Лучший педагог года

Инновационные технологии в практике логопеда

елистратова ольга
Инновационные технологии в практике логопеда

Инновационные технологии в практике логопеда.

В коррекционно-развивающей работе специалисты все чаще применяют нетрадиционные методики, приемы, инструменты. В сочетании с традиционными, проверенными временем логопедическими технологиями эти инновационные элементы помогают :

Создать более комфортные с эмоциональной и психологической точки зрения условия для каждого ребенка, учесть его индивидуальные особенности и потребности.

Публикация «Инновационные технологии в практике логопеда» размещена в разделах

Увлечь, замотивировать детей, сделать их активными участниками учебно-воспитательного и восстановительного процесса.

Повысить эффективность взаимодействия учителя-логопеда и его маленьких подопечных.

Ускорить достижение положительных результатов.

К инновационным технологиям, успешно внедряемым в работу логопедов, относятся:

арт-терапевтические методики: музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, изотерапия и пр. ;

игровые технологии;

телесно-ориентированные техники;

цветотерапия;

ароматерапия;

пальчиковая гимнастика;

информационно-компьютерные технологии (ИКТ);

мнемотехника;

локальная гипер- и гипотермия или криотерапия и др.

Познакомимся с некоторыми из них.

Музыкотерапия

Двигаться в ритме музыки, прослушивать музыкальные композиции, пропевать чистоговорки под музыку или играть на различных музыкальных инструментах — вариантов использования этого вида искусства может быть много. Таким ненавязчивым, скорее даже приятным образом музыкотерапия оказывает благоприятное воздействие на организм юных пациентов:

улучшает и стабилизирует эмоциональное состояние;

тонизирует кору головного мозга;

учит прислушиваться, анализировать мелодии, звуки, издаваемые различными инструментами;

развивает чувство ритма;

стимулирует слуховые анализаторы, тренирует восприятие на слух;

избавляет от блоков, зажимов, страхов и речевых расстройств и т. д.

Сказкотерапия

Сказки могут быть дидактическими, психологическими, медитативными, психотерапевтическими и психокоррекционными. В них скрыт большой исцеляющий потенциал. Сказки можно сочинять и рассказывать, рисовать или шить. В коррекционной работе логопеда ДОУ элементы сказкотерапии помогают:

создавать комфортную для ребенка атмосферу;

настраивать взаимодействие анализаторов — зрительного, слухового, моторного;

развивать у малышей умения рассказывать что-то (строить монологическое высказывание, беседовать (вести диалог);

работать над звуковой и лексико-грамматической сторонами речи и т. д.

Изотерапия

У этого вида арт-терапии есть много вариантов, например, кляксография, рисование на крупе или пальцевая живопись. Изотерапия дает возможность высказаться без слов и включает творческий потенциал, тренирует мелкую моторику и способствует развитию артикуляционного аппарата, навыков связной речи.

Песочная терапия

Песок — природный материал, обладающий позитивной энергетикой. Он мягко воздействует на нервные окончания, находящиеся на кончиках пальцев, тонизирует или наоборот снимает излишнее напряжение (мышечное, психоэмоциональное, помогает развивать мелкую моторику рук, навыки ориентации в пространстве. Песочная терапия благоприятно влияет на эмоционально-волевую сферу и позволяет деликатно, без усилий, в игровой форме корректировать речевые дефекты, учит пользоваться как вербальными, так и невербальными средствами общения, устраняет психологические блоки.

Играть в песочнице можно по-разному:

рисовать отпечатки ладошек или кулачков;

погружать руки в песок и шевелить пальцами, сжимать и разжимать кулачки;

скользить ладошками по песочной глади;

рисовать зигзаги, круги или другие узоры на поверхности;

закапывать различные предметы (маленькие игрушки, а потом потихоньку сдувать песок и находить спрятанное и т. д.

Но стоит иметь в виду, что у песочного метода есть противопоказания, например, царапины или ссадины на руках, повышенная тревожность малыша или аллергия на пыль.

Мнемотехника

Это технология, которая помогает быстрее и легче запоминать информацию. Ее суть состоит в следующем:

Слова, фразы, фрагменты текста, сцены из мультфильмов или сказок изображаются схематично, отдельными символами.

Ребята видят эти загадочные символы и схемы и пробуют их расшифровать, что пробуждает их любопытство, интерес.

Интерпретация и расшифровка историй подключает творческие способности малышей, что способствует лучшему запоминанию.

Использование мнемотехник в логопедии помогает :

активизировать визуальное и слуховое восприятие информации;

развивать ассоциативное мышление и зрительную память;

формировать навыки связной речи;

развивать зрительное и слуховое внимание;

совершенствовать звукопроизношение и т. д.

Телесно-ориентированные техники

Все в организме человека взаимосвязано. Тренируя двигательную сферу можно стимулировать развитие психических функций и свойств, формируя умение контролировать свои действия (движения руками, ногами, можно влиять на эмоционально-волевые проявления, характер, способности, речевые навыки.

К телесно-ориентированным методикам, применяемым в работе логопеда, относятся:

дыхательные упражнения — способствуют формированию навыков самоконтроля, улучшают ритмику организма;

биоэнергопластика — является одной из разновидностей артикуляционной гимнастики, которая подразумевает одновременное выполнение каких-то движений и активизацию речевого аппарата (например, поднять руки и высунуть язык, учит координировать действия, развивает произвольное внимание, восприятие информации, синхронизирует работу полушарий головного мозга, благоприятно влияет на мышление и речь;

упражнения для расслабления — развивают навыки самонаблюдения;

растяжка — система упражнений, которые направлены на попеременное напряжение и расслабление различных частей тела, эффективное средство против гипер- и гипотонуса мышц.

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)

Компьютеры, планшеты и прочие технические средства помогают логопеду не только подготовиться к занятию — например, нарисовать презентацию или раздаточный материал, но и разнообразить сам учебно-воспитательный и образовательный процесс,

использовать возможности мультимедийных технологий — например, для проведения развлекательной физкультминутки или просмотра мультфильма и т. д. Заключение

Одним из слагаемых эффективной коррекционно-развивающей работы логопеда является активное участие в процессе его юных подопечных — малышей с нарушениями речевой функции. Добиться такой включенности, заинтересованности при помощи традиционных методов удается далеко не всегда. Поэтому важно искать новые подходы, комбинировать привычные средства и приемы с нестандартными — инновационными для логопедии, развивать новые направления.

Когда у специалиста есть в распоряжении широкий спектр методик и технологий, ему значительно проще выбрать наиболее подходящие в каждой конкретной ситуации инструменты, найти индивидуальный подход к каждому ребенку, что позволит добиться максимально возможных результатов.

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Фотоотчет «Инновационные технологии и практики в ДО» о занятии с использованием коврографа «Ларчик Воскобовича»Фотоотчет «Инновационные технологии и практики в ДО» о занятии с использованием коврографа «Ларчик Воскобовича» В рамках реализации проекта "Предшкола" стандарт детского сада на тематической неделе «Инновационные технологии и практики в ДО» в подготовительной.

Инновационные формы, методы и технологии в работе с детьми дошкольного возраста Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Инновационные технологии в практике логопеда
Опубликовано: 13 марта 2024 в 18:08
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД