МААМ-картинки

Инновационные практики развития общения дошкольника с взрослыми в России и за рубежом

Елена Коверзнева
Инновационные практики развития общения дошкольника с взрослыми в России и за рубежом
▼ Скачать + Заказать документы

Необходимой составляющей самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности является умение контактировать с другими людьми. Общаясь, люди узнают друг друга, обмениваются информацией, участвуют в различных видах деятельности, взаимно влияют друг на друга.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определена особая задача - владение речью, как средством общения и культуры.

Публикация «Инновационные практики развития общения дошкольника с взрослыми в России и за рубежом» размещена в разделах

Общение – это одно из главных условий развития ребенка, которое помогает сформировать личность, передать накопленный опыт поколений, познать и оценить самого себя в процессе взаимодействия с другими людьми. (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Е. О. Смирнова и др.).

Общение — взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Т. е. общение не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах. Активность может выражаться в том, что человек при общении инициативно воздействует на своего партнера, и в том также, что партнер воспринимает его воздействия и отвечает на них. Когда два человека общаются, они попеременно действуют и воспринимают воздействия друг друга[3].

Общение должно приносить чувство взаимного удовлетворения (Л. И. Галигузова)[3]. Именно такое общение мотивирует ребенка на продолжение общения и дальнейшее совершенствование коммуникативных умений.

Проблема отношения «взрослый-ребенок» стала актуальной в современной России связи с переосмыслением целей и задач образования. Одной из центральных стала идея сотрудничества обучаемого и обещающего, что привело к появлению новых форм и методов построения образовательного процесса, т. е. инновации.

Инновации в образовании – это целенаправленные нововведения, целью которых является получение стабильных и более эффективных результатов[10]. Современные инновационные практики в дошкольном образовании России направлены на реализацию федерального государственного стандарта дошкольного образования.

Инновационная практика – это специальная работа по разработке новых систем, процессов, проектов, программ, характеризующих их направленность на развитие и включающих реально осуществляемые нововведения[9].

Инновации в образовательном процессе российского детского сада в основе своей имеют личностно-ориентированный подход, при котором педагог придерживается положения не рядом, не над ребенком, а вместе и главная роль в процессе обучения и воспитания отводится ребенку. Цель данного подхода – содействовать ребенку в его становлении, как личности.

После вступления в силу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования появился новый стиль общения педагога с детьми – партнерский. Партнерская позиция воспитателя позволяет развить в ребенке такие качества, как активность, умение принимать решения и нести за них ответственность, самостоятельность, уважение к самому себе и окружающим и т. д. Партнерская позиция воспитателя меняется в зависимости от этапа непосредственной образовательной деятельности. На начальном этапе педагог озвучивает задачу для совместной деятельности и предлагает детям поучаствовать, в ее реализации. Входе процесса воспитатель предлагает детям свою идею решения, новые знания и способы действий, приветствует критику и инициативу детей, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки и обсуждения возникших проблем. Для заключительного этапа характерен «открытый конец» деятельности, т. е каждый ребенок работает в своем темпе и завершает работу, когда сам считает ее законченной. Партнерский стиль общения воспитателя с детьми сохраняется и в режимных моментах. Такая модель общения определяется не только активностью детей, но и насколько благоприятные условия создают взрослые для общения.

Для создания таких условий современный воспитатель детского сада должен осваивать новые технологии и методики, позволяющие развивать содержательность и связности речи детей.

Одной из таких методик является методика построения диалогических разговоров с детьми. При этом тематика разговора может определяться как самим воспитателем, так и быть инициирована детьми. Вопросы, обсуждаемые с детьми должны носить проблемный характер. Входе таких разговоров педагог может не только диагностировать глубину знаний ребенка по теме, но и обучает детей речевому планированию, способствует формированию навыка у ребенка не бояться высказывать свои мысли и отстаивать, аргументируя, свою точку зрения. Тем самым воспитывается речевой этикет у детей: ребята учатся говорить по очереди, не перебивая, друг друга; поддерживать обсуждаемую тему; спорить, не обижая своими высказываниями собеседника; находить в общем разговоре место для своей реплики.

