Лучший педагог года

Инновационные подходы к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста в поликультурном образовательном пространстве

Кира Маркова
Инновационные подходы к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста в поликультурном образовательном пространстве

Инновационные подходы к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста в поликультурном образовательном пространстве (с учетом социальной ситуацией региона)

Выполнила:

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Маркова Кира Анатольевна

МБДОУ №257 «Самоцветы»

Ульяновск 2022г

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка ….….3

2. Целевой раздел…. …. 7

2.1 Задачи реализации программы….…. 7

Публикация «Инновационные подходы к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста в поликультурном образовательном пространстве» размещена в разделах

2.2 Основные методы воспитания этнотолерантности у детей…7

2.3 Содержание образовательной деятельности …9

3. Используемая литература …. 13

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа является обязательной частью основной

образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения г. Ульяновска «Детский сад № 257».

Программа «Поликультурное детство» направлена на развитие личности

обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление

психического здоровья и физическое воспитание, достижение результатов

освоения обучающимися основной образовательной программы

дошкольного образования.

Программа «Поликультурное детство» имеет модульную структуру и

включает в себя:

- описание особенностей в детском саду воспитательного процесса;

- цель и задачи воспитания обучающихся на уровне дошкольного

образования;

- виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических

работников, обучающихся и социальных партнеров организации,

осуществляющей образовательную деятельность в сфере дошкольного

образования;

- основные направления самоанализа воспитательной работы в организации,

осуществляющей образовательную деятельность.

Программа «Поликультурное детство» реализуется совместно с семьей и

другими институтами воспитания.

Программа «Поликультурное детство» предусматривает приобщение

обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая

культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам

поведения в российском обществе с учетом возрастных и индивидуальных

особенностей детей дошкольного возраста.

Программа «Поликультурное детство» является открытым документом, что

предполагает возможность внесения в нее изменений по причинам,

связанным с изменениями во внешней или внутренней среды дошкольной

образовательной организации.

Программа «Поликультурное детство»

Дошкольный возраст имеет основополагающее значение для социального

становления личности в целом и для воспитания этнотолерантности, так как,

с одной стороны, ребенок изначально толерантен, а с другой стороны,

именно на ранних стадиях закладывается прочная база для будущих

этнических и расовых предрассудков и конфликтов.

Компонентами содержания социального развития старших дошкольников в

поликультурном обществе становятся толерантность, патриотизм,

гражданственность и этнотолерантность, которые формируется

целенаправленно в педагогическом процессе ДОУ средствами вхождения

ребенка в культуру.

Средства этнокультурного образования и воспитания дошкольников.

Наиболее ценной для воспитания и обучения ребенка становиться духовная

культура и, особенно, искусство. Произведения разных видов искусства

близки эмоциональной природе ребенка, его способности мыслить

образами и выражать свое отношение к окружающему в разных видах

художественной деятельности.

Наиболее доступными из них для дошкольников являются :

- Народная игровая культура. Ребенку понятны и интересны такие ее

формы: народные игры разных видов (подвижные игры и состязания,

сюжетные, хороводные, словесные, народная игрушка, народный праздник

и народный театр. Традиционно народная игровая культура рассматривается

как средство вхождения ребенка в пространство родной культуры. Вместе с

тем, введение элементов народной игровой культуры различных этносов и

общностей в педагогический процесс детского сада может способствовать

ознакомлению дошкольников с историей развития человечества,

воспитанию толерантного отношения к разным народам у детей

дошкольного возраста, их поликультурному развитию.

- Устное народное творчество, ценность которого состоит в познавательном,

эстетическом и воспитательном значении. Фольклорные тексты естественно

включаются в разные виды детской деятельности (игровую,

изобразительную, театрализованную). Произведения устного творчества

разных народов содержатединые архетипы, выражающиеся в образах,

сюжетах, морали и пр. Их освоение помогает дошкольнику понять общность

нравственно-этических общечеловеческих ценностей.

- Декоративно-прикладное искусство разных народов, в произведениях

которого отражаются традиционные культурные ценности этносов и

этнических групп. Знакомство со спецификой народных декоративных

промыслов разных культур, с общими и различными образами и символами,

позволяет дошкольникам увидеть и осмыслить, что их специфика зависит от

внешних особенностей жизни этноса (главным образом, среды обитания, а

общность определяется единством нравственных и эстетических ценностей.

Возможность не только наблюдать, но и участвовать в создании предметов

на основе народных традиций, делает этот процесс увлекательным и

полезным для ребенка.

