Светлана Тарновская
Инновационные подходы в музыкальном воспитании и развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка занимает особое место в воспитании детей дошкольного возраста. Начальное музыкальное воспитание играет в жизни человека очень важную роль.
Публикация «Инновационные подходы в музыкальном воспитании и развитии дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Музыка – источник особой детской радости. Применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. При проведении НОД у детей формируется способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, приобщаться к художественной и творческой жизни. Целью своей работы считаю – обеспечить каждому ребенку развитие музыкальных коммуникативных и творческих способностей, укрепление психического и физического здоровья.
Применение инновационных методов, форм и технологий в музыкальном воспитании в условиях введения ФГОС стало целью моей работы.
Цель реализую в задачах, которые отвечают насущным запросам ребенка:
• предоставить возможность каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;
• творческое развитие музыкальности ребенка;
• создание условий для спонтанных творческих проявлений.
Главный принцип, которым я руководствуюсь в своей работе – внимание к каждому ребё нку: учёт его возрастных, речевых, индивидуальных музыкальных особенностей и потребностей.
В детском саду становится нормой интегрированная музыкальная деятельность. Цель – дать детям представление о специфике различных видов искусства (музыке, живописи, театре, хореографии, поэзии, своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей.
Успех работы по музыкальному развитию и воспитанию детей невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателей. Здоровьесбережение становится приоритетным направлением в работе нашего ДОУ. Доказано, что музыкальное развитие неразрывно связано с физическим самочувствием ребенка. Пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание детей. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность и пластику движений. Игра на инструментах развивает чувство ритма, умение играть по одному и в ансамбле. Все виды НОД способствуют решению следующих задач:
1. Сохранению и укреплению здоровья детей;
2. Развитию сенсорных и моторных функций.
3. Формирование потребности в двигательной активности;
4. Приобретение навыка правильного дыхания;
5. Развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве и др);
6. Развитию эмоционально – волевой сферы и игровой деятельности;
7. Формирование гармоничной личности.
Использование компьютера позволяет мне оживить совместную образовательную деятельность с детьми.
Музыкальная деятельность стала более содержательной, гармоничной и результативной.
В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Формы развития музыкальности, которые используются мною на практике – это:
Коммуникативные танцы.
• развития коммуникативных навыков,
• работы над ощущением формы,
• развития двигательной координации,
• развития чувства ритма.
• Пальчиковые игры (музыкальные и речевые).
• развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;
• повышают общий уровень организации ребёнка;
• направляют на развитие чувства ритма, выразительно-речевого интонирования, координации движений.
Ритмодекламация под музыку – синтез музыки и поэзии, в которой текст можно петь и ритмично декламировать. Например, стихотворение «Апрель» С. Маршака.
Методика Карла Орфа: открывает для детей удивительный мир звуков: музыку дождя, солнца, ветра, сосулек, снежинок. У детей развиваются навыки импровизации, фантазии, самостоятельному творчеству. Проведенные мною НОД на тему «Осеннее настроение», «Зимняя фантазия», «Путешествие в весенний лес», способствовали развитию чувства ритма, творчества в игре на музыкальных инструментах и свободной пляске, слышать «музыку природы» через восприятие музыки.
Метод проектирования: он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес.
Тема патриотизма: актуальна и значима в работе нашего детского сада. Она учит детей доброте, великодушию, любви к своей Родине и родному краю, уважению к своим родителям и друг другу.
Инновационные технологии, которые я применяю в своей работе, ориентированы на полноценное развитие ребенка как личность, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям. Анализ работы показывает, что применения инновационных программ и технологий позволяет повысить уровень музыкального развития детей.