Другой методикой организованного обучения дошкольников диалогу является метод сценариев активизирующего общения (Арушанова А. Г). Арушанова А. Г. уделяет особое внимание организованному обучению дошкольников, но категорически отрицает речевые занятия, построенные в форме школьного урока. Поэтому в сценариях активизирующего общения используются : доверительный стиль общения воспитателя с детьми, допускающий смех, игры со словом, веселье, шутки; неурочная организация среды, так как удобно детям, чтобы они могли свободно контактировать и с воспитателем и со сверстниками. Мотивация детей возникает, потому что они не пересказывают сказки или стишки, а играют в них. В данной методике широко используются дидактические игры и упражнения, которые способствуют эмоциональному комфорту детей, а так же развитию языковой способности.

Метод проекта, также является инновационной технологией сотрудничества ребенка и взрослого. Это метод стал эффективным средством речевого развития дошкольников, позволяет развивать творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний у детей, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника, развивает у ребенка определенные реализуемые программой знания, умения и навыки.

Проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором могут принимать участие дети и педагоги ДОУ, а также родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы? А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.

Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях. Для педагога, который научился использовать в своей работе инновационные методы, методики и технологии всегда будет главным ориентиром познавательный интерес ребенка в его развивающемся состоянии.

В современном мире существуют и другие практики общения детей и взрослых. Например, в Японии с особой любовью относятся к детям, на них не оказывают в детском саду ни какого давления, со стороны взрослых нет ворчливости и строгости, нет ни каких телесных наказаний, складывается впечатление, что ребенок сам себя воспитывает. В современных японских детских садах существуют программы, которые предполагают привлечение взрослых в образовательный процесс. Например, некоторые сады приглашают пап, что бы те рассказали о своей работе, другие предлагают мам провести целый день с ребенком в саду. Такие встречи помогают совершенствовать учебный план, учитывать особенности ребенка в семье и конкретном районе города. Каждый день в японском детском саду начинается одинаково, что позволяет ребенку с каждым днем чувствовать себя все увереннее и увереннее, а так же ощущать себя членом одного коллектива – это главная черта детских садов Японии. Каждое утро воспитатель приветствует ребенка, это позволяет ребенку почувствовать свою значимость. Еще одна особенность заключается в приеме пищи, когда детки расстилают свои циновки и вместе с педагогом приступают к трапезе, это еще один из способов дать понять детям, что каждый из них является членом коллектива. В детских садах Японии детей учат общению в семье и в обществе, быть самодостаточными и развивать в себе новые навыки, изучая народные сказки и читая книги. Принципы дошкольного воспитания в Японии призваны вырастить самостоятельного, здорового, всесторонне развитого, любящего и знающего свою культуру и страну члена общества.

Одной из новых практик Германии можно, считать организацию жизнедеятельности детей в открытом детском саду. Теоретическую основу методологии создания таких детских садов разработал ученый-педагог Алекс Виланд и профессиональный консультант Герхард Регель. Главной особенностью таких детских садов является отсутствие всяких границ и принадлежности ребенка, к какой либо возрастной группе. Дети в детском саду живут большим, дружным коллективом в едином пространстве. Помещения являются зонами для детской активности и можно выделить следующие: для игр, для конструирования и экспериментирования, для детского творчества и для физической активности. Есть так же помещение для совместных встреч всех детей с воспитателями. Принципиально новым моментом является возможность выбора ребенком занятия и помещения, который дети делаю самостоятельно. Право выбора где, с кем, когда и как ребенок будет заниматься, он получает, начиная с возраста 3 лет. В саду работаю от 7 до 10 педагогов. В каждом помещении постоянно присутствуют 2 педагога, которые предлагают детям интересные занятия, координируют их действия и решают проблемные ситуации. За преподавателем закреплено определенное количество детей, за которых он несет ответственность. Педагог-наставник, наблюдает за своими воспитанниками и их маршрутами, помогает тактично скорректировать занятия ребенка, если последний самостоятельно не разнообразит свою деятельность, но тем не менее окончательный выбор занятия остается за воспитанником. В открытом детском саду нет музыкального работника или инструктора по физической культуре, все эти функции лежат на воспитателе.