- Поликультурное пространство мини-музея «Русская изба». Музей как

социокультурный феномен обладает большими потенциальными

возможностями для приобщения дошкольников к различным культурам,

благодаря наглядно представленным памятникам и музейным экспонатам.

Современные технологии делают доступным и интересным процесс

приобщения дошкольников к культуре русского народа в условиях музея.

2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

2.1 Задачи воспитания этнотолерантности

Формировать уважение к людям разных национальностей, их культуре.

Поддерживать интерес к народной культуре своей страны (устному

народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам).

Развивать представление о том, что Россия – большая

многонациональная страна, все люди которой хотят жить в мире и согласии.

• Познакомить с расовым составом жителей нашего региона, помочь

понять многообразие этнического состава.

Объяснить, что в каждой стране живут люди разных национальностей.

• Объяснять значение позитивного общения, сотрудничества с людьми

разных стран и этносов.

• Способствовать выражению отношения к жизни разных народов, к

событиям истории в играх, рисунках, рассказах, вопросах.

Освоение задач воспитания этнотолерантности у дошкольников

осуществляется в разных видах совместной и самостоятельной деятельности

2.2 Основные методы воспитания этнотолерантности у детей

старшего дошкольного возраста :

Рассказы взрослого, чтение книг, просмотр видеофильмов,

видеопрезентаций, прослушивание аудиозаписей, беседы, организация

выставок обеспечивают накоплению ребенком представлений о расовом и

этническом составе планеты, нашей страны, особенностях этнической

культуры, возбуждают интерес к данному содержанию. Знакомство детей с

устным народным творчеством, народными игрушками и способами их

изготовления, народными играми, народным музыкальным и

изобразительным искусством, народными праздниками способствуют

воспитанию интереса к культуре родной страны, своего этноса, других

народов и национальностей, углубляют опыт познания ребенком причин

различия и глубинное сходство этнических культур, обеспечивают

возможность отражения полученных знаний в разных видах художественно-

творческой деятельности.

Обсуждение реальных специально созданных проблемных ситуаций,

связанных с решением проблем межэтнического взаимодействия в целях

воспитания этнотолерантного отношения к людям (детям и взрослым)

различных рас и национальностей.

Метод проектов углубляет интерес ребенка к этнической проблематике,

мотивирует к самостоятельному поиску информации. Деям могут быть

предложены различные темы проектной деятельности: «Собирание

коллекций», «Создание мини-музея», «Создание альбома «Мы разные, мы

вместе» с рисунками и рассказами детей различной этнической

принадлежности, посещающих одну группу детского сада и пр. Праздники (в

том числе народные обрядовые праздники, театрализовано-музыкальные

развлечения, «семейные вечера» подводят своеобразный итог рассмотрения

темы, активное участие детей в них, взаимодействие с представителями

разных этносов способствуют накоплению опыта деятельности и поведения

на материале народной культуры и искусства.

2.3 Содержание образовательной деятельности

Познавательный компонент этнотолерантности

• Ребенок знакомиться с тем, что люди, населяющие нашу планету

относятся к разным расам, что в каждой стране живут люди разных этносов.

• Ребенок имеет представление о том, что Россия – большая

многонациональная страна, все люди которой хотят жить в мире и согласии.

Дошкольник знает, что люди объединяются в различные

национальные группы, видит их многообразие и некоторые внешние особенности.

• Ребенок начинает относить себя к определенному этносу.

Дошкольник понимает, что знакомые им дети и взрослые могут быть

разных национальностей и культур, говорить на разных языках.

• Ребенок знает, что каждый народ имеет свою культуру на примере

произведений устного народного творчества, музыкального и

декоративно-прикладного искусства.

• Ребенок имеет представления о некоторых особенностях жизни детей

в других странах, об их любимых играх, игрушках, занятиях.

• Ребенок понимает значение позитивного общения, необходимость

сотрудничества и взаимопомощи людей разных стран и этносов.

Организация опыта освоения программы.

Эмоциональный компонент этнотолерантности:

Поддерживать и поощрять интерес к Поволжской народной культуре

(устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам).

Стимулировать развитие интереса к знакомству с культурой, народным

искусством различных этносов, населяющих нашу страну и наш регион.

Поддерживать желание организовывать совместную деятельность (игровую,

художественную) с детьми других национальностей, посещающих группу

детского сада.

Практический компонент этнотолерантности:

Обеспечивать развитие умений воспринимать и обсуждать различия и

сходства народной культуры некоторых этносов на основе знакомства с

народными игрушками, произведениями искусства.

Создавать условия для освоения умений общаться и организовывать разные

виды деятельности (прежде всего игры) с детьми другой национальности.

Инициировать стремление детей разучивать и исполнять некоторые

произведения устного, музыкального творчества разных народов.

В ходе организации игровой, художественной и проектной деятельности,

обеспечивать развитие умений отражать представления о многообразии

этнического состава населения страны, об особенностях их материальной

культуры и произведений устного народного творчества в рисунках,

рассказах, сюжетных играх, играх-драматизациях.

2.4 Итоги освоения содержания программы

Достижения ребенка («Что нас радует»)

Вызывает озабоченность и требует дополнительных совместных усилий

педагогов и родителей - Ребенок проявляет интерес к культуре своего

народа, русской народной культуре, знакомству с культурами различных

этносов, населяющих нашу страну.

*Ребенок знает, что Россия – большая многонациональная страна, понимает,

что все люди должны жить в мире и согласии.

*Дошкольник знает, что люди объединяются в различные национальные

группы, видит их многообразие, определяет их некоторые внешние

особенности, различие языка.

*Ребенок называет свою национальную принадлежность.

* Ребенок высказывается о значении позитивного общения, о

необходимости сотрудничества и взаимопомощи людей разных стран и

этносов.

* Ребенок стремится налаживать бесконфликтные отношения с детьми

других этносов, с желанием участвует в разных видах деятельности с ними.

*Ребенок не может назвать этносы, представители которых живут в России,

не знает название этноса, к которому относится.

* Интерес к культуре разных стран и народов выражен не ярко, ребенок

избегает общения об их особенностях.

* Ребенок с трудом называет некоторые особенности внешнего вида

представителей разных рас, не знает особенностей их культуры.

* Ребенок настороженно относится к людям других национальностей,

избегает общения и игр с детьми других национальностей, ярко

отличающихся от его собственной.

3 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Примерная парциальная образовательная программа «Поликультурное

детство» (Комплексная образовательная программа дошкольного

образования «Детство»/Т. И Бабаева,А. Г. Гогоберидзе,О. В. Солнцева и др.

В. Н. Косарева «Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3 – 7

лет». Издательство «Учитель» 2011.

О. Р. Меремьянина «Вместе с куклой я расту. Познавательно – игровые

занятия с детьми 2 – 7 лет» Издательство «Учитель» 2012.

О. В. Дыбина «Что было до …Игры – путешествия в прошлое

предметов для дошкольников» ООО «ТЦ СФЕРА» 2010.

И. Н. Курочкина «Современный этикет и воспитание культуры

поведения у дошкольников» ВЛАДОС-2003.

Т. Ф. Бабынина, Л. В. Гильманова, В. Э. Головенко «Диалог с

родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи»

Издательство «ТЦ СФЕРА» 2016.

А. В. Дронь, О. Л. Данилюк «Взаимодействие ДОУ с родителями

дошкольников. Программа «Ребенок – педагог – родитель» Санкт-Петербург

Детство – ПРЕСС 2012.

Е. В Шитова «Работа с родителями. Практические рекомендации и

консультации по воспитанию детей 2 – 7 лет» Издательство «Учитель» 2008.

О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Родительские собрания в ДОУ» АЙРИС

ПРЕСС Москва 2008.

Публикации по теме:

Детское творчество и его поддержка в образовательном пространстве детского садаДетское творчество и его поддержка в образовательном пространстве детского сада Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Самарской области Средняя общеобразовательная школа № 29 города Сызрани.

Инновационные формы, методы и технологии в работе с детьми дошкольного возраста Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует.

Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Дата проведения контроля.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возрастаОсновные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии Презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии" (для конкурса по обмену.

Применение Универсального Трансформируемого Игрового Поля в образовательном пространстве ДОУПрименение Универсального Трансформируемого Игрового Поля в образовательном пространстве ДОУ Применение Универсального Трансформируемого Игрового Поля в образовательном пространстве ДОУ «Без игры нет, и не может быть полноценного.

Фотоотчет с проекта «Детский сад и музей: пути взаимодействия в образовательном пространстве»Фотоотчет с проекта «Детский сад и музей: пути взаимодействия в образовательном пространстве» В своей работе большое внимание уделяю музейной педагогике. Музейная педагогика становится все более привычной в практике духовно-нравственного,.

Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно-образовательном пространстве семьи и ДОУ Родительское собрание Тема: «Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно - образовательном пространстве семьи и.

Теоретические подходы к пониманию процесса интеграции в образовательном пространстве Ключевые слова: Интеграция – выборочное помещение обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные подходы к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста в поликультурном образовательном пространстве
Опубликовано: 7 июля 2022 в 18:52
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД