подводят своеобразный итог рассмотрения
темы, активное участие детей в них, взаимодействие с представителями
разных этносов способствуют накоплению опыта деятельности и поведения
на материале народной культуры и искусства.
2.3 Содержание образовательной деятельности
Познавательный компонент этнотолерантности
• Ребенок знакомиться с тем, что люди, населяющие нашу планету
относятся к разным расам, что в каждой стране живут люди разных этносов.
• Ребенок имеет представление о том, что Россия – большая
многонациональная страна, все люди которой хотят жить в мире и согласии.
• Дошкольник знает, что люди объединяются в различные
национальные группы, видит их многообразие и некоторые внешние особенности.
• Ребенок начинает относить себя к определенному этносу.
• Дошкольник понимает, что знакомые им дети и взрослые могут быть
разных национальностей и культур, говорить на разных языках.
• Ребенок знает, что каждый народ имеет свою культуру на примере
произведений устного народного творчества, музыкального и
декоративно-прикладного искусства.
• Ребенок имеет представления о некоторых особенностях жизни детей
в других странах, об их любимых играх, игрушках, занятиях.
• Ребенок понимает значение позитивного общения, необходимость
сотрудничества и взаимопомощи людей разных стран и этносов.
Организация опыта освоения программы.
Эмоциональный компонент этнотолерантности:
Поддерживать и поощрять интерес к Поволжской народной культуре
(устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам).
Стимулировать развитие интереса к знакомству с культурой, народным
искусством различных этносов, населяющих нашу страну и наш регион.
Поддерживать желание организовывать совместную деятельность (игровую,
художественную) с детьми других национальностей, посещающих группу
детского сада.
Практический компонент этнотолерантности:
Обеспечивать развитие умений воспринимать и обсуждать различия и
сходства народной культуры некоторых этносов на основе знакомства с
народными игрушками, произведениями искусства.
Создавать условия для освоения умений общаться и организовывать разные
виды деятельности (прежде всего игры) с детьми другой национальности.
Инициировать стремление детей разучивать и исполнять некоторые
произведения устного, музыкального творчества разных народов.
В ходе организации игровой, художественной и проектной деятельности,
обеспечивать развитие умений отражать представления о многообразии
этнического состава населения страны, об особенностях их материальной
культуры и произведений устного народного творчества в рисунках,
рассказах, сюжетных играх, играх-драматизациях.
2.4 Итоги освоения содержания программы
Достижения ребенка («Что нас радует»)
Вызывает озабоченность и требует дополнительных совместных усилий
педагогов и родителей - Ребенок проявляет интерес к культуре своего
народа, русской народной культуре, знакомству с культурами различных
этносов, населяющих нашу страну.
*Ребенок знает, что Россия – большая многонациональная страна, понимает,
что все люди должны жить в мире и согласии.
*Дошкольник знает, что люди объединяются в различные национальные
группы, видит их многообразие, определяет их некоторые внешние
особенности, различие языка.
*Ребенок называет свою национальную принадлежность.
* Ребенок высказывается о значении позитивного общения, о
необходимости сотрудничества и взаимопомощи людей разных стран и
этносов.
* Ребенок стремится налаживать бесконфликтные отношения с детьми
других этносов, с желанием участвует в разных видах деятельности с ними.
*Ребенок не может назвать этносы, представители которых живут в России,
не знает название этноса, к которому относится.
* Интерес к культуре разных стран и народов выражен не ярко, ребенок
избегает общения об их особенностях.
* Ребенок с трудом называет некоторые особенности внешнего вида
представителей разных рас, не знает особенностей их культуры.
* Ребенок настороженно относится к людям других национальностей,
избегает общения и игр с детьми других национальностей, ярко
отличающихся от его собственной.
3 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Примерная парциальная образовательная программа «Поликультурное
детство» (Комплексная образовательная программа дошкольного
образования «Детство»/Т. И Бабаева,А. Г. Гогоберидзе,О. В. Солнцева и др.
В. Н. Косарева «Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3 – 7
лет». Издательство «Учитель» 2011.
О. Р. Меремьянина «Вместе с куклой я расту. Познавательно – игровые
занятия с детьми 2 – 7 лет» Издательство «Учитель» 2012.
О. В. Дыбина «Что было до …Игры – путешествия в прошлое
предметов для дошкольников» ООО «ТЦ СФЕРА» 2010.
И. Н. Курочкина «Современный этикет и воспитание культуры
поведения у дошкольников» ВЛАДОС-2003.
Т. Ф. Бабынина, Л. В. Гильманова, В. Э. Головенко «Диалог с
родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи»
Издательство «ТЦ СФЕРА» 2016.
А. В. Дронь, О. Л. Данилюк «Взаимодействие ДОУ с родителями
дошкольников. Программа «Ребенок – педагог – родитель» Санкт-Петербург
Детство – ПРЕСС 2012.
Е. В Шитова «Работа с родителями. Практические рекомендации и
консультации по воспитанию детей 2 – 7 лет» Издательство «Учитель» 2008.
О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Родительские собрания в ДОУ» АЙРИС
ПРЕСС Москва 2008.