В Германии существует и другая методика воспитания детей – вальдорфская. Ее основатель - Рудольф Штайнер. Цель вальдорфской педагогики - развивать природные способности каждого ребенка и укреплять его веру в собственные силы. В вальдорфском саду очень важно самочувствие малыша, осознание им своего места в мире, развитие его индивидуальности. Все это достигается благодаря приятной атмосфере в группе, доверительных отношений с воспитателем и сплоченности детского коллектива. К преподавателям вальфдорского детского сада предъявляются особые требования – ведь они для своих воспитанников «образцы для подражания» и высший авторитет. Воспитатели должны заниматься самосовершенствованием и следить за своим поведение, движениями, манерами и всем остальным. Самой важной деятельностью для ребенка – является свободная игра, задача взрослых как можно меньше вмешиваясь игру, а побуждать, поддержать и развить интерес детей к игровой деятельности. Помимо игры дети подражают и помогают взрослым в ухаживании за растениями, в приготовлении пищи, уборке группы и т. д. Дети занимаются осмысленным, настоящим и полезным делом, получая тем самым широкое и глубокое представление об окружающем мире. Вальдорфские педагоги противники раннего целенаправленного обучения - они избегают нагрузок на память и интеллект детей. Они считают, что от вложенных в ребенка готовых знаний нет никакого прока.

Таким образом, инновационные методики разных стран строятся на партнерской позиции взрослого по отношению к ребенку, что позволяет обеспечить психологическую защищенность ребенка, сформировать у него доверительное отношение к миру, показать радости бытия. Современные методики базируются на принятии и понимании личности ребенка, основанное на способности взрослого к децентрации (умение становиться на позицию другого); также учитывается точка зрения ребенка и не игнорируются его чувства и эмоции. Есть и некоторые различия в выше рассмотренных инновационных методиках. Например, современные российские педагоги, общаясь в большей степени, прогнозируют, направляют и максимально содействуют развитию личности ребенка. В Германии взрослые стараются не мешать детям само развиваться, очень приветствуется их самостоятельность и большое внимание уделяется эмоциональному комфорту ребенка. Японская система воспитания строиться на принципе коллективизма, здесь взрослый не только партнер, он сам член коллектива детей.

Педагогические инновации в области общения взрослого с детьми в разных странах – это требование времени и общества и от того насколько эффективно осваиваются инновации зависит качество образовательного и воспитательного процесса.

Публикации по теме:

Культура общения дошкольников. Формирование навыков речевого общения со сверстниками и взрослыми Используются следующие методы: беседа с воспитателями и детьми (на занятиях, во время прогулки и в повседневной жизни). Основные навыки.

Консультация «Формирование навыков речевого общения (культура общения) со сверстниками и взрослыми» При обследовании детей используйте следующие способы: наблюдения (на занятиях, во время игры и в повседневной жизни); беседы с воспитателями,.

Особенности общения застенчивого ребёнка со взрослыми и сверстниками Особенности общения застенчивого ребёнка с взрослыми и сверстниками. В русском языке слово «застенчивый» образовано от глагола «застить».

Поддержка детской инициативности в России и за рубежом Поддержка детской инициативы в России Дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир.

Планирование внеучебной деятельности. Формирование навыков правильного поведения в процессе общения с взрослыми и сверстниками Планирование внеучебной деятельности. Формирование навыков правильного поведения в процессе общения с взрослыми и сверстниками. (беседы,.

Роль общения со взрослыми в развитии ребенка .

Семинар «Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности» Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности, их виды и реализация в режиме дня детского сада.

Семинар «Современные педагогические практики» Культурные практики в ДОУ Кружок оригами «Волшебный квадрат» Семинар «Современные педагогические практики» Культурные практики в ДОУ Кружок оригами «Волшебный квадрат» Воспитатель Яковлева Ольга Александровн.

Создание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстникамиСоздание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками На протяжении дошкольного возраста происходит быстрое развитие не только психических процессов, но и свойств личности ребенка. Личностное.

Формы общения детей дошкольного возраста со взрослыми .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные практики развития общения дошкольника с взрослыми в России и за рубежом
Опубликовано: 20 февраля 2018 в 15:19
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные практики развития общения дошкольника с взрослыми в России и за рубежом» (включая файлы) размещена пользователем Елена Коверзнева (УИ 1480608) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД